Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Марксистская концепция человека стала складываться во второй половине XIX века в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые исходили из трудовой теории антропосоциогенеза. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в складывающемся обществе. Возникновение сознания человека происходило на основе трудовой деятельности и в связи с развитием языка.
К основным понятиям марксистской концепции человека относятся:
«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек - это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens – человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др.
Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой – сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность. Спор о том, какое из начал – биологическое или социальное – является определяющим в жизни человеческого существа, продолжается среди философов и ученых на протяжении почти двух столетий.
К.Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» говорил: «...Сущность человека...есть совокупность всех общественных отношений».
С точки зрения марксизма, в человеке господствующим являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бессознательное.
Индивид -это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят.
Личность – это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами.
Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общества – такова и личность.
Индивидуальность – это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей.
В советской философии получил распространение деятельностный подход к пониманию человеческой личности (психолог А.Н.Леонтьев).
Сущность этого подхода заключается в том, что личность формируется и проявляется в различных сферах деятельности: материально-производственной, общественно0политической, духовной и др. Социальная деятельность является всеобщим, универсальным признаком личности. Богатство личности выступает как богатство ее действительных отношений. В условиях тоталитарной системы марксистская теория человека сталкивалась с противоречиями реального социализма.
Общественный идеал марксизма – коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества: снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие способностей человека на благо всего общества (К.Маркс).
Перестройка советского общества привела к отказу от марксистской концепции человека как государственной доктрины.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1111 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!