Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
У всех народов Сибири к периоду прихода русских скотоводство было развито значительно больше земледелия. Но с XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все большее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись и материально-бытовые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочевнические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами.
Традиционная одежда скотоводческого населения Сибири была сходна с центрально-азиатской и относилась к типу распашной. Характерной одеждой южноалтайских скотоводов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщины-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди — «чегедек». Якутки тоже носили длиннополый меховой кафтан «сангыях».
Наибольший этнографический интерес представляют хозяйственно-культурные типы промыслового населения Севера. Рыболовство в качестве основного занятия преобладало в бассейне Оби (у хантов, манси, селькупов), в нижнем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев), на Камчатке (у ительменов). С оседлым рыболовческим бытом былисвязаны такие элементы материальной культуры, как коллективные зимние землянки, наземные берестяные чумы и даже свайные «балаганы» (Камчатка)
В XIX в. рыболовы низовьев Амура стали переходить к теплому наземному жилищу типа фанзы, а обские рыболовы — к бревенчатым юртам
В обширной таежной зоне Сибири наоснове древнего охотничьего уклада сформировался специализированный хозяйственно-культурный комплекс охотников-оленеводов, к которым относились эвенки, эвены, юкагиры, сроки, негидальцы.Жилищем у них служил конический чум, покрытый оленьими шкурами или выделанными кожами
Старинная одежда эвенков была приспособлена к частой ходьбе на лыжах и езде верхом на олене. Эта одежда из тонких, но теплых оленьих шкур — распашная, с несходящимися спереди полами, грудь и живот закрывались своеобразным меховым нагрудником.Типичными оленеводами тундры являлись ненцы, оленные чукчи и коряки. Оленеводы тундры круглый год кочевали, передвигаясь со своими стадами с зимних пастбищ (у границ тайги) на летние (близ морского побережья), а осенью снова откочевывая к границам леса. Материальная культура оленеводов небогата, но она удивительно приспособлена к кочевому быту
Жилищем ненцам служил разборный конический чум с остовом из шестов, покрытый оленьими шкурами. Посуда употреблялась деревянная
Одежда была исключительно меховая, в виде длинного мешка с рукавами и капюшоном, надеваемая через голову
Обувью служили высокие меховые сапоги — пимы.
Жилище кочевых чукчей и коряков — яранга — отличалось от конического чума ненцев тем, что остов ее сооружался из шестов различной длины и состоял из двух частей: нижней цилиндрической и верхней конической.
Арктическими охотниками на морского зверя в Сибири были эскимосы, оседлые чукчи и коряки, жившие не в тундре, а на морском побережье Чукотки. Весь их хозяйственный цикл состоял в промысле тюленей (зимой и весной) и моржей (весной и летом).
Некогда приморские жители обитали в землянках, имевших ход сверху, через дымовое отверстие, но уже в XIX в. они стали сооружать яранги такого же типа, как и оленеводы чукотской тундры. Традиционная одежда тех и других была меховой, двухслойной: нижняя— шерстью к телу, верхняя — шерстью наружу; будучи нераспашной («глухой»), она надевалась через голову.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 939 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!