Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Домашние задания, типовые расчеты и т.п



1. Прокомментируйте слова Ван дер Берга «С прогрессивным ростом размера человеческих обществ границы этноса становились шире, связи родства соответственно размывались… Однако потребность в коллективности более широкой, чем непосредственный круг родственников на основе биологического происхождения, продолжает присутствовать даже в современных индустриальных обществах».

2. Прокомментируйте слова Коротеева В.В. «Воображение объединяет лишь тех, кто обладает сходным жизненным опытом и подтверждает существующие деления».

3. В рамках какого подхода к определению этничности, дается такая формулировка: «Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремление подняться в высшие слои общества)».

4. Сравните понятие «Этнология» и «Этнография». В чем их сходство и различие?

5. Подберите разные определения «этноса».

6. Подберите примеры как через современную рекламу, может быть раскрыто понятие «аккультурация».

7. Инкультурация рассматривается как процесс вхождения в культуры своего народа. Ильин И.А. писал: «Ребенок должен мечтать в сказках своего народа». В каких сказках «мечтали» вы? Какие современные сказки влияют на игры детей, сюжет их рисунков, выбор любимых героев? Может ли сказка способствовать процессу инкультурации?

8. Что включает в себя этнический парадокс современности?

9. Подготовьте конспект: Заринов И.Ю. Время искать общий язык (проблема интеграции различных теорий и концепций) // Этнографическое обозрение. - № 2.- 2000.

10.Составьте наглядную схему фаз этноса Л.Н. Гумилева.

11.Подготовьте эссе на тему: «Ноосферное сознание в моем понимании это…».

12.Особенностью русской ментальности, которую обнаружили российские психологи при исследовании морального и правового развития современной молодежи, можно сформулировать так: «Не по закону, а по совести». Противопоставление закона и совести буквально лежит на поверхности. Обоснуйте это высказывание, используя примеры из художественной литературы и личного опыта.

13.Законспектируйте статью Лихачева Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. – № 4.

14.Чем отличается научное (этнологическое) понимание слова «культура» от его обыденного понимания?

15.Какие принципы классификации культурных феноменов можно выделить?

16.Подберите примеры из истории разных народов, которые подтверждали бы слова С. Эйзенштадта «Традиционными обычно называют самые разные общества – от примитивных бесписьменных обществ до племенных федераций, патримониальных, феодальных, имперских систем, городов-государств. Все они рассматриваются как некие застывшие формы, которые меняются только под воздействием внешних обстоятельств или причин экономического, политического и т.п. характера, но в любом случае вопреки самой сути традиционных обществ».

17.Докажите правильность слов К.В. Чистова, который писал, что «Термины «культура» и «традиция» в определенном теоретическом контексте синонимичны или, может быть, точнее – почти синонимичны». Подготовьте сообщение о соотношении понятий «традиция» и «культура».

Контрольные вопросы

1. Как различные гуманитарные науки соотносятся друг с другом. Какие концепции, порожденные в этих науках, обычно используются для упорядочивания и истолкования исторического материала?

2. Для объяснения, каких исторических эпизодов лучше всего использовать функционализм?

3. Найдите примеры, показывающие, что каждая культура имеет свою логику действий.

4. Любопытна и показательна история, относящаяся к 6 в. до н.э. персидский царь Дарий в 512 году вторгся в Северное Причерноморье, в земли легендарной Скифии. Спустя какое то время он получил от скифского царя послание, на котором были нарисованы мышь, лягушка, птица и семь стрел. Дарий «прочитал» его так: «Персы, мы обладаем этой землей (мышь) и реками (лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей армии. Мы складываем перед тобой свое оружие (стрелы)». Этой же ночью Дарий был атакован скифскими воинами и был разбит. После битвы, он, наконец, узнал, истинный смысл этого послания… Можете ли вы расшифровать истинный смысл послания царя Дария. Что необходимо сделать, по мнению Клиффорда Гирца, чтобы «войти в чужую культуру»?

5. Подумайте над проблемой культурного заимствования: по возможности приведите примеры такого поведения народа, когда он не воспринимает внешне, казалось бы, вполне рациональные элементы культуры другого народа.

6. Приведите примеры различных реакций народов на сходные обстоятельства. Можно ли объяснить эти случаи разницей в восприятии реальности представителями разных народов?

7. Можно ли объяснить расхождения в восприятии разными народами реальности наличием у них разных традиций?

8. Попытайтесь объяснить, почему подбирая пословицы, которые бы наилучшим образом отражали русский характер, большинство респондентов выбрали следующие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «За морем – веселье да чужое, у нас – горе да свое», «Русский мужик задним умом крепок», «На Руси, слава богу, дураков на сто лет запасено», «Наши миряне – родом дворяне: работать не любят, а погулять не прочь», «Русский любит авось, небось, да как-нибудь».

9. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

10.А.С. Пушкин, характеризуя быт русской деревни, писал:

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

У них на масленицы жирной

Водились русские блины.

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод….

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам»

Что сохранила современная бытовая культура? Какие традиции вы знаете, как часто вы участвуете в ритуальных или обрядовых действиях? Какое отношение обычаи и нормы имеют к личности?

11.Какие гипотезы Вам известны по поводу происхождения слов «русские», «французы», «немцы»?

12.Почему обряды вроде оставления «края поля» являются примирением с природой?

13.Почему в архаичных культурах вещи имеют свои личные имена?

14.Как передается традиция в народной культуре? Назовите механизмы передачи традиций.

15.В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности?

16.С.В. Лурье пишет «Чтобы приступить к реальному действию, человек должен иметь представление о том, при каких обстоятельствах это действие осуществимо: кто он такой, что, может он совершить; какими качествами он должен обладать (какие качества себе приписывать); в каких отношениях он должен находиться с другими людьми, нуждается ли он в их помощи, или он способен помочь себе сам, могут ли оказать ему помощь другие; каким образом возможно совместное действие, и какими качествами должен обладать коллектив людей, чтобы решиться на действия». Можете ли вы выстроить систему своих реальных действий? От каких факторов социализации будет зависеть выстраивание вами собственных действий? Как это соотносится с этнической культурой, в которой вы находитесь?

17.Можно ли рассматривать этническую картину мира в качестве адаптационного механизма?

18.Какие главные функции обычая?

19.Какими методами воспитывают гостеприимство у детей разные народы, если мы будем ориентироваться на их пословицы: английскую «Мой дом – моя крепость», цыганскую «У цыган дом – три кола, а посредине головня», русскую «Гость в дом – Бог в дом». Почему так устойчиво держится обычай гостеприимства, одним из древнейших? Какова точка зрения на происхождения гостеприимства? Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру? Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису?

20.В чувашском историческом предании «Золотая пылинка» сохранился такой эпизод: «Чуваши вытирают шелковыми платками башмаки зарубежным гостям, садящимся в корабль». Какой смысл скрыт в этом обычае, какую педагогическую мысль высказывает это предание? Найдите аналогичные образы в сказках других народов.

21.Прочитайте слова Лихачева: «Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира, разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся… Обнажение уравнивает всех». Найдите примеры в русских сказках, которые бы подтверждали или (опровергали) данные слова. Как по-новому можно представить и проанализировать образ Ивана-дурака в русских народных сказках?

22.На примере этнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 828 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...