Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семейные и общественные отношения народов Передней Азии



Семья и семейные отношения основываются у многих групп населения Передней Азии на нормах религиозного и обычного права. Мусульманское право — шариат — допускает полигамию, но на практике она имеет небольшое распространение только среди некоторых социальных слоев, придерживающихся старинных обычаев. Распространен брак-покупка с выплатой калыма, причем не только у кочевников и в сельских местностях, но зачастую и в городах. Для мусульман наиболее желателен ортокузенный брак. У кочевников прочно бытует племенная эндогамия, запрещающая вступать в брак за пределами племени, и левират. У земледельцев семьи повсеместно малые. Среди наиболее зажиточных кочевников можно еще встретить большие неразделенные семьи, но они стали уже редкостью. Положение женщин в большей части стран Передней Азии неполноправное. За исключением наиболее прогрессивных слоев общества, женщина считается еще собственностью мужа и семьи, и в ее отношении действуют патриархальная порядки.

В общественных отношениях народов Передней Азии наблюдается до наших дней значительная пестрота. Сильны феодальные пережитки в Турции. Особенно устойчивы патриархальные отношения в кочевых областях.

Во многих местностях сохраняются общинные отношения.

Своеобразные общественные отношения существуют у кочевников и полукочевники Еще в ходе возникновения кочевого скотоводства сложились частная собственность на скот и общинное пользование сезонные пастбищами. Частная собственность на скот и военный образ жизни породили глубокое имушественное и социальное расслоение, но в условиях экстенсивного экономического базиса развитые классовые отношения не сформировались. Сложился социальный строй, для которого была характерна многоукладность. На первых порах истории кочевничества преобладали отношения военной демократии. В новое время, когда кочевники оказались зависимыми от земледельческих государств или были тесно с ними связаны, социальные отношения приобрели патриархальный характер. Развитые классовые отношения возникают у кочевников, когда они переходят к оседлости.

Общественная организация кочевников строится по общинно-племенному принципу. Наряду с отношениями эксплуатации сохраняются общинно-племенные традиции в виде кровной мести, племенной взаимопомощи, общинной демократии.

24. Духовная культура народов Передней Азии: образование, театр, лит-ра, архитектура, фольклор и т.д. Конфессии народов Передней Азии.

Творчество народов Передней Азии настолько многообразно и имеет столь древние традиции, что можно дать только самую общую его характеристику.

Богато народное творчество арабов. Оно включает разные жанры фольклора: эпические произведения, сказки, легенды, генеалогические легенды о происхождении племен их родоначальников, исторические предания. Особенно развито было устное творчество у кочевых, в прошлом почти поголовно неграмотных арабов-бедуинов. У оседлых земледельцев и кочевников существует развитая народная музыкальная культура. Бытуют различные музыкальные инструменты — щипковые, ударные, духовые. В праздничные дни обязательно проводятся военно-спортивные и музыкальные соревнования, устраиваются пляски. Народная медицина основывается на вековом опыте врачевания и использовании природных средств в соединении с религиозно-магическими поверьями, суевериями. В средние века многие городские центры арабского мира были средоточием образованности, науки, искусств, обогативших европейскую и общемировую культуру.

Разнообразно турецкое народное искусство. Множество жанров насчитывает фольклор: сказки, легенды, сатирические произведения. Мировую известность имеет цикл рассказов о народном мудреце Ходже Насреддине. Национальную традицию фольклора поддерживают многочисленные певцы-сказители, без которых не обходится ни один сельский праздник. В селах и городах популярен уличный народный театр марионеток и теней.

Исключительно широко распространено устное народное творчество в Иране.

Фольклор включает исторические предания, знаменитые циклы древних и средневековых эпических произведений. Под музыкальный аккомпанемент исполняются песни, любовные романсы. По городам и селам странствуют труппы актеров, кукольные театры. Популярны спортивные состязания, во время которых устраиваются конкурсы народных поэтов и музыкантов.

В Афганистане народное искусство включает фольклор, музыкальные произведения, народный театр, песни, пляски. У пуштунов распространено исполнение коротких песен, сказок. Известен эпический цикл сказаний об Адан-Хане и Дур-хане. Существуют различные музыкальные инструменты: щипковые, барабаны, пастушеские свирели. Славятся пуштунские боевые пляски. На праздниках обязательно устраиваются военно-спортивные состязания по борьбе, стрельбе в цель, скачки.

Разнообразна и красочна духовная культура других народов Передней Азии. Так, славятся курдские массовые и одиночные пляски, которые исполняют мужчины, женщины и дети.

Как и в арабских странах, народная медицина сочетает полезные приемы врачевания, выработанные веками, с шарлатанским «лечением» колдунами и знахарями.

По религиозной принадлежности большая часть населения Западной Азии принадлежит к разным толкам ислама. Священная книга мусульман — Коран.

Христианство, возникшее в Передней Азии и широко там до арабского завоевания распространенное, имеет в наши дни сравнительно небольшое число приверженцев из числа ливанских арабов, православных греков, айсоров, армян и некоторых других групп.

Существуют в Западной Азии синкретические религии, представляющие результат смешения христианства, ислама, древних языческих верований. В Израиле государственной религией является иудаизм.

Религия удерживает в странах Передней Азии еще довольно сильные позиции и оказывает влияние на семейно-брачные отношения, образование, порой и политически жизнь.

25. Народы Южной Азии: особенности этногенеза и этнической истории с древнейших времен по современность и их антропологическая и лингвистическая характеристика.

Десятки миллионов лет тому назад там обитали дриопитековые обезьяны, считающиеся предками гоминид. Примерно за десять миллионов лет до нашей эры в этом регионе обитали рамапитеки, возможные предки человека. Известны многочисленные культуры позднего палеолита и последующих эпох каменного века.

Прямые свидетельства об этническом составе населения Южной Азии на ранних этапах развития человека современного вида отсутствуют. Существуют гипотезы о том, что значительная часть населения полуострова Индостан и острова Шри Ланка была в те эпохи веддоидной по антропологическому признаку. Что касается языков, то судить об этом еще труднее, и лишь гипотетически они могли быть схожи с языками австралоидов азиатско-океанийской зоны, с которыми по антропологическим признакам обнаруживают сходство потомки древнейшего населения Южной Азии — ведды и андаманцы.

Многие ученые считают, что в III—II тысячелетиях до н. э. в рассматриваемые области стали проникать и расселяться племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда. При этом дравиды, по антропологическому типу южные европеоиды, были создателями первой цивилизации в долине Инда, откуда могли расселяться на восток и на юг. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и по большей части их ассимилировали. Одним из следствий этого процесса было формирование южноиндийской дравидоидной расовой группы.

Предки мунда, принадлежавшие к австралоидным и монголоидным расовым типам, смешивались с местным веддоидным населением, следствием чего было сложение народов мунда Центральной Индии.

Во II тысячелетии до н. э. в Северной Индии начинают расселяться группы южных европеоидов-ариев, говоривших на индоарийских языках. Частично они проникли далеко на юг, где их ассимилировали дравиды.

Группы населения, говорившие на индоевропейских (иранских, тохарских) языках, попадали в Южную Азию с севера и северо-запада и позднее, в частности на рубежах нашей эры, в индоскифскую эпоху.

Расселявшиеся во II — начале I тысячелетия до н. э. на севере Южной Азии индоарии были скотоводами и оседлыми земледельцами. Их история известна по археологическим данным, а также сборникам гимнов— «Ригведа». Арии основали несколько раннеклассовых государств, для которых было характерно сложное классовое и сословное (варно- кастовое) деление общества. Арии смешивались с местным дравидским и мундоязычным населением, что вело к интенсивному обмену культурными ценностями.

На северо-востоке полуострова еще в древности формировались монголоидные по антропологическому типу группы, говорившие на языках тибето-бирманской семьи. И с ними происходил у индоариев интенсивный культурный обмен.

В середине I тысячелетия до н. э. на остров Шри Ланка переселились предки современных сингалов, говоривших на индоарийском языке. Примерно в то же время туда проникают дравиды, предки тамилов. Переселенцы вступали в тесное общение с коренным населением острова, веддами, которые были ими в значительной мере ассимилированы.

В XVI-—XVII вв. в Южную Азию начинают проникать европейские колонизаторы: сначала португальцы, а вслед за ними голландцы, англичане, французы. В середине XIX в. Индия превращается в британскую колонию. Эпоха колониальной зависимости оказала чрезвычайно отрицательное влияние на социально-экономическое и культурное развитие народов Южной Азии. Колониальная эксплуатация вызывала постоянный отпор со стороны угнетенных народов. В 1947 г. Индия I и Пакистан добились национальной независимости. Однако английские власти провели границы между новыми государствами без I учета этнических, исторических и экономических факторов, что привело к длительным межгосударственным и межнациональным разногласиям. Позднее национальную независимость завоевали и другие страны Южной Азии.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...