Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литературное творчество Крылова



В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Крылов написал комедию Проказники, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена. С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой. В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий. В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе. В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська. В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Первое сочинение Крылова — комическая опера "Кофейница", написанная под влиянием «Мельника» Аблесимова. Крылов взял сюжет оперы из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. В данном произведении мы видим попытку показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова — не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, не исключают жестокости, свойственной Скотининым; также заметно множество прекрасно подобранных народных поговорок, что делают оперу 16 летнего поэта явлением для того времени замечательным. В "Кофейнице" автор ясно сформулировал свою идеологическую позицию обличителя современных нравов, но этого было явно недостаточно для завоевания видного места в литературе. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела». "Филомела" — трагедия на античный сюжет. Источником сюжета, как и для "Кофейницы", становится новиковский журнал — "Модное ежемесячное издание", где был опубликован единственный к тому времени русский перевод "Метаморфоз" Овидия, выполненный В.И.Майковым. Знаменитый сюжет о преступной страсти фракийского Царя Терея к свояченице Филомеле, полный насилия, кровавых и жестоких сцен, переводится Крыловым на язык классицистической трагедии. Для этого он увеличивает число действующих лиц, доводя его до канона. Время действия резко сжимается, хотя количество приключений возрастает. Филомела у Крылова до конца остается идеальной героиней — пассивной жертвой. Кровавые деяния героев-мстителей также переведены у Крылова в более высокий план. Заключительная сентенция:

В месть беззаконью зря пролиты крови реки

Страшитесь раздражать бессмертных, человеки!

- превращает все происшедшее в обобщенный моральный урок, снимающий оценку низких деталей. Перед нами — моральный конфликт, трагедия страсти-наваждения, которой человек не в силах противостоять. Но задача стать "русским Расином", создать античную трагедию порочных страстей была не по плечу юному и неопытному автору. Видимо, Крылов сам это ощутил и отказался от сочинений в этом жанре. Позднее Крылов создал комическую оперу "Бешеная семья". Это также еще юношеское произведение, но в ней Крылов впервые нащупывает ту линию, которая затем — в зрелых пьесах — станет характерной и наиболее сильной чертой его драматического почерка: фарсовость, обнажение театральной условности и игра с ней. В "Бешеной семье" бурные страсти, поданные в "Филомеле" серьезно, в высоком ключе, переведены в сниженный регистр и доведены до абсурда. Сюжет выведен в область чистого смеха, и в этом отношении "Бешеная семья" представляет собой контраст по отношению к первой комической опере "Кофейница", где в центре стоят вполне серьезные социальные и нравственные проблемы. Крылов требует от комической оперы чистоты жанра — вопреки доминировавшей в русском театре традиции. "Серьезность" перенесена в "Бешеной семье" в иную плоскость: это серьезность литературных задач, литературного эксперимента. "Бешеная семья" насквозь литературна, о чем свидетельствует интенсивность использования расхожих театральных ситуаций и фарсовых приемов (подмена, неузнавание, обыгрывание возраста, паденья, извлечение из-под стола, хватанье за руку итд). В 1786 г. Крылов создал еще одну пьесу — комедию "Сочинитель в прихожей". Она представляет собой своего рода переход, подготовку к "Проказникам", написанным, видимо, в 1788 г. В "Сочинителе в прихожей" Крылов частично возвращается к проблемам "Кофейницы". Этот прием — диалог с собственными текстами, развитие или "переговаривание" заново старых тем — тоже станет характерной чертой его поэтики. Новомодова в комедии — не просто повторение имени героини первой комической оперы, но и развитие ее образа. Обличение дворянских нравов движется в русле сатирической традиции эпохи. Но проблематика комедии осложнена темой Рифмохвата — продажного литератора. Рифмохват — злая пародия. Он наделен всеми возможными отрицательными качествами. Он глуп, бездарен, продажен, и его злоключения не вызывают никакого сочувствия. Но при этом Рифмохват показан им как плебей, кичащийся дворянством, претендующий на светский успех, а на деле — как человек, социально чуждый дворянскому миру. В дворянском доме его место — прихожая, им помыкают не только господа, но и слуги. Для характеристики литературной позиции Крылова важно заметить и связь Рифмохвата с сентиментальным слогом. Крылов высмеивает его цветистую перифрастическую речь, его восклицания. Слуги постоянно реализуют метафоры Рифмохвата, сталкивая его неестественную книжную речь с точкой зрения "здравого смысла". Вернемся к связи "Сочинителя в прихожей" с "Проказниками". В «Проказниках» автор вывел на сцену и жестоко осмеял драматурга того времени Я.Б.Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); педант Тянислов списан с плохого стихотворца П.М.Карабанова. Нельзя пройти мимо переклички имен героев — Рифмохвата и Рифмокрада. Фактически, это тоже двойники. Вообще же, "Проказники" буквально начинены поэтами. Из 7 героев четверо пишут стихи. Всех "поэтов" объединяет потребительское отношение к литературе. Стихи для них — это средство привлечь внимание, избавиться от скуки, удовлетворить честолюбие итд.

В 1789 г. Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки духов с волшебником Маликульмульком. Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался. Ввиду недовольства властей и малого количества подписчиков, издание было остановлено. По форме журнал представлял собой собрание писем, посланных Маликульмульку разными духами, и двух писем самого Маликульмулька. Письма были связаны единым фантастическим сюжетом, что дает возможность рассматривать журнал как цельное произведение. «Почта духов» имеет много общего с выходившим на 20 лет раньше журналом «Адская почта» Ф.А.Эмина. Вероятно, журнал Эмина послужил Крылову образцом. В письмах подземных духов, гномов Зора, Буристона, Вестодава, сатира носит в основном бытовой характер, осмеиваются царящие на Земле разврат и коррупция, быстро заражающие и размеренную жизнь подземного царства. Письма воздушных духов-сильфидов Выспрепара, Световида, Дальновида задают несколько иное направление. В них присутствует много философских рассуждений об общественной морали, политике, обязанностях монархов, положении дворян в обществе, о моральном долге, определяющем звание «честного человека», появляются похвалы мизантропии как единственно правильной позиции честного человека в мире, где торжествуют фальшь и корысть. Во многих письмах журнала высмеивалась галломания, уделялось место и литературной полемике. В 1790 г. Крылов написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией. Он стал владельцем типографии и с 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» — «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»). По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. «Зритель» в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А.И.Клушиным. Редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер. В «Меркурии» помещены всего 2 сатирические пьесы Крылова — «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, т.е. человеком, который несёт ермолафию, или чепуху, подразумевается преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Он сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом). Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина. «Меркурий» просуществовал один год. Для домашнего спектакля в доме Голицына Крылов написал шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа», не лишённую соли и жизненности пародию на классицистическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. В 1801 или в следующем году он написал пьесу «Пирог», лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. "Домашние" пьесы Крылова продолжили и развили принципы поэтики его ранних пьес и, вместе с тем, были выходом на совершенно новый художественный уровень. То, что в 1780-е гг. лишь намечалось, но часто не получало адекватного художественного воплощения, теперь обрело силу. Появилась и возможность диалога со зрителями. В середине 1800-х гг. начался заключительный этап крыловской драматургии. Его новые пьесы "Модная лавка", "Илья богатырь", "Урок дочкам" широко ставились на сцене и имели грандиозный успех. Тема двух последних комедий Крылова — "Модной лавки" и "Урока дочкам" — обличение галломании, пристрастия к модам, разврата нравов, происходящего от французских учителей и французских лавок, — более чем традиционна для русской литературы XVIII в. Виртуозное владение техникой классической комедии позволяло Крылову играть на отступлениях от театральных амплуа, на нарушении литературных и театральных "приличий", на обмане зрительских и читательских ожиданий. В результате характер

положительного героя лишался привычной ясности и однозначности. Похоже, что Крылову доставляло явное удовольствие создавать условную комедию на традиционную тему, с соблюдением всех классических "единств", с традиционными комическими приемами и затем исподволь поддразнивать зрителей авторской иронией в адрес всех

без исключения персонажей и ситуации в целом. После "Модной лавки", к удивлению многих современников, Крылов создал волшебную оперу-феерию "Илья богатырь". Оперу можно считать демонстрацией литературного мастерства Крылова в чистом виде. "Илья богатырь" был написан по заказу театральной дирекции, преследовавшей вполне коммерческие цели. Волшебные оперы были вообще популярны и давали большие сборы, а тут еще на русской сцене с 1803 г. началась "русалочья" эпопея. Дирекции нужны были новые волшебные оперы, чтобы поддержать успех. Кроме того, было решено наконец создать национальную волшебную оперу, чтобы ответить на патриотический подъем, возникший во время войны с французами. Сам жанр соответствовал особенностям творческой манеры Крылова и притягивал его своей откровенной и нарочитой условностью, "театральностью" и литературностью. Национально-героическая тема не столь уж значительна" в "Илье богатыре". Однако в 1806 г. пьеса воспринималась по-другому. Появление на сцене русского богатыря и русского князя, одолевающих врагов Руси, ощущалось как национальное торжество и вызывало в зрительном зале восторг и подъем патриотических чувств. В целом опера сугубо литературна. Крылов активно пользовался "Русскими сказками" В. Левшина — настоящим кладезем фольклорных и псевдофольклорных сюжетов и мотивов. В последней комедии Крылова "Урок дочкам" уже современники без труда разглядели литературную подоснову сюжета. На этот раз "претекстом" стали "Смешные жеманницы" Мольера. Ни о каком плагиате речь не шла: Крылов рассчитывал на узнавание и даже на хорошее знание зрителями текста великой комедии Мольера. В самом заглавии "Урок дочкам" Крылов как бы давал современникам сигнал, указание на творчество Мольера (ср. его комедии "Урок женам", "Урок мужьям"). Сюжет, в котором слуги пользуются галломанией господ.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...