Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хозяйство. Современное хозяйство многонационального населения Среднеазиатских республик представляет собой высокоразвитый промышленно-аграрный комплекс с мощной энергетической и сырьевой базой, высокомеханизированным земледелием и животноводством.
В XIX — начале XX в. на территории Средней Азии этнографами выделяются три исторически сложившихся хозяйственно-культурных типа: оседлые земледельцы оазисов, кочевники-скотоводы степей и полупустынь и полуоседлые земледельцы-скотоводы, жившие на окраинах оазисов и в дельтах больших рек.
Земледелие в Средней Азии известно давно. Земледельческие культуры на юге Туркмении прослеживаются уже с V тысячелетия до н. э.
I тысячелетия до н. э. земледелие как основа хозяйства распространилось почти на все южные районы Средней Азии.
К середине I тысячелетия н. э. в Средней Азии были освоены почти все пригодные для земледелия площади. Во второй половине I тысячелетия н. э. обрабатываемые площади стали сокращаться за счет интенсификации земледелия — совершенствования оросительных систем и обработки почвы.
Кочевым скотоводством занималось население Средней Азии и Казахстана, обитавшее на обширных пространствах степей, полупустынь и гор. Под кочевничеством понимается такой вид скотоводческого хозяйства, когда основу существования какого-либо народа или части народа составляет экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок. В Средней Азии выделяется три способа кочевания: «меридиональное», «вертикальное» и «стационарное».
В предгорных районах Средней Азии было широко распространено отгонное скотоводство, которое всегда сочеталось с земледелием.
Комплексное, или полуоседлое хозяйство, вели жители на окраинах больших оазисов и по берегам озер и морей. Здесь кочевое скотоводство сочеталось с земледелием или с рыболовством.
Одной из важнейших составных частей производственной деятельности населения Средней Азии и Казахстана, наряду с земледелием и скотоводством, были домашнее ремесло.
Ремесленное производство было сосредоточено в оазисах - в городских и крупных сельских поселениях.
В кочевом скотоводческом обществе собственно ремесленного производства не было. В каждой семье вырабатывались необходимые вещи – кошмы (войлоки), шерстяные ткани, шилась одежда, и изготавливались сбруи, арканы и другие предметы.
Помимо ремесленной продукции кочевники получали из оазисов хлеб, который наряду с молочными продуктами составлял основу их пищевого рациона.
Общественная организация.
В обществе земледельцев классовые отношения зародились уже в эпоху бронзы (середина III тыс. до н.э.). К рубежу нашей эры четко оформились классы эксплуататоров и эксплуатируемых.
Многоукладность хозяйственной деятельности породила и многообразие форм общественной организации. Оседая в оазисах, кочевники приносили с собой и иные формы общественной организации, которые причудливо переплетались с формами социальной организации земледельцев.
В Средней Азии при наличии частного, общинного и государственного владения землей, вода, в большинстве случаев, была собственностью государства.
В среднеазиатских ханствах не оформились замкнутые сословия, имеющие те или иные социальные преимущества. Не было и прикрепления крестьян к земле, и зависимость крестьян от богатеев выражалась в долговой кабале.
Формы общины у земледельцев были неодинаковы даже в границах одного оазиса.
В обществах, где земледелие имело более древние традиции, переделы земли проводились нерегулярно и земельные участки становились собственностью семей. Здесь отчуждение наделов — их продажа — стало правилом, что способствовало разложению общинных порядков.
Кочевая община была основной и главной ячейкой общества скотоводов. В общине объединялось несколько родственных семей, которые совместно выпасали скот, находившийся в личной собственности каждой семьи. Из таких общин составлялись небольшие племенные подразделения, которые формировали скотоводческие племена.
Имущественное неравенство внутри скотоводческого общества было сильно развито.
Основной формой эксплуатации был наем пастухов, и сдача скота на выпас бедным родственникам за право использовать некоторое количество молочных продуктов и часть приплода.
Помимо деления на бедных и богатых, в скотоводческих обществах выделялись социальные группы. Казахи подразделялись на «белую кость» и «черную кость».
Схожа была и социальная стратификация у туркмен, подразделявшихся на благородных игов и занимавших подчиненное положение кулов.
У киргизов господствующей верхушкой была племенная знать — манапы. Манапы подразделялись на «главных» и «младших».
Большое влияние на общественную жизнь скотоводов оказывало обычное право, которое регулировало всю внутреннюю жизнь кочевников. С разложением общинных порядком оно стало использоваться зажиточной верхушкой для прикрытия эксплуатации соплеменников традициями «взаимопомощи».
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1494 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!