Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса



В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой исто­рии: пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход. Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от выс­шего к низшему, процесс деградации, понижение уров­ня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, мед­ный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди раз­вращаются, в силу чего каждый последующий век ока­зывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный — железный — век, современный Гесиоду, де­монстрирует полный развал нравственности.

В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Как правило, идеи общест­венного рефесса разрабатываются в период глубоких со­циальных кризисов и потрясений.

Оптимистический подход. Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному состоянию.

Представление о профессии — направленном измене­нии к лучшему — также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокрит делил историю об­щества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризует­ся ростом культуры и улучшением жизни людей.

Но особое внимание проблемам общественного про­гресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сме­няют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса яв­ляется возможность развития познавательной способно­сти человека.

Гегель всемирную историю характеризовал как про­гресс в сознании свободы. Он выделял восточную, гре­ко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская — свободу некоторых (аристократия и де­мократия), германская — абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, кото­рая является вершиной развития мировой истории.

Поступательное развитие общества. С точки зрения марксистской кон­цепции развития общества, прогресс связан с развитием производитель­ных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как законо­мерные стадии поступательного прогрессивного развития человечества.

Следует отметить, что большинство мыслителей при­знают динамический характер функционирования обще­ства и поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материаль­ного производства, науки, культуры, социальной струк­туры общества и его политической системы.

Поступательное развитие общества представляет со­бой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, — это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую, социаль­ную, политическую и духовную) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Слу­чаи кризисов в тех или иных сферах общественной жиз­ни, отдельные попятные движения не меняют общей на­правленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тен­денцией развития общества.

Общественный прогресс по своей природе противо­речив. Так, например, прогресс в развитии науки и тех­ники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочислен­ные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и ду­ховно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.

Таким образом, общественный прогресс никогда не выступает в чистом виде. Его нельзя представить в виде относительно прямой линии. Он всегда сопряжен с по­пятным движением в определенном направлении, с утра­той некоторой части возможного развития.

Критерии общественного прогресса. Противоречивый характер общественного прогресса ставит вопрос о его критериях. В истории философии существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Французские просветители критерием прогресса считали развитие разума и науки. Для социалистов-утопистов (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) критерием прогресса выступала мораль, нравст­венный принцип. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человеческой свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общест­ва является уровень развития производительных сил.

Все эти критерии важны, но они применимы для изме­рения прогресса в отдельных сферах общественной жизни и недостаточны для характеристики всего прогрессивного

развития общества. Так, критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, критерий производи­тельных сил — это критерий в экономической сфере.

Общий критерий должен свидетельствовать о степени совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта истории. Общим крите­рием общественного прогресса является положение чело­века в окружающей природной и социальной действитель­ности. Этот критерий указывает, что важнейшей ценно­стью и целью всего общественного развития является человек. В соответствии с этим выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общест­ва, как степень политической и экономической свободы, уровень удовлетворения материальных и духовных по­требностей, средняя продолжительность жизни, состоя­ние здоровья и т.д.

Таким образом, общественный прогресс направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику основных трактовок социального де­терминизма - механической, диалектической, вероятностной.

2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории?

3. Что такое фатализм и волюнтаризм?

4. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Воз­можно ли иное толкование?

5. Что такое прогресс в истории?

6. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

7. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимание на роль в ней каждой лично­сти?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.

2. Материальные производства. Социокультурная сущность труда.

3. Мир политической жизни человека и общества.

4. Социальная сфера общественной жизни. Социальное пространство и его составляющие.

5. Общественное сознание. Духовная жизнь общества.

6. Философия истории ее проблемное поле.

7. Источник, движущие силы и субъект исторического развития.

8. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации.

9. Модели исторического процесса.

10. Место России в мировом историческом потоке.

11. Философия культуры: основные стратегии.

12. Единство и многообразие культурного и исторического процесса.

13. Исторические формы отношения человека к природе.

14. Роль науки, информации и техники в развитии современного общества

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. — М., 1969-1972.

2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. — М., 1984. Т. 4.

3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр. Абеляр. История моих бедствий / Сост. В.Л. Рабинович. — М., 1992. Кн. одиннадцатая.

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. —М., 1989.

5. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.

  1. Булгаков СИ. Свет невечерний. — М., 1994. Отд. 3. Гл. III.
  2. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Соч.: В 3-х т. — М., 1971. Т. 3.

9. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.

10. Ивин А.А. Философия истории. – М.,2000.

11. История правовых и исторических учений. – М.,2004.

12. Макиавелли. Государь. - М., 1990.

  1. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии 1994 № 4.

14. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001.

15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

  1. Социальная философия / Под ред. Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, Л.Е. Моториной — М.: Изд-во МАИ, 1996.

17. Социальные знания и социальные изменения. – М., 2001.

18. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

  1. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.
  2. Философия культуры / Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. — М.: Изд-во МАИ, 1993.
  3. Серебренко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпетлера, П. Сорокина // Философские науки. 1990. №8

Тема 6.2 Глобальные проблемы и будущее человечества.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3831 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...