Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема лекций №12. Измерение малых цветовых различий

Высшая метрика цвета. Метрология цвета — наука об измерении координат цвета, ус­ловия наблюдения и измерения. Триадой красок, или основных излучений, можно воспроизвести совокупность цветов. Зная координаты этих цветов, можно построить фигуру, описывающую их положение в пространстве или на плоскости. На плос­кости строится цветовой охват. Цветовой охват, построенный в трехмерном пространстве, — это цветовое тело.

Если координаты двух цветов совершенно одинаковы, то цвета одинаковы. Однако колориметрия не может дать ответ, насколько точно должны совпадать координаты, чтобы цвета не различались визуально. Эту задачу решает высшая метрика цвета (ВМЦ). Методами высшей метрики цвета определяют различие координат двух близких цветов (DЕ) или, по-другому, находят малые цветовые различия.

Воспроизведения малых цветовых различий. Под малыми цветовыми различиями понимают минимальный порог цветоразличения в условиях колориметрического опыта и аддитивного синтеза цвета. Сложность определения малых цветовых различий заключается в том, что с точки зрения на­шего восприятия векторное цветовое пространство неоднород­но в различных направлениях. Нет полного соответствия меж­ду физическими и психофизическими характеристиками цве­та, что и наблюдается в основной международной системе CIEXYZ, где расстояния между двумя цветами не пропорцио­нальны цветовым ощущениям. Если преобразовать цветовое пространство так, чтобы цвета в нем расположились равномер­но, согласно физиологическим ощущениям, то законы Грассмана, основанные на сложении векторов, выполняться не будут. А выполнение этих законов, как было сказано выше, необходимо для расчета координат цвета.

Во-первых, предпринимались неоднократные попытки раз­работки сложных нелинейных формул для расчета DЕ в про­странстве CIEXYZ.

Во-вторых, предпринимались попытки создания так называ­емого равноконтростного цветового пространства, соответ­ствующего евклидовой метрике цветового пространства.

Пороговые эллипсы. Понятие о порогах цветразличения. Одним из первых шагов в направлении создания равноконтрастных систем явились пороговые эллипсы Джадда. Он при­менял методику Фехнера для оценки минимально заметных (по­роговых) отличий от базового цвета. Поскольку цвет — величи­на трехмерная, то при изменении количеств основных изменя­ются все три параметра: светлота, цветовой тон и насыщен­ность. Измерения такого рода проводятся в визуальном колориметре. Мак-Адам расширил эти исследования из 1937 г. предложил график, изображенный и рис. 6.13. На этом графике показано, что пороговые эллипсы меняют форму, размер и направление осей при перемещении в пплоскости единичных цветов ху. При помощи эллипсов достаточно сложно измерить расстояние между двумя точками на графике ху, тем более что в разных частях графика изменяются направления осей и масштаб.

Рис. 12.1. Пороговые эллипсы Мак-Адама '

Позже принцип построения эллипсов Мак-Адама был исполь­зован при оценке равноконтрастных колориметрических сис­тем. Равноконтрастная колориметрическая система — это система оценки цвета, в которой величины воспринимаемых глазом цветовых различий DЕ в данных условиях наблюдения пропорциональны евклидову расстоянию между соответствующи­ми точками цветового пространства, при этом эллипсы Мак-Адама превращаются в окружности.

Остальные колориметрические системы неравноконтрастны. Здесь надо сделать серьезное уточнение. С введением равноконтрастных систем никто не отменяет основную практическую систему CIEXYZ, так как на ней базируется вся практическая колориметрия, все измерения. Только в этой системе дей­ствуют законы Грассмана, позволяющие рассчитывать координаты и другие физические характеристики цвета, остальные системы — производные, кро­ме CIERGB, которая выполняет функции контрольной, связанной со зрением человека напрямую.

Представитель отечественной науки Д.А.Шкловер предложил все равноконтрастные системы разделить на четыре группы.

1. Системы, использующие проективную трансформацию стандартного графика ху (аффинные преобразования).

2. Системы, в которых цветность излучения определяется по разности нелинейных функции координат цвета.

3. Системы, базирующиеся на атласах Манселла и Рихтера.

4. Системы, базирующиеся на исследованиях пороговых эл­липсов Мак-Адама и Брауна.

Равноконтрастная система С1Е-76

После продолжительной дискуссии в МКО решили отказать­ся от единой формулы для определения цветовых различий. В 1976 г. была принята новая равноконтрастная система С1Е-76 (МКО-76), которая использует два равноконтрастных простран­ства CIELUV и CIELAB.

Система CIELUV представляет собой уточненное простран­стваU*V*W*, по приведенной классификации относится к п. 1, а в части преобразования светлот к п. 3. Система должна использоваться для оценки малых раз­личий в аддитивном синтезе цвета, особенно в телевидении. Уточнения коснулись главным образом светлоты. Формула с ис­пользованием кубического корня довольно хорошо аппроксими­рует полином пятой степени, определяющий изменение светло­ты по атласу Манселла. Эта величина выражается координатой L, которая также используется в системе CIELAB. В 1,5 раза из­менена координата u. Формулы координат цвета следующие:

(12.1)

(12.2 а)

(12.2 б)

(12.2в)

При расчете с использованием координат цвета

(12.2 г)

Яркость белой точки У0 нормируется на 100, т.е. принимает­ся, как всегда, что У0 = 100 единиц.

Формула расчета цветовых различий в этом пространстве

(12.3)

Система CIELAB базируется на нелинейных преобразованиях пространства ХУZ и основана на системе Манселла. Эта система предназначена для оцен­ки малых цветовых различий в субтрактивном синтезе цвета. Очень активно используется в полиграфии в программах обработ­ки изобразительной информации и представления изображений. Показатели цветности рассчитываются по следующим фор­мулам через соответствующие координаты ХУ2(напомним, что светлота рассчитывается по формуле (12.1)):

(12.4); (12.5)

где.Xo, Yo, Zo— координаты цвета соответствующего стандарт­ного колориметрического источника; X, У. 2— измеренные ко­ординаты цвета образца.

Приведенные выше формулы действуют для соотношений координат цвета образца и источника света, больших чем 0,008856.

Цветовой контраст между двумя цветами определяется по формуле

(12.6)

Использование CIELAB в системах управления цветом объяс­няется тем, что это стандартная колориметрическая система и с ее помощью описывают цвет равноконтрастной системе не­зависимыми от устройств численными значениями, т.е. она по­зволяет проводить систематический контроль, данных о цвете, начиная с начала обработки оригинала вплоть до получения от­тиска. Правда, система не свободна от недостатков.

Например, в системе CIEXYZ все построения ведутся в плос­кости единичных цветов. На цветовом графике возможно определить доминирующую длину волны, относительную насыщен­ность и относительную яркость для единичных цветов, и все это— для различных колориметрических источников света.

Для сравнения цветового охвата в координатах LCH правиль­нее строить тело цветового охвата, а затем производить сравне­ния для одинаковых уровней яркости.

Для строгого колориметрического опыта, когда наблюдатель адаптирован к условиям рассматривания смешиваемых излу­чений в фотометре, величина DE для минимально различимых цветов определяется по уравнению (6.2.9).

Приблизительно ту же величину измеряют денситометры-колориметры и спектроколориметры. Чтобы выяснить, какую величину DЕ различает рядовой наблюдатель в условиях печат­ного цеха с использованием специальной световой установки с нормированной цветовой температурой, можно использовать так называемый «колориметрический тест.

Особенностью теста является то, что эталонные поля и поля сравнения различаются на величины от 1 до 5 DЕ. В результате ранжирования по пяти группам (1 —не различаются, 2 — едва различаются, 3 — различаются, 4 — заметно различаются. 5 — сильно различаются) было выяснено следующее. Глаз начинает различать близкие цвета по светлоте и цветовому тону в районе DЕ = 2±0,1, для DЕ =3,3±0.3 различие достаточно уверенное. Все, что имеет DЕ > 4. различается уверенно и относится в основном к рангу заметно различающихся цветов. Для памятных цветов оценки сдвигаются примерно на 0,5 DЕ в сторону лучшего раз­личения (т.е. указанные значения уменьшаются на 0,5). Мало­насыщенные цвета увереннее подвергаются ранжированию, чем насыщенные (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Пороги цветораэличения в субтрактивном синтезе: Т — ненасыщенные цвета; 2 — насыщенные; 3 — памятные

Такие измерения проводились с использованием белого, се­рого и черного фона. Средние результаты дает сравнение на се­ром фоне. На белом и черном фоне результаты измерений зна­чительно различаются, поэтому стандарты ИСО предполагают использование серого фона с плотностью приблизительно 0.7. Большое значение имеет соотношение между цветовым раз­личием цветов объекта в условиях рассматривания и порогом их цветоразличения, определяемым в колориметрических услови­ях. Дело в том, что на условия рассматривания влияют очень мно­гие факторы, например цвет, форма, размер, условия адаптации и т.д. Поэтому МКО разделяет значения цветового различия вообще и малого цветового различия. Считается, что малые цветовые различия находятся в диапазоне от 1 до 10 единиц DЕ. Различия более 10 единиц DЕ говорят о значительном цветовом контрасте.

Основная литература (осн. 1 [236-243])

Контрольные вопросы

Что такое метрология цвета?

Что выясняем из графика Мак-Адама?

Что дает понять система CIELAB?

Как определяют цветовой контраст между двумя цветами?


Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2944 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...