Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основные (ключевые) понятия: историко-мифологическая поэма, национальная поэма, государственность, эпоха принципата,начало христианской эры, мелодраматические эффекты, сквозной персонаж, любовная коллизия.
Содержание темы:
«Век Августа». Укрепление римской государственности. Идеал человека-гражданина на службе идеям принципата. Кружок Мецената. Жизнь и произведения Вергилия («Буколики», «Георгики»). «Энеида» - национальная героическая поэма. Идейно-политическая и этико-эстетическая основа. Идея Рима, его исторической миссии. Эней – идеал римской доблести (личное–общественное, любовь–долг, борьба и страдания…). Сознательная ориентация на Гомера. Своеобразие поэмы Вергилия. Историческое значение Вергилия. Подражания Вергилию и пародии на него.
Тема 14. Римская литература на заключительном этапе.
Основные (ключевые) понятия: эпиграмма, басня, роман, житие, апокриф, Библия, Ветхий и Новый Завет, евангелие, христианство, магия, колдовство, эволюция героя, хронотоп, жрец, учение Платона о душе, египетские представления о вечной жизни.
Содержание темы:
Басни Федра и их тематика. Социальные мотивы, демократические тенденции Марциал: Рим в зеркале эпиграммы. Жанр эпиграммы, ее тематика и поэтика. Ювенал: Рим в зеркале сатиры. Обличительный пафос: «Ювеналов бич». Осуждение социальной несправедливости, морального разложения, бездумной роскоши и паразитизма. Философия «золотой середины» в позднем творчестве Ювенала. Апулей: вехи биографии. Философские и риторические сочинения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел» как этап в истории жанра. Сюжет и композиция. Приключения главного героя и их смысл: религиозное и нравственное очищение мягкости. Поэтика романа и стилевая манера Апулея. Вставные новеллы: знаменитая сказка об Амуре и Психее. Отголоски сюжета в мировой литературе (Лафонтен, Богданович). Начало распространения в Римской империи христианского учения, создание первых книг Нового Завета и появление памятников раннехристианской словесности.
Содержание практических занятий
Раздел 1. Литература Древней Греции
Тема 3. Греческий героический эпос. «Илиада»и «Одиссея» Гомера. (Форма – практическое занятие)
Понятия: эпос, эпический герой, хибрис, агонистика, героика, типизация, объективность повествования, композиция, фольклор и литература, проблема авторства, фольклорная поэтика, гекзаметр.
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические и мифологические основы поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».
2. Поэмы Гомера – образец древнего эпоса. Основные черты эпического стиля.
3. Основные художественные особенности поэм Гомера: стиль, выразительные средства, особенности композиции.
4. Гомеровский вопрос (об авторстве).
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Гомер «Илиада», «Одиссея»
Лосев А.Ф. Гомеров. М., 1960.
Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса М., 1969
Тема 5. Зарождение греческого театра. (Форма – семинар и демонстрация презентаций)
Понятия: сатир, дионисии,, комос, дифирамб, фаллическая песня, обрядовая песня.
Творческое задание для небольшой (2-3 чел.) группы: создать презентацию (PowerPoint) и текстовый комментарий на тему «Устройство греческого театра».
Вопросы для обсуждения:
1. Зарождение театра из культа бога Диониса.
2. Дифирамб-жанр обрядовой хоровой лирики. Зарождение жанра трагедии.
3. Устройство греческого театра.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Лосев А.Ф. Греческая трагедия. Л., 1958
Головня В. История античного театра. М., 1972
.
Тема 6. Творчество Эсхила. (Форма – практическое занятие)
Понятия: драма, драматический конфликт, драматическое действие, драматический диалог, трагический герой, категория рока в античной эстетике.
Вопросы для обсуждения
1. Форма бытования трагической песни до Эсхила.
2. Драматизация мифа. Эсхил-«отец трагедии».
3. Характеристика героя трагедии Эсхила «Прометей прикованный».
4. Драматический диалог, развитие действия, характер конфликта.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Эсхил «Прометей прикованный» (любое издание)
Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси. 1984.
Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960.
Лосев А.Ф. Греческая трагедия. Л., 1958
Головня В. История античного театра. М., 1972
Тема 7. «Антигона»-образец творчества Софокла (Форма – практическое занятие).
Понятия:: гуманизм, антропоцентриз,полисная этика, экспозиция, «трагедия рока», трагическая развязка, принцип контраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Автор и эпоха.
2. Драматургический конфликт и его особенности.
3. Характеристики главных действующих лиц.
4. Роль хора в трагедии.
5. Наследие Софокла и мировая литература.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Греческая трагедия. Под. Ред. А.И. Белецкого. М., 1956. /текст «Антигоны» и вступительная статья к нему А.А. Тахо-Годи. С.101-171.
Головня В.В. История античного театра. М., 1972. /гл.7/
Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
Стратилатова В.П. «Антигона». // Проблемы античной культуры. Тбилиси. 1975. С. 65-74.
Духин И.Л. Софокл и Еврипид. // Русская и зарубежная литература. Краснодар. 1961. С. 195-212.
Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси. 1984.
Тема 8. Творчество Еврипида (Форма – практическое занятие)
Понятия: Основные (ключевые) понятия: психологизм, софизм, интрига, пафос, единство драматического действия, сценическое действие, внутренний конфликт.
Вопросы для обсуждения:
1. Биография Еврипида. Характеристика современного ему афинского общества.
2.Концепция личности. Мировоззренческие взгляды Еврипида.
3.Эволюция жанра трагедии в творчестве Еврипида.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Еврипид «Ипполит» (любое издание)
Лосев А.Ф. Греческая трагедия. Л., 1958
Головня В. История античного театра. М., 1972.
Тема 9. Древняя аттическая комедия (Форма –семинарское занятие)
Понятия:
Буффонада, гротеск, природа комического, обличительная песня, сатира, агон, парод, парабаса, типическая маска, кризис афинской демократии.
Вопросы для обсуждения:
1. Культовое происхождение жанра комедии, связь с ритуалом, народными земледельческими и обличительными песнями, буффонадой.
2. Социальная база и проблематика древней аттической комедии, ее политический и обличительный пафос.
3. Структура древней аттической комедии.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Ярхо В.Н. Менандр у истоков европейской комедии. М., 2006.
Литературный энциклопедический словарь. М.,1987. /сатира, фантастика/
Тема. Древняя аттическая комедия. Творчество Аристофана. (Форма – практическое занятие)
Понятия: консерватизм, кризис афинской демократии, софистика, типическая маска, композиция, драматический конфликт, природа комического.
Вопросы для обсуждения:
1.Автор и время.
2. Строение и содержание комедии Аристофана. Основные конфликты в комедии «Облака»
3. Сократ и Аристофан.
4. Фантастика и реальность в комедиях Аристофана.
5. Сатира в комедиях Аристофана.
6. Принцип противоречий в творческом методе Аристофана.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Аристофан. Избранные комедии. Пер. А. Пиотровского. Предисл. В. Ярхо. М., 1974.
Головня В.В. История античного театра. М., 1972. /гл. 10/
Головня В.В. Аристофан. М., 1955.
Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
Ярхо в. Н. Аристофан. М., 1954.
Литературный энциклопедический словарь. М.,1987. /сатира, фантастика/
Тема 10. Литература эпохи эллинизма. (Форма – семинарское занятие с подготовкой презентаций и докладов)
Понятия: Эллинизм, стоики, эпикурейцы, киники, культурный синкретизм, космополитизм, мелодраматизм, типология сюжета, интрига, гуманизм, литературная проза, ораторское искусство, историография, мимезис, катарсис, роман, авантюрность, риторичность, пастораль, идиллия, буколическая проза.
Вопросы для обсуждения (устные доклады):
1. Эллинизм как важнейшая историко-культурная эпоха и тип цивилизации.
2. Личность Александра Македонского: полководца, политика, литературного персонажа.
3.Особенности эллинистического искусства: архитектура, скульптура, литература.
4. Философские школы: Стоики, эпикурейцы, киники.
5.Гречекая религия в период эллинизма.
6. Комедия Менендра – самый значительный вклад эллинов в историю литературы.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Список источников и литературы:
Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. Москва, 2000.
Зельин К. К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
Кац А. Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
Тарн В. Эллинистическая цивилизация. Пер. с англ. М., 1949;
Бенгтсон.Г. Правители эпохи эллинизма. Пер. с нем. М., 1982;
Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
Раздел 2. Литература Древнего Рима
Тема 12. Римский театр. (форма-семинарское занятие)
Понятия: патетика, статика, риторика, паллиата, тогата, бурлеск, стоицизм, рефлексия, категория «рока» в римской трагедии, новое понимание трагического.
Вопросы для обсуждения:
1. Театр в Риме и его особенности.
2. Общая характеристика творчества Плавта. Связь с фольклорной традицией.
3. Теренций: биография, художественный метод, особенности сюжета и конфликта. Нравственно-этическая позиция Теренция. Его роль в развитии европейского театра.
4. Драматургия Сенеки: особенности переработки им греческих трагедий («Медея», «Федра», «Агамемнон»): мелодраматизм, статика, патетика, новое понимание трагического.
Базовый учебник:
Покровский М.М. История римской литературы М., 2004
Список источников и литературы:
Плавт «Клад» (любое издание)
Теренций «Свекровь» (любое издание)
Сенека «Медея»; «Федра» (любое издание)
Головня В.В. История античного театра. М., 1972.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима.-М., 1990.
Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима М., 1993.
Поэтика древнеримской литературы: жанры, стили. М, 1989.
Тема 13. Римский эпос. (форма-практическое занятие)
Понятия: историко-мифологическая поэма, национальная поэма, государственность, эпоха принципата,начало христианской эры, мелодраматические эффекты, сквозной персонаж, любовная коллизия.
Вопросы для обсуждение:
1. Мифологическая и литературная основы поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.
2. Синтез мифа, литературы и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.
3. Книга третья: морские странствия героя. Эней и Одиссей (сравнительная характеристика)
4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона: изображение Вергилием любви героев.
5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.
6. Эней как «человек судьбы».
7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Покровский М.М. История римской литературы М., 2004
Список источников и литературы:
Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. М.,1972. С.317-329.
Топоров В. Эней – человек судьбы. М.,1993.
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971.
Тема 14. Римская литература на заключительном этапе. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел» (форма - практическое занятие)
Понятия: Роман, новелла, хронотоп, житие, мотив, аллегория, символ.
Вопросы для обсуждения:
1. Фольклорно-сказочные мотивы в романе;
2. Роль вставных новелл. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтении ее содержания;
3. Функции символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа;
4. Художественное воплощение философских концепций Платона в романе.
Базовый учебник:
Тронский И.М. История античной литературы. Л., 1957
Покровский М.М. История римской литературы М., 2004
Список источников и литературы:
Античный роман. Сб. статей. М.,1969.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. C. 234-271.
Полякова С. Об античном романе // Тацит. Лонг. Петроний. Апулей. М.,1969.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1593 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!