Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практическое занятие №2 по истории античной литературы



ДЕКЛАМАЦИОННАЯ ТРАГЕДИЯ "ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ" В КОНТЕКСТЕ TPAI ЕДИЙНОГО ТВОРЧЕСТВА ЭСХИЛА

ЗАДАНИЯ

1. Прочитать трагедию "Прометей прикованный" Эсхила; содержание записать в читательском дневнике.

2. Подготовить сообщения:

- Образ Прометея в русской литературе.

- Образ Прометея в итальянской и французской литературе.

- Образ Прометея в немецкой и английской литературе. Источники для подготовки сообщений даны в списке

литературы к занятию №2.

ПЛАН

1. Историко-культурные условия трагедийного творчества Эсхила и его мировоззрение.

2. Древнегреческий миф о Прометее и сюжет трагедии Эсхила.

3. Ораторный характер трагедий Эсхила и жанр декламации "Прометея прикованного".

4. Монументализм и патетика стиля '"Прометея прикованного".

5. Своеобразие развития действия в "Прометее".

6. Эсхиловские "характеры-схемы" и образ Прометея.

7. Проблема подлинности трагедии и существования прометеевской трилогии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эсхил. Прометей прикованный // Античная литература. Греция. Антология. Часть I. - М., 1989 (или любое другое издание трагедии).

2. Античная литература / Под ред. Тахо-Годи. - М.. 1986. -С99-119.

3. Тройский ИМ. История античной литературы. - М., 1983. -С 1 16-126.

4 Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческого театра. - М.. 1978.

5 Лосев А.Ф. и др. Греческая трагедия. - М.. 1958.

ЛИТЕРАТУРА К СООБЩЕНИЯМ

1. Нусинов Н.М. История образа Прометея // Нусинов Н.М. Вековые образы. - М. 1987.

2. Лосев А.Ф. Мировой образ Прометея // Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.. 1976.

3. Энциклопедия литературных героев. М, 1977. - С.329 - 330.

Великого афинского драматурга Эсхила уже древние называли "отцом трагедии''. Он создавал свои трагедии в своеобразных историко-культурных условиях, в атмосфере всеобщего подъема, когда Греция достигла наивысшего расцвета в Y веке до н.э. Среди греческих полисов* на первое место выдвигаются Афины, которые становятся и центром древнегреческого искусства. Афинская рабовладельческая демократия была той формой политического правления, которая наиболее способствовала росту национального самосознания, ярко проявившегося в период борьбы с завоевателями - персами. Три победы (при Марафоне - 490 г. до н.э., у Саламина - 480 г. до н.э.. при Платее -479 г. до н.э.). сплотившие полис -в единый союз, воспитали патриотическое сознание народа, утвердили его славу в веках.

Развитие афинской демократии, выдающиеся успехи философии, лирики, ораторского и пластического искусств способствуют расцвету драмы, которая разрабатывает нравственную сторону древних мифов и сказаний в человеческую психологию.

Жизнь греков была полной и многосторонней, ибо была публичной: каждый грек участвовал в различного рода собраниях, судилищах, спорах, во время религиозных праздников обязательно посещал театр Театр воспитывал зрителя, возвышая его дух очищая состраданием. Энергия драмы заряжала зрителей, формируя их активность, гражданственность, моральные представления, а также общий нравственный уровень эпохи.

Древние греки как зрители не были равнодушными наблюдателями, Они могли изгнать, даже побить актеров и драматургов за плохую, недобросовестную игру или безнравственную мысль. Например, когда древнегреческий поэт Фриних сочинил драмл "Взятие Милста'" (много лет спустя после самого исторического события) и поставил ее в афинском театре, потрясенные зрители долго рыдали. Городские власти наказали поэта, заставив уплатить большой штраф за то. что он своим произведением растревожил старые раны и напомнил о

тяжких бедах, постигших афинян и других эллинов. (По книге Милиадиса "Истории из Геродота").

В таких историко-культурных условиях, в атмосфере эмоциональной отзывчивости создавал свои трагедии Эсхил.

В целом творчество Эсхила запечатлело процесс становления Афинского государства. В своих монументальных и величественных трагедиях Эсхил ставит коренные проблемы своего времени:

- прославляет своих сограждан, отстаивающих независимость Афин (трагедия "Персы"),

-утверждает необходимость государственной справедливости и законности, показывает борьбу старого и нового (трилогия "Орестея").

Эсхил, по преданию, называл свои произведения "крохами от пира Гомера", и некоторые исследователи полагают, что заслугой Эсхила было придание драматической формы уже существовавшим и обработанным в эпосе сказаниям и мифам. Впрочем, по мнению литературоведа В.И. Ярхо этот вопрос является более сложным. Несомненно, полагает В.Н. Ярхо, мифологически-образное мышление было столь же характерно для Эсхила, как и для его предшественников в эпосе и лирике. И Эсхил верил во всемогущественных и властных богов, в зависимости от которых находится судьба человека.

Сюжеты трагедий и сатирических драм черпались, исключительно из мифологического источника. Даже трагедии с исторической тематикой ("Персы") тоже были близки мифологическим темам. Мифологические сюжеты дошедших до нас трагедий всегда относятся к седой старине, героической или даже догероической. Основными их темами являлись либо смена поколений богов, либо судьба того или иного героического рода.

Однако взаимоотношения между богами и людьми представлялись Эсхилу совсем в ином свете, чем их видел героический эпос.

Мировоззрение Эсхила предстает в развитии новой модели мира, подчиненной действию некоего объективного, присущего мирозданию нравственного закона.

Именно как принцип мировой справедливости трактует Эсхил верховное божество Зевса, очищая его от всяких пороков и недостатков и постоянно восхваляя его в гимнах торжественного и возвышенного содержания. Зевс и Дика (богиня справедливости) видят деяния каждого человека, наказывают зло и '"доставляют торжество добру". В религиозно-философском отношении Эсхил рассуждает в духе культурного подъема своего времени.

В трагедиях Эсхила в сравнении с эпосом и лирикой отношение отдельного человека как ко всей истории, так и к божеству является

проблемой, решаемой в определенном направлении. Поэтому мифология у Эсхила играет только служебную роль, являясь выразительницей идей, далеко уходящих за пределы антропоморфной религии.

Из всей обширной мифологии Прометея трагедия Эсхила "Прометей прикованный" изображает лишь один момент, когда после низвержения правителей мира - титанов* в Тартар* Зевс распределил все блага между богами*, но ничем не одарил людей, которые вели первобытный полузвериный образ жизни. Прометей, сын титана Иапета*, решил помочь людям и похитил для них небесный огонь, благодаря которому люди стали на твердый путь культуры и цивилизации.

В наказание за это Зевс повелевает приковать Прометея к скале на краю моря, в Скифии.

Трагедия Эсхила как раз и начинается с того момента, когда Сила и Власть ведут Прометея для приковывания к скале в отдаленной Скифии, и бог кузнечного дела Гефест с большим сожалением приковывает Прометея.

Прометей горд, он не вымолвил ни одного слова, и только после ухода своих палачей жалуется на свою судьбу всем стихиям природы и прежде всего Земле.

Прилегающие на его крики Океаниды* глубоко сочувствуют, но они бессильны ему помочь. Он подробно рассказывает им свою историю, а прибывший сюда Океан уговаривает Прометея смириться перед Зевсом и даже предлагает свое посредничество, которое тот гордо отвергает.

Хор рассказывает о скорби всей природы о Прометее.

После подробного повествования Прометея об его благодеяниях людям и новых сожалениях хора на сцене появляется Ио*, аргосская жрица. Ио - возлюбленная Зевса, которую ревнивая Гера превратила в корову и заставила овода постоянно и мучительно ее жалить. Теперь она мчится в исступлении по всей земле неизвестно куда. Натолкнувшись на скалу Прометея, она вступает с ним в разговор, и он предсказывает всю ее дальнейшую судьбу и, между прочим, свое собственное освобождение через 13 поколений одним отдаленным и знаменитым потомком Ио, Гераклом.

Хор говорит об опасностях вступать в связь с богами, о чем свидетельствует несчастная судьба Ио.

В последнем явлении Гермес, под угрозой новых кар со стороны Зевса требует от Прометея, как мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную для него тайну, о существовании которой он знал, но содержание которой ему было неизвестно.

Прометей и здесь гордо отвергает всякое общение с Зевсом и даже бранит Гермеса. За это Прометея постигает новая кара Зевса: среди

грома и молний, среди бури и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

В широком смысле "исторической основой для трагедии "Прометей прикованный" могла послужить эволюция первобытного общества: переход от звериного состояния человека к цивилизации" (Лосев А.Ф. и др. Греческая трагедия. - М., 1958).

Трагедия убеждает прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого угнетенного человека. Это борьба возможна только благодаря цивилизации. Блага цивилизации перечисляются у Эсхила очень подробно. Он указывает прежде всего на теоретические науки: арифметику, грамматику, астрономию, затем на технику - строительное искусство, горное дело, кораблевождение, животноводство, медицина, и, наконец, на мантику - толкование сновидений и примет, птицегадание и гадание по внутренностям животных.

Эсхил рисует высокую идейность борца, когда тот является моральным победителем и среди физических страданий,и даже потерпев поражение. Дух борца-человека нельзя ничем побороть, никакими ужасами и страданиями, никакими угрозами, если человек вооружен идейностью и волей.

.— Столь оригинальное осмысление древнего мифа о Прометее было выражено в новой драматургической форме. Студентам важно знать, что Эсхил сочинял трилогии*, посвященные либо одному сюжету, либо разным сюжетам, но так или иначе между собой связанным. Тршюгический принцип есть нововведение Эсхила, но имелись у Эсхила и трагедии одиночные. Завершалась каждая трилогия так называемой сатировской драмой, т.е. драмой с участием сатиров*, трактовавшей какой-нибудь миф в очень веселой форме. Вообще же, до Эсхила трагедия была близка к музыкальной кантате*, то есть происходя из хоровой лирики, вначале просто являлась хоровым произведением, при котором был единственный самостоятельный актер, игравший самую незначительную роль в виде собеседника с хором. Аристотель сообщает, что Эсхил ввел второго актера, что привело к сокращению партии хора, расширило диалог, дало возможность вводить гораздо большее число действующих лиц, поскольку два актера могли играть сразу несколько ролей. В отношении новаторства Эсхила полезно сослаться на характеристику жанра, развития действия, характеров, художественного стиля, данную корифеем отечественного антиковедения А.Ф.Лосевым в книге о греческой трагедии (см. список литературы к занятию). Исследуя творчество Эсхила, стоявшее у истоков греческой драмы, А.Ф.Лосев указывает на связь трагедии и религиозных обрядов, но во времена Эсхила сцена уже перестала быть местом для религиозных таинств, она могла

теперь только воспроизводить в пении и рассказе то, что совершалось за сценой и что как раз и было настоящим действием. Отсюда основной жанр эсхиловской трагедии, по Лосеву, является не только ораторным, но в значительной мере эпическим, а драматические элементы в нем развиваются только очень медленно. Правда, в начале хор уже является действующим героем, и в этом смысле трагедия уже с самого начала была не ораторией, а драмой. Но если под драмой понимать реальное столкновение дееспособных личностей, то в этом смысле драма у Эсхила появляется очень поздно. Из дошедших до нас произведений является драмой, а не просто ораторией, только "Орестейя". В других трагедиях, кроме "Прометея прикованного", ораторный жанр преобладает.

"Прометей" же в жанровом отношении среди трагедий Эсхила занимает особое место, так как представляет собой трагедию-декламацию. Здесь нет оратории, потому что хор не играет никакой роли. Только первый стасим* отличается более или менее торжественным характером, повествуя о сочувствии Прометею всей природы. Второй и третий стасимы посвящены двум кратко представленным темам, о необходимости подчинения Зевсу слабого человека. Парод* тоже кратко выраженное недоумение и сожаление Океанид по поводу казни Прометея. Все это лишает данную трагедию того широкого и грандиозного ораторного жанра, которым отличаются прочие трагедии Эсхила.

Специфический жанр "Прометея" является свидетельством того, что Эсхил реформировал трагедийную ораторию в направлении риторической декламации. Отмеченная тенденция отражает последовательную эволюцию дифирамба* после освобождения его от религиозного действия и жертвоприношений в честь Диониса* и после превращения жреца и общины верующих в художественный коллектив, изображающий разнообразные, теперь уже не только дионисовские мифы при помощи лиро-эпических выступлений хора и солистов.

Именно близость трагедий Эсхила к культу Диониса, дифирамбу определяет их художественный стиль, особенности развития действия, а также характеры. (/

Культ Диониса отличался буйно-экстатическим* характером, что не могло не оставить следа на стиле эсхиловских трагедий: они всегда патетичны^ Торжественный и величавый характер хоровых песен в честь Диониса определил монументальность стиля трагедий. Этот общий монументально-патетический стиль проявляется весьма разнообразно. Например, патетический элемент может быть и общепсихологическим, и специально молитвенным, и восхвалительным.

Однако в "Прометее прикованном" патетизм значительно ослаблен большими длиннотами философского содержания, длиннейшими разговорами, часто довольно спокойного характера.

О монументальности трагедии свидетельствует то, что действующими лицами являются боги, а из героев тут только Ио.

Специфика монументально-патетического стиля "Прометея" заключается в восхвалительно-риторической тональности. Вся трагедия является восхвалительно-риторической декламацией в адрес единственного ее подлинного героя - Прометея. Такое понимание стиля помогает осмыслить все длинноты трагедии и всю ее недраматическую установку.

Без риторической декламации образ Прометея был бы лишен своего глубокого значения. Образу придают глубокий смысл, необычайно возвышают и насыщают в идейном отношении:

- рассказы Прометея о прошлом, о его благодеяниях людям;

- разговоры с Океаном и Гермесом;

- сцена с Ио;

- недраматические хоры в трагедии (очень важны для дополнения характеристики Прометея);

- наконец, катастрофа в конце трагедии демонстрирует мощную волю Прометея, противостоящего всему, включая природу и повелевающих ею богов.

Таким образом, в "Прометее прикованном" дано постепенное и неуклонное нарастание трагизма личности Прометея, постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патедического стиля данной трагедии.

Своеобразием отличается в трагедиях Эсхила и развитие действия. Как правило, действия в трагедиях Эсхила нет, оно совершается за сценой, а на сцене оно только подготавливается, ожидается или переживается.

Основное действие обычно представлено одной перипетией*, происходящей за сценой, а на сцене только сообщаемой. Наиболее обстоятельно изображается подготовка перипетии, результат ее большей частью стремительный и краткий.

В "Прометее прикованном" собственно нет никакого действия. Только в самом начале трагедии происходит приковывание Прометея и в конце - низвержение его в подземный мир. Это едва ли можно назвать действием, поскольку герой здесь вполне пассивен. Между этими двумя сценами исключительно монологи и диалоги, которые ни в коей мере не подвигают действия, которые замечательно художественны, но совершенно не драматичны. Примеры отдельных сцен могут подтвердить данные наблюдения. Когда Прометей рассказывает о том,

что привело его к этой скале, - это только рассказ о прошлом, но никак не действие в настоящем, равно как и дальнейшее повествование его о благодеяниях людям. После разговора с Океаном, Ио, Гермесом тоже ничего не происходит.

Единственным движущим мотивом может считаться только будущее освобождение Гераклом, которое предсказывает сам Прометей, но это есть только предсказание.

^/Поскольку действия в трагедиях Эсхила, особенно ранних, г, практически нет, то и характеров быть не может. В трагедиях Эсхила имеет место только рассказ о характерах, но и этот рассказ о характерах значительно приглушен в результате слишком обобщенного понимания человеческой личности, когда она меньше всего определяется сама собой, но целиком зависима от своего мощного окружения, уходящего в седую древность. Учитывая специфику характеров у Эсхила, можно разделить их на три типа:

- во-первых, это характеры - полностью схематические, т.е. те, которые определяются каким-нибудь одним неподвижным качеством без каких-либо сдвигов;

- во-вторых, у Эсхила находим характеры схематические с элементами динамики;

- в-третьих, Эсхил изображал и характеры вполне органические, т.е. такие, которые содержат в себе тот или иной принцип, определяющий собой все поведение данного героя.

Характерьх."Прометея прикованного" можно назвать характерами в переносном смысле слова. Это не характеры, но общие схемы, механическое воплощение идеи или мысли. Характеры здесь монолитны, статичны, совершенно однокрасочные, не отмечены никакими противоречиями.

Прометей представлен непреклонной личностью, стоящей выше всяких колебаний и противоречий, не идущей ни на какое соглашательство и примиренчество. Он сверхчеловечен. То, что происходит, Прометей расценивает как волю судьбы. В трагедии воплощена классическая гармония судьбы и героической воли, которая, по мнению исследователей, вообще является огромным и ценным достижением греческого гения. То, что судьба все предопределяет, не ведет обязательно к бессилию, к безволию, ибо судьба может также предопределять и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму. В таких случаях судьба не только не противоречит героической воле, но, наоборот, ее обосновывает, возвышает. Поэтому отсутствие обыкновенной бытовой психологии у Прометея возмещается

монолитностью его мощных деяний, по данным хотя и статически, зато возвышенно, величественно.

Остальные герои "Прометея прикованного" выступают каждый только с какой-нибудь одной чертой, вполне неподвижной, но менее значительной, чем у основного героя трагедии.

Хотя Прометей объясняет все судьбой, он очень откровенно говорит о своей ненависти ко всем богам, которые подвергли его таким пыткам. В трагедии дана очень острая и прямая критика мифологического Олимпа, что вьщеляет трагедию даже из ряда весьма критических драм Эсхила. Все несчастья человечества, оказывается, имеют своей причиной не что иное, как именно верховное божество Зевса. Апофеоз борьбы за свободу и прогресс человечества изображен Эсхилом в данной трагедии не в плане отвлеченного повествования, но именно как повесть о борьбе с верховным божеством Зевсом. Сам Зевс представлен жестоким и мстительным деспотом.

I Эта особенность мировоззрения Эсхила и комплекс ' художественных черт, воплощенных в трагедии "'Прометей прикованный", не могли не обратить на себя внимание ученых, в результате чего возникла обширнейшая литература. Возникла даже теория о неподлинности трагедии. Очень многое в трагедии говорит и за Эсхила и против Эсхила.

Безусловно эсхиловскими являются.

- тема борьбы богов разных поколений,

- отождествление судьбы с творческой волей героя,

- сверхчеловеческий монолитный характер героя и всякое отсутствие в нем бытовой психологии, схематизм и обобщенность действующих лиц,

- мировоззрение гуманизма,

- монументально-патетический стиль и грандиозность образов.

Не эсхиловскими чертами ученые считают:

-уничтожающую критику Зевса и притом не только в моральном отношении, но и в отношении всемогущества и всеведения,

-мотив жалобы и начала трагедии, подходящий больше для героев Еврипида,

- обилие философских рассуждений и слишком большой упор на технический прогресс.

- противопоставление сальной личности ничтожной людской масс,

- крайнее превознесение подвигов Прометея, приписывание ему всего дела цивилизации, в то время как традиция указывала на множество других деятелей цивилизации.

— простой и понятный язык, противоположный Эсхиловскому языку, перегруженному тяжелыми поэтическими приемами и возвышенно-непонятными оборотами речи.

Желая примирить эту трагедию с мировоззрением Эсхила, многие считали, например, что она есть только часть трилогии, а в трилогии будто бы Зевс торжествовал так, как он торжествует у Эсхила. Еще в начале XIX века немецкий исследователь Велькер предположил, что была трилогия -"Прометей, носитель огня", "Прометей прикованный" и "Освобожденный Прометей". Действительно, названия этих трагедий встречаются в источниках; но неизвестно, составляли ли они у Эсхила трилогию и если составляли, то в каком порядке. Мнение Велькера отвергнуто многими авторитетнейшими филологами как произвольное. В настоящее время рассуждения по данному вопросу сводятся к альтернативе: либо трилогия о Прометее у Эсхила была, либо ее не было.

Если в трилогии Прометей изображался по-эсхиловски, то трагедия "Прометей прикованный" была либо первой, либо второй частью трилогии, а в третьей части разрешался спор Зевса и Прометея.

Если же вопрос о Прометее разрешался не по-эсхтловски, т.е. примирения Зевса и Прометея не было, то, вероятно, здесь перед нами какой-то новый период творчества Эсхила, науке еще не известный.

Филологи допускают, что Прометеевской трилогии не было, и трагедия "Прометей прикованный" является одиночной, каких у Эсхила было немало. Тогда, кроме предположения о новом периоде в творчестве Эсхила, возможно и то, что не ему принадлежало авторство.

Была и еще одна теория, которая хорошо объясняла все не эсхиловское, что имеется в трагедии. Согласно теории, "Прометей прикованный" был написан Эсхилом. В конце Y в. до н.э. в связи с потребностями времени трагедия была кем-то переделана и заново отредактирована.

Однако теория эта является только одной го многочисленных гипотез. Кто бы ни был автором этой трагедии и когда бы она ни появилась, она все равно по своей идейно-художественной значимости на все времена останется в известном отношении непревзойденной. Соотношение же этой трагедии с прочими трагедиями Эсхила, возможно, останется тайной навсегда.

СЛОВАРЬ

мифологических, историко-культурных, литературных понятий к практическому занятию №2.

БОГИ (ОЛИМПИЙСКИЕ) - третье поколение древнегреческих богов, дети Крона и Реи: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра.

ДЕКЛАМАЦИЯ - (от лат. declamatio - упражнение в красноречии) - искусство художественного чтения стихов и прозы.

ДИОНИС - в греческой мифологии бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия. Атрибуты: тирс, увитый плющом, виноградными листьями и увенчанный еловой шишкой. Дионисии -празднества в честь Диониса в Аттике, которые справлялись четыре раза в год. В состав Великих Дионисий, наряду с культовой процессией, исполнением дифирамбов и хорами ряженых (1-й день) входило состязание авторов комедий (от 3 до 5 в течение 2-го дня) и трагических тетралогий (каждой отводилось по одному дню). Трагедии стали регулярно представлять на Великих Дионисиях около 500 г. до н. э., комедии - в 486 г. до н. э. и такой порядок сохранился на протяжении всего У в. до н. з. В 1У в. первый день стали отводить для возобновленных трагедий старых поэтов. В конце декабря - начале января праздновали Сельские (или Малые) Дионисии, основу которых составляли ритуальная процессия (она описана Аристофаном в "Ахарнянах") и состязания хоров ряженых, послужившее одним из источников древнегреческой комедии.

ДИФИРАМБ - (от греч. dithyrambos) - хоровая песнь, гимн в честь Диониса, а позднее и других богов и героев, сопровождающаяся бурным оргиастическим танцем. Темой дифирамба служили события жизни Диониса, а также других богов, героев, которые подобно Дионису страдали, боролись, побеждали. Дифирамб выявился и литературно оформился в У11 в. до н. э. усилиями Ариона, поэта и музыканта с острова Лесбос. С развитием античной драмы дифирамб постепенно преобразуется в музыкальный диалог между хором и актерами, сопровождающийся аккомпанементом флейты. К концу 1У в. до н. э. дифирамб изживает себя, смыкаясь с драмой или перерождаясь в мим, исполнявшийся не хорами, но отдельными актерами.

ИАПЕТ - титан, т.е. древнегреческое божество старшего поколения, происходивший от Урана и Геи, отец Прометея.

ИО — дочь аргосского героя Инаха, который после всемирного потопа вывел людей с горы на равнину и основал город Аргос. Ио была возлюбленной Зевса, превращенная ревнивой Герой в корову. Инах

потребовал от Зевса оставить в покое его дочь, но был наказан преследованием Ириннии

КАНТАТА - (итал. cantata) - жанр стихотворного музыкального произведения, исполняемого преимущественно по торжественному случаю. Кантата широко использовала мифологические сюжеты.

ОКЕАНИДЫ - дочери титана Океана, нимфы, обитательницы морских и речных вод.

ПАРОД - (греч. parodos) в древнегреческой трагедии и комедии -первая вступительная песнь хора.

ПАТЕТИЧЕСКИЙ - (грсч. pathetikos) - страстный, взволнованный, полный пафоса (от гр. pathos - чувство, страсть, страстное воодушевление, подъем).

ПЕРИПЕТИЯ - (гр. peripetia) - неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнение, неожиданная перемена в сюжете.

ПОЛИС - (греч. polis) - город-государство в античном мире, состоявшее из самого города и прилегающей к нему территории.

РИТОРИКА - (греч rhetorike) - напыщенная, красивая, но малосодержательная речь Первоначальное значение слова - теория и искусство красноречия.

САТИРЫ - (греч. satyros) - в древнегреческой мифологии - одно из низших лесных божеств, демон плодородия, спутник бога Диониса.

САТИРОВСКАЯ ДРАМА - в древнегреческом театре - драма с участием сатиров, трактовавшая какой-нибудь миф в очень веселой форме.

СТАСИМ - (греч. stasim) - в древнегреческой трагедии песнь, которую исполнял хор между эписодиями, оставаясь в орхесре. Стасим состоял из нескольких пар симметричных строф и антистроф.

ТАРТАР - в греческой мифологии бездна в недрах земли, в которую Зевс низверг титанов; царство мертвых.

ТИТАНЫ - в греческой мифологии сыновья Урана и Геи, боги, побежденные Зевсом.

ТРИЛОГИЯ - (греч. trilogia. от tri - три, logos - слово) - три самостоятельных произведения, объединенных в одно целое общностью идей, преемственностью сюжета, главными героями. В тройственном цикле античной трагедии разрабатывался один из мифологических сюжетов.

ЭКСТАТИЧЕСКИЙ - прилагательное от слова экстаз (греч. extasis-восхищение) - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...