Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разделы и отрасли фонетики



СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

ФОНЕТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

РАЗДЕЛЫ: ФОНЕТИКА, ФОНОЛОГИЯ, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

План лекций

№ лекции Тема Кол-во часов на изучение Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ В ФОНЕТИКУ   2-10
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ   11-17
3. СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧЕВОГО ПОТОКА   18-29
4-5. УЧЕНИЕ О ФОНЕМЕ   30-43
6. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ   44-50
7. ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА   51-58
8-9. ОРФОЭПИЯ   59-71
10-11. ГРАФИКА   72-88
12-13. ОРФОГРАФИЯ   89-107

ФОНЕТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

РАЗДЕЛЫ: ФОНЕТИКА, ФОНОЛОГИЯ, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

(типовой курс лекций)

Лекция № 1.

ВВЕДЕНИЕ В ФОНЕТИКУ

План

1. Разделы и отрасли фонетики. Методы изучения звучащей речи.

2. Основные понятия акустической и артикуляционной фонетики.

3. Сегментные и суперсегментные единицы речевого потока.

4. Принципы фонетической транскрипции.

Разделы и отрасли фонетики

Фонетика (от греч. phone — «звук», phonetikos — «звуковой») — это учение о звуковой стороне языка, раздел языкознания, изучающий звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие, более крупные отрезки. Фонетикой называют также я саму звуковую сторону языка.

Фонетика занимает особое место среди других разделов лингвистки. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях ив значимых частях слова — морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного смыслового значения. Например, союз а — слово, имеющее противительное значение. Но звук [а] этого значения не имеет.

Задачи изучения звукового строя языка могут быть различны. Фонетическая система языка может быть представлена в ее современном состоянии. Установление звуковой системы языка на определенном этапе ее развития — это задача описательной фонетики.

На протяжении эпох язык изменяется, изменяется и его звуковая система. Можно изучать само это изменение: как оно происходило, какие звуковые единицы были в языке прежде и чем они заменялись потом, как менялись чередования звуков в разные эпохи. Такое изучение составляет историческую фонетику языка. Так, историческая фонетика русского языка устанавливает, как звучала русская речь в древности, в какие эпохи и в какой последовательности происходило изменение звуковой системы.

Бывает необходимо сравнить звуковой строй разных языков, установить сходства и различия между ними. Это важно, например, при изучении чужого языка. Сопоставление изучаемого и родного языка в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и-на. закономерности своего, родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в их историю. Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Наряду с описательной и исторической фонетикой, изучающей один язык, и сопоставительной фонетикой, изучающей два или несколько языков, существует также общая фонетика. Предметом ее исследования является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при обра­зовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы и т. д.

Звуковой строй языка можно изучать разными методами. Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звуков. Это метод непосредственного наблюдения и самонаблюдения. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.

Сейчас с развитием техники получили широкое распространение инструментальные методы изучения фонетики. При помощи звукозаписывающей аппаратуры речь может быть зафиксирована и воспроизведена. Запись на магнитной ленте можно увидеть на экране спектрометра и на ленте спектрографа или осциллографа. Так изучаются звуки с акустической точки зрения. Можно изучать и артикуляцию, т. е. движение и положение органов речи при произнесений звуков. Например, киносъемка помогает зафиксировать движение губ. Фотографируя после произнесения разных звуков язык и нёбо, смазанные специальным составом, определяют площадь смыкания языка с нёбом. Профили органов речи при артикуляции изолированных звуков получают на рентгеновских снимках. Для исследования потока речи применяют кинорентген.

В литературном языке есть произносительные варианты. Например, в слове дрожжи шипящий звук произносят мягко и твердо. Как узнать, какие слои населения употребляют тот или другой вариант, насколько широко распространено такoe произношение? Подобным изучением занимается социофонтика. Обследование проводится при помощи анкет, опросников. Вопросы, например, такие: «Как Вы произносите буквенное сочетание чн в следующих словах (подчеркните): було чн ая или було шн ая, взято чн ик или взято шн ик, горчи чн ик или горчи шн ик? Одинаково ли Вы произносите слова: (дремучие) леса и (рыжая) лиса? Да. Нет. (Подчеркните нужное). Данные, полученные с помощью опросников, дают представление о том, как говорят различные группы населения, отличающиеся по возрасту, профессии, образованию, месту жительства и др.

Основные понятия акустической и артикуляционной фонетики

Звук — это волновые колебания упругой среды — воздуха, воды и др., которые могут вызывать слуховые ощущения. Такие колебания обычно возникают в результате колебаний какого-либо тела: колокола, струны музыкального инструмента, голосовых связок человека и т. п. Колеблющееся тело непрерывно образует упругие волны, состоящие из последовательных сгущений и разрежений воздуха или другой среды. Звуки отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже. За единицу высоты звука принят герц (сокращенно Гц) — одно колебание в секунду. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звуки ниже 16 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки) мы не слышим.

У каждого человека своя средняя высота звуков речи. По ней определяется такая характеристика человеческого голоса, как тенор, баритон, бас, сопрано, альт, контральто. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог.

Сила звука зависит от амплитуды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой звука связана его громкость. Если чуть-чуть тронуть струну гитары, возникнет слабый звук, но если сильно оттянуть и затем отпустить струну, то звук будет гораздо громче: амплитуда колебаний струны в этом случае больше. В речи мы пользуемся звуками разной силы. Это зависит, например, от условий общения. Гласные безударные — менее сильные (громкие), а ударные — более сильные (громкие).

Длительность звука — это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс). В некоторых языках (английском, немецком, французском, чешском и др.) различаются долгие я краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длительнее безударных.

Тембр звука — это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая характером обертонов, накладывающихся на основной тон. Если оттянуть и отпустить натянутую струну, то она начнет колебаться. Возникнет звук. Если прижать струну посредине и заставить колебаться оставшуюся часть, мы услышим звук, который в два раза выше основного тоне струны: частота колебания половинки струны в два раза больше, чем всей струны. Но и когда мы не прижимаем струну посредине, то, кроме основного колебания всей струны, колеблются ее половинки, и четвертые части, и восьмые и т. д. В результате на основной тон накладываются топы, образуемые колебаниями частей струны. Эти тоны называются обертонами. Основное свойство обертонов заключается в том, что их частота всегда в кратное число рез выше частоты основного тона.

Резонатор — это полое тело, усиливающее звук. Известно, что в пустой комнате звуки усиливаются, а в комнате, заставленной мебелью, глушатся Гладкая поверхность стенок резонатора отражает звук, а рыхлая поглощает. Наша ротовая полость, носовая полость и глотка тоже резонаторы. Вытягивая или растягивая тубы, опуская нижнюю челюсть, перемещая язык в ротовой полости, подключая носовую полость, мы меняем объем и форму речевого резонатора и усиливаем таким образом разные составляющие сложного звука. Так возникают звуки речи.

Бывают колебания гармонические, периодические, они создают тон, музыкальный звук. Так, гласные — это чисто тоновые звуки. Другие колебания, негармонические, непериодические, они создают шум. Согласные характеризуются наличием шума.

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией (от лат. articulare — «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата. Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду. Средний этаж речевого аппарата — гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки — голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных. Верхний этаж речевого аппарата — органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости — ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым небом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух вдет через нос. Так образуются носовые звуки.

Органы речи делятся на подвижные (активные) и неподвижные (пассивные). Большой подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б]), или сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), или сближаться с верхними зубами (как ври образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]). Наиболее подвижный орган речи — язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задний стенке глотки. Язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] — обе пассивны.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3879 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...