Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Edward Taylor, L.G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer, Миклухо-Маклай



Так, Taylor изучал «пережитки»; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).

Bastian разработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей.

16. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

В основе этого направления лежит представление о культурной диффузии как основы изменения культуры. Это механистическая концепция, которая обозначала миграцию вещёй и идей как основу «исторического» развития.

В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.

Направления диффузионизма:

1) культурная морфология Лео Фробениуса

2) культурные круги Фридриха Гребнера

3) культурно-историческая школа Вильгельма Шмидта

Основные положения:

а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и заимствованиями

б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).

17. Структурно-функционалистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

Функционализм.

Теоретические основы этой школы были сформулированы Рихардом Турнвальдом и Брониславом Малиновским. В GER это направление не имело широкого успеха, ну а в UK стало чуть ли не господствующим.

Ключевое слово – функция. Любой элемент культуры надо изучать с точки зрения его функциональности. Функциональная необходимость того или иного явления вызывает его появление.

Так, Малиновский резко критиковал Тайлора и его теорию пережитков. Он считал, что при переходе на новую стадию развития культурный элемент приобретает новую функцию.

Структурализм.

– структура элементов, как целостность

– основной элемент – социальная структура, которая изучается на основе выделения взаимосвязей между различными элементами культуры

Так, в UK структурализм связан с именем Эванса Причерда, выдвинувшего теорию структурного производства. Во FR структуралистское направление было представлено в основном структурной лингвистикой Де Соссюра.

Под социальной структурой они часто понимали конкретную этническую общность.

12. Проблемы прикладной этнологии.

1. Влияние исследователя на исследуемую среду.

2. Проблема межкультурной коммуникации – так, европейцу тяжело понять аборигена Австралии или просто азиата.

3. Проблема интерпретации источников.

Можно ли использовать этнологическое знание на практике? Большинство ученых считает, что да. Малиновский читал лекции англичанам-колонизаторам. Русские колонизаторы и переселенцы столкнулись с теми же проблемами в Сибири и на Кавказе.

Основные задачи Этнологии: участие в разрешении межэтнических конфликтов, их предупреждение, кросс-культурные программы, создание экономических программ для этносов (как продать лёд эскимосам), этнология в школах для малых народов, защита интересов малых народов и сохранения культурного наследия.

18. Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая

(1846-1888)

1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».

20. Основные методы этнологического исследования.

Собственно «этнология» появляется тогда, когда появляются определенные методы изучения источников, на основе которых делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.

I. Вопросы общефилософского содержания. Познание сущностных отношений внутри и между этносов.

II. Общенаучные методы в этнологии:

1) исторический – изучаемые явления рассматриваются с точки зрения их зарождения, развития и перспективы будущего изменения

2) функциональный – выявление значения того или иного культурного элемента в жизни этнической общности

3) структурный – выявление строения изучаемого объекта; системы социальных отношений

4) системный – мысленное расчленение объекта изучения на компоненты, составляющие и элементы и поиск связей между ними

III. Исследовательские средства, обеспечивающие этнологическую эмпирическую работу:

1) метод поиска и сбора информации (экспедиции и т.п.)

2) обработка собранного фактического материала

– классификация

– типологизация

3) интерпретация полученных результатов

– их обобщение и сопоставление с предшествующими данными и выводами науки, оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования.

4) сравнительно-этнологический метод исследования (эволюционистская этнологическая школа)

5) метод картографирования этнологических явлений (диффузиционистская этнологическая школа)

6) сравнительно-типологический метод. (Оскар Монтениус) – построение и сравнение типологических рядов

7) метод количественного анализа (статистический метод). Развитие сравнительно-типологического метода. Задача правильно выбрать типологические группы. С этим методом связано широкое распространение анкетирования (т.е. стандартизации собираемой информации).


Вопросы по регионам.

1. Происхождение народов Австралии.

К моменту прихода в AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек. Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время).

Сунда – протоEURAZ

Сахул – протоAUS

Данные серологического анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга.

14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бόльшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и была выработана совершенно особенная когнитивная культура.

AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек).

Сейчас аборигенное население AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива), что составляет ~ 2% от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье).

1788 г. – первый флот с капитаном Артуром Филиппом, привёзший несколько сот английских каторжан. А с 1851 года здесь началась знаменитая «золотая лихорадка».

60% населения – потомки англичан (=> англиканцы)

25% населения – потомки ирландцев (=> католики)

12% населения – потомки шотландцев (=> пресвитериане)

2. Этнологическая характеристика народов Восточной Азии.

Китай, Япония, Северная и Южная Кореи и Монголия, Вьетнам:

Этническая история. Началось всё в Китае, долинах рек (Янцзы, Хуанхэ).V–IV тыс. до н.э. – культуры Циньляньган и Яншао. Разделилась на 2 ветви: З. (предки тибето-бирманцев) и В. (предки CHI). В южной части Ю-В. AZ сформировались протоайны, населившие JP. III-VI века н.э. – восточноазиатское переселение народов. Сформировался единый Китай и Япония. VII-XII вв. – консолидация остальных значительных этносов.

Этнос. 4 крупнейших народа – вьетнамцы, китайцы, японцы, корейцы. Общая изначальная культура – древнекитайская. Теперь – значительные различия (растут с конца 19 в.). Идут процессы консолидации этнических общностей, но некоторые общности ещё слишком разобщены (мяо и яо, напр.). А вымершие айны притворяются ради туристов и соц. льгот живущими.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...