Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современные этнические и культурные процессы в Африке



Этнические npoi^eccu в Африке. Состояние этнических процессов на Африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастностью экономических условий стран, очень низким уровнем развития этнообъединитель-ных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую в противоречивых и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, консолидация родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой - межэтническая интеграция в масштабах отдельных стран, а иногда - и регионов, с третьей - дивергенция этнических территорий, разделенных государственными границами.

В Африке сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на различных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания, за чем последовало развитие процессов этнической консолидации (т.е. появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения) и интеграции (сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания).

В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждению содействуют развитие связей между отдельными этническими группами и формирование нового языка на основе слияния языков взаимодействующих общностей. При этом усиливается культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он известен соседям.

Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы.

Как мы уже отмечали, процессы этнического развития протекают не изолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми н религиозными отношениями, осложняет их также политическая борьба, построенная нередко по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на континенте, часто обостряя межэтнические огн о ш е и и я.

Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества – формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.

В странах третьего мира, особенно там, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации. Общими здесь являются экономическая отсталость и стремление к модернизации, так же как связанное с ними ожидание улучшения жизненных условий – увеличения жизненных благ. Общим является быстрый рост национального самосознания и правосознания, нередко подогреваемый демагогией, и опережающий рост обыкновенной грамотности и реальных экономических возможностей, что в конечном счете ведет ко все более распространенным явлениям декультурации – пессимистическому отношению к своей национальной культуре.

В развивающихся странах Африки, как и повсюду в современном мире, сложность социальной стратификации порождает соответствующую дифференциацию в сфере культуры. Если духовным запросам тонкого слоя городской элиты соответствуют динамичные формы современной урбанистической художественной культуры, то значительная часть сельских жителей еще сохраняет приверженность к традиционному религиозно-художественному комплексу. Однако чистые «урбанисты», как и чистые «традиционалисты», представляют меньшинство. Большинство – это те, кто перерос идеи, образы, ритуалы, стереотипы, которыми жили их предки, и в то же время не вполне подготовлен к восприятию развитых форм современной культуры. Каковы же формы культуры, отвечающие этому переходному – транслиминальному состоянию?

За исключением откровенно коммерческих отраслей художественной промышленности («аэропортное искусство»), современную художественную культуру представляют различные виды традиционного, самодеятельного и профессионального искусства, в общих параметрах соответствующие трем различным пластам общественного сознания.

В традиционном искусстве различаются чистые, архаические формы, а также – маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.

Там, где до наших дней сохраняются архаические пласты традиционной культуры, бытует синкретическое единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.

Появление в религиозных церемониях развлекательных элементов – один из первых шагов на пути десакрализации традиционных обрядов. Следующий этап – все большая профессионализация художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.

Формы художественной деятельности, которые не принадлежат ни собственно родоплеменной культуре, ни индустриально-урбанистической цивилизации, то есть являются маргинальными, возникают на базе отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.

Сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно: художественная жизнь в странах Тропической Африки представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.

В живописи это разнообразные росписи, украшающие внешние и внутренние стены жилищ, кафе, кинотеатров и т. д., различного рода вывески, транспаранты и рекламные щиты, символические изображения и художественно оформленные надписи на автомобилях, популярная живопись на стекле; различные рисунки, примитивные сюжеты, сопровождаемые короткими текстами, картины разнообразного содержания: от «лагунных» пейзажей до портретов популярных политических деятелей и рисованных рассказов (своеобразных комиксов).

Современная массовая народная культура с трудом поддается систематизации, ее проявления могут быть совершенно неожиданными. Уникальные художественные явления возникают и исчезают в пределах порождающей их среды – пестрого и неимущего населения окраин больших городов. Это силы, не имеющие определенных границ, очертаний, – стихия, несущая в себе меру хаоса, необходимую для возникновения Нового. В обычном, стабильном, состоянии социума они сохраняют качества субкультуры.

Исключая реликты традиционной культуры и «международные» урбанистические формы, современное искусство, адресованное африканскому зрителю, эволюционирует от примитивного натурализма (самодеятельное искусство) к более или менее обобщенным полупрофессиональным формам.

Постепенное превращение, в ходе которого собственно традиционные виды художественной деятельности эволюционируют в направлении различных жанров современного профессионального искусства, наблюдается во всех без исключения областях художественного творчества (ср. роль фольклора в становлении литературных жанров, постепенный переход от традиционной к современной музыкальной культуре и т.д.). В то же время сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно.

Широкий спектр стадиально-детерминированных направлений в художественной культуре африканских стран соответствует в каждом случае конкретной культурно-исторической ситуации. Каждое из этих явлений отражает особенности и степень продвинутости соответствующей группы населения.

В то время как сфера влияния традиционной культуры постепенно сокращается, а урбанистическая воспринимается как «своя» пока еще весьма ограниченным кругом коренных горожан, переходные (маргинальные) виды художественной деятельности образуют субстрат, на основе которого складываются со всей возможной мерой локальной специфики местные урбанистические виды современного профессионального искусства.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1707 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...