Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Его особенности:
1) преимущественно религиозный, а порой религиозно-мистический, религиозно-символический характер.
В.С.Соловьев (1853-1900). Основные труды: «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «История и будущность теократии», «Оправдание добра», «Три разговора», «Жизненная драма Платона».
В его работах в сложном сочетании представлены элементы эмпиризма, рационализма и мистицизма, философия превращается, по существу, в функцию религии.
Основная идея философии Соловьева – идея «всеединства», утверждающая единство различных форм бытия. Основа этого единства – в Боге. Замысел философии всеединства Соловьева заключается в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество» (всемогущий человек).
Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения.
2) Другая особенность русской философии начала ХХ века – ориентация на гуманитарное знание, литературу и искусство, на проблемы человека.
Н.А.Бердяев (1874-1948) Основные труды: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Смысл истории», «Самопознание», «Истоки и смысл русского коммунизма».
Один из видных последователей В.Соловьева. Как и у других русских религиозных философов, у Бердяева преобладает ориентация на человека. Отсюда и своеобразный антропоцентризм и персонализм его философии. Человек поставлен им в центр бытия.
3) Третья особенность русской философии – русский космизм – учение, возникшее под влиянием нового естествознания( Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).
Представители этого течения на первое место выдвигали проблему единства человека с космосом, космической природы человека и соответствующего масштаба его деятельности.
В русском космизме представлены 2 тенденции:
1) религиозно-философская (Федоров, Соловьев)
2) естественнонаучный космизм (Умов, Циолковский)
Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И.Вернадского(1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.
Термин «ноосфера» предложен в 20-е годы ХХ века французскими учеными Э.Леруа и П.Тейяр де Шарденом для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству.
Западная философия второй половины XIX – начала XX вв.
Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс явились представителями рационалистического направления европейской философии XIX века. Противоположным ему направлением явился иррационализм, видными представителями которого были А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор и Ф.Ницше, противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположный тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.
Философский иррационализм – (от лат. – неразумный, бессознательный) – учение, умаляющее разумное начало, и признающее ведущую роль инстинкта, интуиции, слепой веры и т.п.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!