Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос №3 Оцените базовые музыкальные стили



ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТНОГО ОПРОСА НА КОНЦЕРТЕ ФОНДА АРХИПОВОЙ В ФЕВРАЛЕ 2009 Г.

1 февраля 2009 года на концерте фонда Архиповой было проведено анкетирование публики, целью которого было выявить мнение респондентов о сущности классической музыки, отношение к базовым музыкальным стилям и привычки радиослушания.

Анкета состояла из пяти вопросов на выяснение социально-демографических характеристик и восьми содержательных вопросов

Было собрано 108 анкет, но после отсеивания незаполненных и некорректно заполненных анкет, годных для дальнейшего рассмотрения и анализа результатов осталось 103. Данными, полученными из них, мы и будем оперировать.

Социально-демографический состав выборки

Оказалось, что среди опрошенных 62 человека (60%), т.е. чуть больше половины, - регулярно слушают «Орфей». Это позволяет нам вести анализ, сравнивая результаты по выборке в целом с результатами, которые получены только на основании ответов постоянных слушателей «Орфея», назовём это множество «подвыборкой». Распределение выборки по социально-демографическим параметрам (пол, возраст, уровень образования, степень музыкальной образованности), а также возможную связь профессиональной деятельности респондентов с академической (классической) музыкой представляет таблица 1.

Таблица 1

  Выборка в целом Слушатели «Орфея»
     
Распределение по полу    
  • мужчины
20% 21%
  • женщины
77% 76%
  • нет ответа
3% 3%
Распределение по возрасту    
  • До 35 лет
25% 21%
  • 36-55 лет
16% 15%
  • 56 лет и старше
43% 51%
  • нет ответа
16% 13%
Распределение по уровню образования    
  • имеют ученую степень
17% 22%
  • высшее образование
62% 59%
  • среднее специальное
12% 10%
  • общее среднее и ниже
5% 5%
  • другое
1% 2%
  • нет ответа
3% 2%
Распределение по уровню музыкального образования    
  • высшее музыкальное образование
10% 11%
  • среднее музыкальное образование
15% 15%
  • музыкальное образование ниже среднего
6% 3%
     
  • занимался с педагогами, но документов нет
19% 21%
  • музыке не обучались
42% 39%
  • нет ответа
8% 11%
Связь профессиональной деятельности с академической музыкой    
  • связана
17% 19%
  • не связана
76% 73%
  • нет ответа
7% 8%

По профессиональной направленности выборка оказалась весьма разнообразной – инженеры, врачи, учителя, преподаватели вузов, творческие работники (музыканты, певцы, композиторы, звукорежиссеры, актёры и др.), менеджеры, экономисты, юристы, книговеды, программисты, филологи и др.

Более точное разделение респондентов по профессиональному основанию демонстрирует рисунок 1.

Рисунок 1 Примечание: процент берется от числа ответов, поскольку в ряде случаев респонденты отмечали две позиции (напр., «пенсионер» и «экономист»).

На диаграмме представлена группировка перечисленных респондентами профессий по нескольким категориям: технические, гуманитарные, экономические, педагогические, медицинские и творческие, также добавлена группа, объединяющая ответы «пенсионер», «пенсионерка», «учащийся» и ответы, которые невозможно классифицировать, не обладая дополнительными знаниями, например, «координатор».

На представленной диаграмме видно, что профессия наибольшего числа людей, принявших участие в опросе, относится к техническим (32%), что почти в два раза больше следующей по величине группе педагогических профессий (14%). В данном случае категория объединяет как учителей школ и преподавателей вузов, так и педагогов, занимающихся частной практикой. Поскольку в большинстве случаев невозможно было определить, подразумевает ли респондент, что он преподаватель высшего учебного заведения, школы или даёт частные уроки по какому-либо предмету, например, обучает игре на фортепиано.

Экономические профессии объединили бухгалтеров и экономистов, таких ответов оказалось 12%.

Четвёртая по численности категория (11%), творческие профессии, самая спорная, но её выделение вполне оправдывается множеством таких ответов, как «певица», «композитор», «дирижёр», «вокалист», «актёр» и т.д.

Профессиональная деятельность большинства опрошенных (77%) с музыкой непосредственно не связана. Респонденты, давшие положительный ответ на этот вопрос, попали в категории творческие и педагогические профессии.

Рисунок 2 Примечание: процент берется от числа ответов, поскольку в ряде случаев респонденты отмечали две позиции (напр., «пенсионер» и «экономист»).

Что касается слушателей «Орфея», на рисунке 2 можно увидеть, что распределение не сильно отличается от основного, тем не менее нельзя не отметить небольшое уменьшение численности профессиональных категорий «творческие», «экономические», «педагогические», «гуманитарные», в то время как категории «технические» и «другое» довольно существенно увеличились на 6% и 5% соответственно. Это означает то, что в аудитории радиостанции «Орфей» существенную часть составляют пенсионеры (отнесены к категории «другое») и преобладают люди с техническим образованием и профессиями «инженер-технолог», «инженер-математик», «инженер-физик», просто «инженер», - непопулярными среди современных студентов, зато в своё время часто выбираемые людьми, которым сейчас около 50 лет и больше.

Интерпретация понятия «классическая музыка»

Вопрос №1 анкеты был сформулирован следующим образом: «Продолжите предложение: «Для меня классическая музыка – это...»

На него ответили 69 человек. Всё множество ответов, данных в свободной форме, сначала анализировалось с помощью программы для частотного анализа, за единицу была принята лемма, т.е. все словоформы слова. Результаты представлены в таблице 2.

Чаще всего респонденты, определяя, чем для них является классическая музыка, используют такие понятия, как «душа» и «отдых», употребляя их как отдельно, так и в конструкции «отдых для души».

Таблица 2

Лемма Частота употребления, кол-во раз
Душа  
Отдых  
Радость  
Жизнь  
Музыка  
Гармония  
Праздник  
Вдохновение  
Мир  
Наслаждение  
Удовольствие  
Существование  
Духовное  
Отдохновение  

Примечание: в таблице представлены слова, повторяющиеся более 1 раза.

Также классическая музыка – это «радость» и «жизнь» или «радость жизни», как указывали некоторые респонденты.

Всего для анализа было использовано 72 слова (без предлогов и после объединения словоформ), употреблённых самими респондентами в ответе на открытый вопрос. Как видно из таблицы, 14 лемм встречаются более 1 раза, остальные являются уникальными (встречаются единично).

Поскольку многие респонденты исходили из того, какую функцию выполняет классическая музыка в их жизни, представляется целесообразным разделить ответы на несколько категорий, в качестве основания используя именно выделение различных функций. Четко можно выделить четыре функции:

· эстетическую – классическая музыка в этом случае призвана вносить гармонию во внутренний мир человека и удовлетворять человеческое стремление к прекрасному,

· эмоциональную – классическая музыка рождает положительные эмоции,

· релаксационную – классическая музыка помогает отдыхать душевно и телесно,

· целительную – классическая музыка используется как «духовное лекарство».

Ответы, в которых респонденты исходили не из функций классической музыки, а скорее из того, какое место она занимает в их жизни, можно выделить в отдельную категорию, условно назвав ее «обобщающей».

Общее распределение ответов респондентов по выделенным категориям демонстрирует рисунок 3.

Рисунок 3 Примечание: процент берется от числа ответов, поскольку в ряде случаев респонденты давали несколько определений, подходящих под разные категории.

Таким образом, все ответы разделяются на 5 категорий. Почти одинаково часто респонденты выделяют эстетическую, эмоциональную и релаксационную функции классической музыки (28%, 25% и 19% соответственно), 25% обозначают роль музыки в своей жизни через абстрактные понятия (обобщающая категория) и 3% отмечают целительную функцию. При этом, говоря об эстетической функции, респонденты чаще всего отмечают влияние классической музыки на человеческую душу («музыка для души», «праздник для души» и т.д.) и гармонии, говоря об эмоциях – упоминают сильные положительные чувства («радость», «наслаждение» и др.). Говоря о релаксационной функции, респонденты чаще всего используют слово «отдых», иногда в конструкции «отдых для души», а также используют устаревшее слово «отдохновение». В ответах, которые можно выделить в обобщающую категорию, чаще всего встречается слово «жизнь», и в этом случае определение классической музыки сводится к лаконичной формулировке «Для меня классическая музыка – это жизнь».

Если проанализировать ответы на первый вопрос с точки зрения социологического языкознания, можно сделать несколько замечаний о риторике аудитории, т.е. об особенностях языка, на котором респонденты выражают свои мысли. Первое, что следует отметить, – многие респонденты используют устойчивые словосочетания, фразеологизмы и стертые метафоры, т.е. языковые клише («духовный мир», «духовное наслаждение», «мир прекрасного», «праздник для души», «смысл жизни» и т.д.). Эта тенденция характерна для 26% ответов. Кроме того, когда респонденты продолжают предложение «Для меня классическая музыка – это…» при помощи единственного существительного, они, как правило, обращаются к общеупотребительным, при этом абстрактным понятиям («жизнь», «гармония», «душа»). Практически все ответы, отнесенные к «обобщающим», характеризуются именно таким образом. Отчасти это объясняется тем, что ответ на вопрос должен был быть лаконичным, т.е. предполагал афористичность и емкость высказывания, с другой стороны, можно говорить о некой тенденции: для аудитории характерно выражать свои индивидуальные суждения при помощи устойчивых, общепринятых языковых конструкций. Лишь 5% респондентов, характеризуя значимость классической музыки в собственной жизни, использовали свежие, авторские выражения и метафоры, т.е. обращались к неклишированной лексике и живым выражениям.

Таким образом, говоря о риторике аудитории, следует отметить, прежде всего, ее приверженность к клише, вошедшим в русский язык в XIX-XX вв., преимущественно – в советский период истории.

На вопрос о сущности классической музыки отвечали как мужчины, так и женщины, соотношение выделенных категорий для разделения ответов представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 Примечание: процент берется отдельно от числа ответов мужчин и от числа ответов женщин.

Из графика видно, что основными функциями, которые выполняет классическая музыка в жизни женщин, является эстетическая и эмоциональная, у мужчин – релаксационная и то, что мы назвали обобщающей категорией.

Если проводить такое сравнение значимости функций по возрастам, получается следующее распределение:

Рисунок 5 Примечание: процент берется отдельно от числа ответов отнесённых к каждой категории.

Таким образом, получается, что у каждой возрастной когорты есть функция, являющаяся наиболее значимой:

· в жизни людей младше 36 лет музыка занимает общее место, они ещё не вполне определились, какие функции она должна выполнять в их жизни;

· респонденты в возрасте от 36 до 55 лет отвечали на вопрос о том, что такое музыка так, сто после группировки ответов оказалось, что музыка для них выполняет в первую очередь эстетическую функцию;

· для респондентов старше 55 лет музыка – это, в первую очередь, эмоция;

Также определились некоторые особенности: целительную функцию музыка выполняет только для людей старше 55 лет; для всех возрастных когорт эстетическая функция является одной из самых важных, по количеству упоминаний занимает 1-е или 2-е место.

Распределение ответов всех опрошенных на второй вопрос анкеты «Какое из приведённых суждений о классической музыке Вам ближе всего?» демонстрирует рисунок 6.

Большинство респондентов (38%) выразили своё согласие с суждением о том, что «классическая музыка - это музыка, отобранная временем», почти столько же (36%) выбрали суждение «классическая музыка - это гармония» как наиболее точно передающее их собственные ощущения и мнение. Примечательно, что эти два ответа, во-первых, по частоте упоминаний весьма превосходят остальные: «классическая музыка - это музыка эпохи классицизма», «классическая музыка - это музыка, имеющая трёхвековую историю от начала XVII века до начала XX века (эпохи барокко, классицизма и романтизма)», «классическая музыка - это любая академическая музыка, включая музыку XXI века».

Вместе с категорией «затрудняюсь ответить» составляют всего 26%, а во-вторых, очевидно, что суждение №5 схоже с ответами респондентов, использовавших клише, устойчивые словосочетания и фразеологизмы для определения понятия классическая музыка, суждение №4 схоже с ответами респондентов, выделяющих эстетическую функцию классической музыки (эта категория оказалась наиболее большой).

Рисунок 6 Примечание: процент берется от числа ответов, поскольку в ряде случаев респонденты отмечали своё согласие не с одной, а с двумя позициями.

Таким образом, второй результаты по второму вопросы дополняют результаты по первому вопросу, подтверждая сложившуюся тенденцию: респонденты не склонны использовать живую лексику и предпочитают определять классическую музыку через эстетическую функцию, заложенную в ней. Опрошенным сложно согласиться с выверенными чёткими определениями, какие были представлены в суждениях №№1-3, может быть, потому, что это означало бы упрощение смысла понятия до толкования из словаря и исключало бы наличие у классической музыки некоторых, важных для респондентов функций, выделенных в первом вопросе. Т.е. респонденты, преимущественно не обладающие глубокими академическими знаниями в области классической музыки, склонны выбирать те ответы, которые наиболее полно и в рамках привлекательной знакомой риторики передают собственные мысли и чувства.

Такое же распределения ответов (см. рисунок 7) на второй вопрос можно увидеть в группе постоянных слушателей «Орфея».

Суждения №4 и №5 вызвали наибольший отклик у респондентов, но в то же время увеличилось число выборов первого суждения «классическая музыка - это музыка эпохи классицизма», связано это с тем, что среди аудитории радиостанции процент людей, имеющих музыкальное образование, несколько выше, чем по выборке в целом.

Рисунок 7 Примечание: процент берется от числа ответов, поскольку в ряде случаев респонденты отмечали своё согласие не с одной, а с двумя позициями.

Вопрос №3 Оцените базовые музыкальные стили

Респондентам было предложено оценить по шкале от -5 до +5 соответствие их вкусу базовых музыкальных стилей: барокко, классицизм, романтизм, современная музыка. Результаты шкалирования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Название стиля Средняя оценка по выборке в целом Средняя оценка слушателей «Орфея»
Барокко 4,1 3,9
Классицизм 4,6 4,6
Романтизм 4,7 4,9
Современная музыка 2,1 2,1

Оказалось, что наиболее высоко респонденты оценивают музыку романтизма и классицизма, музыка в стиле барокко также оценена высоко. Современная музыка была оценена довольно низко по сравнению с остальными стиями.

В группе слушателей «Орфея» результаты практически полностью повторяют результаты по всей выборке в целом, хотя есть небольшие изменения: музыка барокко оценена чуть ниже, музыка романтизма – выше.

Вопросы №4, №5 Слушаете ли Вы радио? Какие радиостанции предпочитаете?

На вопрос «Слушаете ли Вы радио?» ответы распределились следующим образом:

Таблица 4

  Выборка в целом Слушатели «Орфея»
Да 90% 97%
Нет 6% 3%
Затрудняюсь ответить 4% -

На вопрос о предпочитаемых радиостанциях, респонденты дали довольно много ответов. Всего было названо 48 станций. Таблица 5 дает представление о круге названных радиостанций с частотой упоминания от 3% и выше. Всего было упомянуто 31 наименование, 16 из которых встречались всего один или два раза.

Таблица 5

Выборка в целом Слушатели «Орфея»
  Станция Процент упоминаний     Станция Процент упоминаний
  Орфей 24%     Орфей 100%
  Радио Классик 11%     Радио Классик 12%
  Эхо Москвы 11%     Эхо Москвы 11%
  Радио Культура 7%     Радио Культура 8%
  Маяк 6%     Маяк 6%
  Радио России 6%     Радио России 6%
  Relax FM 4%     Радио Джаз 5%
  Радио Джаз 4%     Ретро FM 5%
  Радио 7 №%     Relax FM 3%
  Ретро FM 3%     Сити FM 3%
  Сити FM 3%        

Из таблицы 5 видно, в целом по выборке лидируют «Орфей» и «Радио Классик». Однако, анализ данных в подвыборке слушателей «Орфея» приводит к заключению, что пересечение аудитории этих двух станций не очень велико. Они работают на существенно различающиеся аудитории.

Вопросы №6, №7 Слушаете ли Вы по радио программы классической музыки? На каких радиостанциях Вы предпочитаете слушать программы классической музыки?

На вопрос «Слушаете ли Вы по радио программы классической музыки?» ответы распределились следующим образом:

Таблица 6

  Выборка в целом Слушатели «Орфея»
Да 78% 93%
Нет 15% 3%
Затрудняюсь ответить 7% 3%

Из таблицы 6 видно, что процент слушателей программ классической музыки по выборке в целом – меньше, чем среди слушателей «Орфея».

Радиостанций, на которых предпочитают слушать программы классической музыки, респонденты перечислили немного: большинство вспомнило радиостанцию «Орфей», следующими по частоте упоминаний идут Радио Культура и Радио Классик. Респонденты по выборке в целом упомянули на одну радиостанцию больше, чем слушатели «Орфея». Более подробное распределение демонстрирует таблица 7.

Таблица 7





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...