Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейные, общественные отношения и общественная организация народов Юго-Восточной Азии. Духовная культура народов Юго-Восточной Азии



У охотников-собирателей бытуют парные семьи и многие архаические обычаи в области семейно-брачных отношений. Для более развитых народов до недавнего времени было характерно сохранение традиций родовых общин и больших семей главным образом в патриархальной и, как исключение, в матрилокальной форме. Эти архаические формы семьи повсеместно сменились моногамными семьями. В областях, где получил распространение ислам, существует полигамия.

В прошлом у мотыжных земледельцев, а в наши дни у части охотников и собирателей тропических лесов Юго-Восточной Азии сохраняются элементы первобытнообщинных отношений. У мотыжных земледельцев уже с начала 20 века общинные отношения али интенсивно разлагаться под воздействием социальной и имущественной дифференциации, сложения классовых отношений.

Бродячие охотники-собиратели живут небольшими локальными группами, которые объединяются в племена, пользующиеся определенной территорией. Племена и поселения возглавляют вожди. У наиболее отсталых племен предводители нередко являются одновременно и священнослужителями. Немалую роль в общественных делах этих народов играют колдуны, лекари.

Уже в средние века во многих странах этого региона существовали развитые наука, культура, искусство, была создана обширная духовная и светская литература. Неблагоприятные последствия имела колониальная эпоха.

Тысячелетние традиции имеет народное творчество. У вьетнамцев широко распространены различные жанры эпических произведений, музыкально-драматические представления. Разнообразны народные танцы и песни. Богато представлен фольклор в Таиланде. Успехом пользуются театральные представления: театр жестов, кукол, маскированных актеров. Знамениты бирманский и кхмерский балет. Широко популярен у этих народов театр, где исполняются пьесы на мотивы местных и индийских произведений, а также театр теней. В Индонезии - театр теней ваянг-пурво. Распространены представления марионеток, костюмированных актеров. Большую известность имеет яванский национальный оркестр гамелан, состоящий из десятков и сотен ударных инструментов. Оригинально народное творчество лесных народов: их воинственные охотничьи пляски, песни, мимические представления интересны и своеобразны.

Большинство земледельческих народов полуострова Индокитай исповедуют различные толки буддийской религии с множеством самых различных пережитков древних верований: аграрных культов, культ» предков, магических представлений и т. п. Большая часть жителей Малайзии и Индонезии — мусульмане суннитского толка. Своеобразна религия жителей острова Бали, представляющая собой смесь буддийских и индуистских верований. Племена охотников-собирателей сохраняют древние верования в стихийные силы природы, духов, душу. В связи с магическими представлениями в прошлом бытовала охота за головами.

Историческое прошлое, особенности этногенеза и этнической истории народов Восточной и Центральной Азии. Антропологическая и лингвистическая классификация народов Восточной и Центральной Азии.

В конце V — начале IV тысячелетия до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур. Один из них был расположен в восточном приморском районе современного Китая, где возникла культура Цинляньган. На основе населения культуры Цинляньган сложилась па этносов, австронезийская по языку.

В долине главного притока Хуанхэ - реки Вэйхэ возникла культура Яншао. Говорили яншаосцы на протосинотибетском языке. Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. общность яншаоских племен разделилась на две ветви. Западная ветвь яншаосцев явилась впоследствии основой формирования предков тибето-бирманских народов, восточная же вошла в состав древнекитайского этноса.

В III тысячелетии до н. э. восточные яншаосцы столкнулись на Средне-Китайской равнине с племенами более южного происхождения. Возник протокитайский язык.

Протокитайские племена контактировали в конце II тысячелетия до н. э. с «классическими» континентальми монголоидами, южноазиатскими монголоидами, восточноазиатскими монголоидами. На основе древней цянской общности сформировались впоследствии все народы, говорящие ныне на языках тибето-бирманской группы сино-тибетской семьи.

В это время Северо-Восточный Китай и часть Корейского полуострова были населены предками современных тунгусо-маньчжурских народов.

В начале I тысячелетия до н. э. на Средне-китайской равнине завершается длительный процесс сложения древнекитайского этноса.

В III в. до н. э. в степях Монголии складывается этническая общность алтаеязычных кочевников-сюнну.

На смену сюнну в лесостепной зоне Монголии в первых веках нашей эры пришли монголоязычные сяньбийцы.

III—VI века нередко называют эпохой «восточноазиатского переселения народов». Начинает отчетливо прослеживаться противопоставление северных и южных китайцев.

К VII—XII вв. на территории Восточной Азии сложились все основные народы, которые могут рассматриваться в качестве предков современного населения Восточной Азии.

К началу XX в. из всех крупнейших этносов Восточной Азии лишь японцы сформировались как современная нация. После победы народной революции в Китае, Корее и Монголии сложились условия для успешного развития в этих странах процессов этнической консолидации.

Лингвистическая классификация. В Восточной Азии представлены 5 крупных языковых семей — алтайская, синодская, австронезийская, тайская и австроазиатская. Корейцы, японцы и айны занимают изолированное положение.

Алтайская семья языков делится на три основные группы. К первой из них — тюркской — принадлежат в Центральной Азии уйгуры, салары, казахи и киргизы.

В монгольскую группу входят монголы, дунсян, ту и др. Тунгусо-маньчжурская группа - маньчжуры, сунгарийские народы, эвенки и орочены.

Сино-тибетская семья может быть подразделена на две группы языков — китайскую (китайских язык) и тибето-бирманскую (тибетцы, ицзу, бай, туцзя, хани, лису, наси). Австроазиатские языки на территории Китая они представлены двумя группами — мяо-яо (народы мяо, яо, шэ, гэлао) и мон-кхмер (кава, бэнлун, булан).

Тайские языки объединяются в три группы — тай (чжу-ан, буи, тай), кадай (ли о-ва Хайнань) и кам-суй.

Австронезийская семья представлена языками коренного населения о-ва Тайвань.

Антропологический состав. Подавляющее большинство коренного населения Восточной Азии принадлежит к монголоидной большой расе. Она может быть подразделена на две малые расы - тихоокеанских и континентальных монголоидов.

Среди тихоокеанских монголоидов выделяются две группы антропологических типов — восточноазиатская и южноазиатская.

К восточноазиатской группе тихоокеанских монголоидов относятся следующие расовые типы: северокитайский; корейско-маньчжурский; амурский и восточнотибетский.

Южноазиатская группа тихоокеанских монголоидов включает антропологические типы: таи-малайский; восточно-гималайский.

Японцы занимают промежуточное положение между восточноазиатскими и южноазиатскими монголоидами, прослеживаются также и отдельные австралоидные черты.

У айнов преобладают австралоидные черты.

Что касается континентальных, или «классических», монголоидов, то к ним принадлежат монгольские народы, тюркские народы. Представлены двумя группами типов— центральноазиатской и южносибирской.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1460 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...