Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Башкиры



Общая численность башкир по переписи 1989г. составляла 1449 тыс. человек. Из них 1345,3 тыс. живет на территории России. Около 864 тыс. башкир живет в пределах Башкирской республики. В Челябинской области - 161,2 тыс.; в Оренбургской - около 54 тыс.; в Пермской - 52,3 тыс.; в Екатеринбургской - 41,5 тыс.; в Тюменской - 41,1 тыс.; в Курганской - 17,5 тыс.; в Татарстане - 19 тыс. В Казахстане - 41,3 тыс.

Антропологи утверждают, что в формировании антропологического состава башкир приняли участие уральский, южносибирский, светлый европеоидный и т.н.понтийский антропологические типы. По антропологическим характеристикам башкиры занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами. У северо-западных башкир выражены европеоидные, у зауральских и юго-восточных - монголоидные признаки.

Башкирский язык относится к тюркской группе алтайской языковой общности. В нем различают два диалекта: юрматынский (южный) и куваканский (восточный). В составе южного диалекта выделяют три говора: ик-самарский, средний и демский. Население, говорящее на говорах южнобашкирского диалекта живет в центральной и южной Башкирии, а также

Восточный диалект башкирского языка включает айский, миасский, аргаяшский, сальзегутский и кизильский говоры и распространен в северо-восточной Башкирии, в Челябинскоий и Курганской областях. Оба диалекта длизки друг другу. Язык северо-восточных башкир испытал сильное воздействие татарского языка.

Этногенез башкир. Его начало обычно связывают с южносибирским и центральноазиатским населением эпохи раннего средневековья. Определенную роль сыграли и тюркизированные древнемонгольские племена.

Позднее история предбашкирских племен пересеклась с приаральскими тюрками и тюркскими племенами бассейна Сыр-Дарьи. Здесь же наблюдались взаимодействия протобашкирского населения с ираноязычными саками, массагетами, сармато-аланами, уграми эпохи великого переселения народов. Безусловны контакты протобашкирского населения с булгарами Приазовья и Прикаспия. В Приуралье протобашкиры появились в составе огузо-печенежской конфедерации кочевых племен в 9-10вв. Арабские авторы (Ибн-Руста, Ал-Балхи), Ахмед-Ибн-Фадлан сообщают об этом. В современной историографии сложились две точки зрения на этот период истории башкир. Одни авторы (Н.А.Мажитов, М.В.Мурзабулатов) считают, что в Приуралье башкиры пришли уже сложившейся древней народностью с общим этнонимом, самобытной культурой и языком. Известный этнограф - Р.Г.Кузеев полагает, что в это время древние башкиры составляли органичную часть и авангард печенежской миграции в Приуралье в 9-10вв. Он основывается на алтае-сибирских и среднеазиатских параллелях башкирским родо-племенным названиям, тамгам, а также на письменных источниках (географ Аль-Масуди упоминает башкир в первой половине 10 века как воевавших вместе с печенегами на берегах Аральского моря. Археолог В.А.Иванов не считает возможным выделить собственно башкирские памятники 10 века, поскольку образ жизни и культура башкир того времени не отличались от образа жизни и культуры кочевников огузо-печенежской конфедерации.

В это время огузо-печенеги-башкиры занимали в Приуралье его степную часть. Лесные и лесостепные районы Южного Урала в 10-11 веках занимали угроязычные народы, продвинувшиеся сюда из Заукралья и Западной Сибири в - древнемадьярские народы представленные кушнаренковской и караякуповской культурами. В начале 11 века в Прииртышлье распадается мощное, но недолговечное государство - Кимакский каганат, возникший на об ломках Западного Тюркского каганата. Часть его кочевого населения, известные как кипчакские племена, первыми освобождаются из-под власти кимаков и устремляются на запад, через степи Урало-Поволжья, в Восточную Европу, где будут вскоре известны как половцы или команы. Проходя через Урало-Каспийский степной коридор кипчаки разметали племена огузо-печенежско-башкирской конфедерации, частично включив их подразделения в свой состав. Оставшиеся в Приуралье башкирские племена отходят севернее, в лесостепные районы современной Башкирии. В это время через Уральские горы переваливает новая волна угорского западносибирского населения, расселяясь в Приуралье и попадая в сферу влияния Булгарского государства. Становясь подданными булгарского царя, угры, соответственно, принимали государственную религию этой страны - ислам. Памятники археологии свидетельствуют об этом. Тем не менее, в погребальном обряде угров Южного Урала еще несколько веков сохранялись языческие черты, принесенные ими из Западной Сибири. Основным ареалом расселения угроязычных народов Приуралья в это время были горно-лесные районы современной Башкирии. Современный башкирский лингвист Ф.Г.Хисамитдинова считает угорскими топонимы с окончанием на "ш" (Нугуш, Юрмаш и т.п.). Р.Г.КУзеев считает, что после прохода по Южному Уралу кипчаков древние башкиры расселились в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, т.е. в центральных, западных и ЮЗ районах современной Башкирии. Природа этих районов не способствовала ведению кочевого хозяйства. Это обстоятельство способствовало оседанию башкир на землю. Факт обитания башкир в 11-12 вв. западнее Уральских гор подтвержден картографом середины 12 века Аль-Идриси. Их земли на карте помещены восточнее Волжской Болгарии.

Приспосабливаясь к условиям новой ландшафтной зоны башкиры перенимали от своих соседей традиционные для лесостепи навыки лесной охоты с луком, склеенным из разных пород деревьев, самострелов, ловушек, гоньбу за зверем на лыжах, речное и озерное рыболовство с острогой и лучением, долбленые лодки, конические шалаши-чумы. Эти элементы, как считают этнографы В.И.Васильев и С.Н.Шитова, были восприняты башкирами имеенн в 11-12 веках, а к 16-17вв. стали уже традиционными чертами образа жизни и быта южноуральских башкир.Однако, после переселения в лесостепь башкиры еще долго продолжали оставаться полукочевыми скотоводами и охотниками. Башкирские эпические сказания рисуют башкир как скотоводов и охоников. Башкирия никогда не входила в состав собственно Волжской Болгарии. Тем не менее, некоторые родовые подразделения башкир сформировались при непосредственном участии булгарско-угорского компонента. Башкиры вместе с булгарами встретили монгольское нашествие и, первоначально, разгромили экспедиционный корпус монголов. Монголы лишь в 1236-1237гг завоевали эти территории. Не исключено, что завоеватели переселили в Приуралье башкирские племенные подразделения, ранее ушедшие вместе с кипчаками на запад. В родовых хрониках катайцев, табынцев, юрматынцев как "земля предков" фигурируют кубанские и приазовские земли.

Формирование башкирской народности завершилось в 13-16вв. Этот период истории башкир определен как кипчакский. Помимо собственно кипчаков в этот период в состав башкир вошли родовые подразделения многих народов, переселенных монголами во время их завоевательных походов из Средней Азии, Алтая, Западной Сибири. Позднее в этногенез башкир включаются ногайцы, потерявшие к 16 веку свое былое влияние.

В 17-19 вв. на территории расселения башкирских племен окончательно оформились четыре этнографические группы, которые сложились в результате взаимодействия разноэтничных как древних, так и более поздних обществ. Первая группа - юго - восточные башкиры. Они представлены племенами юрматы, бурзян, усерган, тангаур, тамьян, кыпчак. Народы, составляющие этой группы имеют как угорско - тюркские корни (юрматы), так и центрально - азиатские, монгольские (усерган). Кыпчакские роды восходят к тюркским, частично монгольским племенам Центральной Азии и Алтая.

Вторая группа - северо - восточные башкиры (айлинцы, катайцы и табынцы). Этнические корни этой группы башкир ученые видят как в угорском мире, так и в тюркоязычной среде Центральной Азии. Они в разное время переселились на территорию современной Башкирии. Так, в частности, племя сынгрян переселились в Зауралье в 16 веке. Их потомки и сейчас живут на северо - западе Челябинской области.

Родо - племенной состав северо - восточных башкир включает тюркские, монгольские, финно - угорские компоненты, отражающие различные этапы этнической истории башкир. В этническом формировании северо - восточных башкир большое участие приняли кипчаки. Заселение башкирами северо - восточной Башкирии шло как из Зауралья, так и из Приуралья. В 14 веке на северо - востоке Башкирии сформировались три родо - племенные группы башкир: катайцы - на севере; айлинцы - на территории Уфимского плато; табынцы расселились южнее айлинцев.

Степное Зауралье заселили родо - племенные подразделения всех трех перечисленных групп. Здесь они смешивались с иноэтничными группами населения, как жившими здесь прежде (калмаки, сибирские татары, казахи, зауральские угры).

Третья группа - юго - западные башкиры. Они разделены на две подгруппы: демскую и южную. Демская подгруппа состояла в основном из родов племени «мин». Южная подгруппа была составлена из различных родо - племенных подразделений башкир, которые переселились сюда еще в 16 - 18 вв. со всей Башкирии. Истоки племени «мин» этнографы видят в 14 в., когда часть минцев перекочевала на Южный Урал из бассейна Сыа - Дарьи, а оставшиеся там вошли в состав формирующегося узбекского народа.

Последняя этнографическая группа башкир - северо - западная. Она подразделена на икскуб, нижнебельскую и северную подгруппы. Эта группа наиболее сложна по этническому составу. Ведущую роль в ее сложении сыграли кипчакские родо - племенные образования, которые ассимилировали булгаро - угорское и древнебашкирское (?) население. На облик, культуру и язык северо - западных башкир большое влияние оказала позднейшая татарская миграция.

Расселение башкирских племен по всей современной территории в 11-16вв. сопровождалось адаптацией их к новым природно-климатическим условиям и, как следствие, усложнением структуры башкирского хозяйства, в котором наряду с сохранением кочевого и полукочевого скотоводства центральноазиатского типа, степной охоты появилась охота таежного типа, бортничество и другие лесные занятия. За период с середины 16 по 30-е гг.18вв. кочевое скотоводство трансформируется в полукочевое, повышается удельный вес охоты и бортничества. В горно-лесных районах формируется комплекс лесного хозяйства. Повсеместно распространяется сенокошение. В северной Башкирии формируется перспективный очаг оседлого земледелия на основе русского земледелия. Позднее, с 30-х гг. 18в. по середину 19в. на территории Башкирии формируются три основных сельскохозяйственных района: земледельческий, земледельческо-скотоводческий и скотоводческий. Особенностью развития хозяйства в этот период было формирование смешанного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в котором занятия земледелием совмещались с сохраняющейся традицией выхода на летние кочевки. Дальнейшее развитие башкирского хозяйства во второй половине 19 века привело к исчезновению полукочевого скотоводства как типа хозяйства. Оно сменяется земледельческо-скотоводческим хозяйством, а в бывших районах смешанного хозяйства утверждается оседлое земледелие. Главной причиной упадка скотоводства у башкир Р.Г.Кузеев считает катастрофическое расхищение башкирских земель и сокращение пастбищ. За 1877-1905гг

среднее количество земли, приходившееся на один двор у башкир сократилось в Оренбургской губернии с 91 до 44 десятин. Но и эта земля лишь юридически находилась в руках у башкир., поскольку большую их часть они сдавали в аренду. Лишившись возможности заниматься скотоводством башкиры стали переходить к земледелию. С каждым годом все больше и больше башкир оставались на лето в деревне, занимаясь подсобными промыслами или нанимаясь в хозяйства зажиточных русских. Особенно быстро этот процесс протекал в северном Зауралье, где уже в конце 19 века во многих деревнях (Бурино, Метелево, Султаево и др.) на кочевки выходило лишь несколько состоятельных семей, да и те с начала июля оставляли летовки и постепенно приближались к сенокосам и посевам, поблизости от которых находились осенние пастбища. В сенокосе и уборке хлеба участвовали все свободные от присмотра скота мужчины и женщины. Сначала косили сено и ставили стога, а затем пристпали к уборке хлебов. Способы уборки урожая и инвентарь здесь ничес не отличались от принятых в русских деревнях. С завершением полевых осенних работ кончался и кочевой сезон. Башкиры возвращались в деревни, где оставались до весны, когда весь цикл возобновлялся.

Традиционный тип поселений башкир - аул на берегу озера или реки. В далеком прошлом было распространено кучевое расположение жилищ. Позднее, в 18-19вв. стала преобладать уличная планировка. Каждая родственная группа селилась несколько обособленно, образуя отдельные "концы" или улицы и кварталы в деревнях. Размеры деревень были небольшими. Хутора для башкир не были характерны.

В прошлом типы построек у башкир были разнообразны. Широко была распространена большая войлочная юрта (тирмэ) со сборным решетчатым каркасом. Различались юрты тюркского (со сферическим куполом) и монгольского (с коническим куполом) типов. В степной части ставили глинобитные, саманные, пластовые дома, а в лесной зоне - срубные. По планировке это были избы с сенями, дома со связью (изба-сени-изба) и пятистенки. У зажиточных башкир изредка встречались и дома усложненной планировки, в том числе и двухэтажные. В качестве врменных жилищ на летовках и в усадьбах ставили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши.

Основным транспортом у башкир была лошадь. Широкое применение имели сани и различного рода телеги. Одним из древнейших средств передвижения были лыжи - голицы и меховые, а также долбленые лодки и плоты.

Своеобразием и богатством декоративной отделки отличалась женская башкирская одежда. Нательной одеждой женщин были длинные отрезные в талии платья (кулдэк) с оборками, украшенные тканым узором, вышивкой. На платье одевались расшитые передники или украшенные позументом и серебряными монетами камзолы. Молодые девушки носили нагрудные украшения из кораллов и монет. На голову надевали кашмау - убор, украшенный коралловой сеткой и подвесками с длинной лопастью из ткани, расшитой бисером и раковинами каури. Девушки до замужества носили круглые шапочки - такыя -, колпачки. Убором молодых женщин были яркие головные покрывала - кушъяулык. Тщательно отделывалась верхняя одежда женщин - распашные кафтаны - елэн и чекмени из цветного сукна. Мужчины поверх рубахи и штанов надевали камзолы и легкие халаты. Сред зажиточных слоев была широко распространена одежда из среднеазиатского шелка. Демисезонной одеждой служили суконные чекмени, зимой - овчинные шубы и тулупы. Мужскими головными уборами являлись тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи и шляпы. Шапки из ценных мехов носили и женщины. Довольно разнообразной была и обувь: сапоги, кожаные башмаки, ичеги и бахилы, а в Приуралье - лапти.

Украшения женщин - различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застежки - изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Семейные торжества приурочивались к летнему периоду. Традиционная башкирская свадьба состояла из сватовства, сговора и собственно свадебных торжеств, проводившихся дважды - у родственников невесты, а затем жениха. Свадьба длилась три дня. Основное торжество - туй - происходило на второй день и было общественным праздником, на который являлись даже жители соседних деревень. Помимо угощения в этот день устраивались борьба и конные скачки.

Что касается похоронного ритуала, то башкиры хоронили умерших по мусульманскому обычаю - в глубоких прямоугольных ямах с нишей, в саване, головой на запад, лицом к югу. На третий, седьмой и сороковой дни и в годовщину устраивали поминки. Годичные поминки сопровождались трапезой и состязаниями, как отражение культа предков.

Казахи. Упадок кочевого скотоводства у казахов начался на рубеже 17-18вв., когда нашествие джунгар вытеснило казахов из Южного Казахстана, Семиречья, из Восточного и Центрального Казахстана. Большая часть казахских племен и родов откочевали к границам Российского государства и в некоторые районы Средней Азии. На севере, северо-западе в связи со строительством российских укрепленных пограничных линий казахи лишились значительной площади летних пастбищ. Все это серьезно сказалось на экономическом развитии.

В настоящее время на территории нашей области проживает более 30 тысяч казахов. Исторически значительная доля казахского населения области сложилась в южных районах. По данным областного управления статистики, большего всего их проживает в Кизильском, Нагайбакском, Брединском, Карталинском, Варненском, Чесменском, Агаповском, Верхнеуральском, Уйском, Троицком и Октябрьском районах.

В области в основном проживают потомки двух крупных родов - Орта (Среднего) жуза и Киши (Младшего) жуза, династии из племени - аргын, кыпшак, уак (Орта жуз) и Киши жуза - жагалбайлэ, тама, телеу, элимулы-кете. Веками казахи этих родов и племён кочевали в степях Челябинской, Оренбургской, Костанайской, Свердловской, Курганской областей, по берегам Жайыка (Урала), занимались скотоводством. Известно, что казахский этнос появился в Южном Зауралье примерно с XVI века, о чем свидетельствуют многие этнографы. На юге Челябинской области существует несколько древних казахских кладбищ, отдельные могильные плиты с арабскими надписями свидетельствуют о том, что могилы относятся к началу XVI- концу XVII века.

Сегодня основная масса казахского этноса юга Челябинской области проживает в сельской местности. Именно в деревенской среде в своей основе соблюдаются и сохраняются обычаи и традиции этноса. В основном доля казахского этноса в поселениях не превышает нескольких процентов от общей массы. Но есть и чисто казахские аулы, например Кызыл-казак и Кожабай в Нагайбакском районе или поселок Заря в Кизильском районе.

Кочевое скотоводство было основной хозяйственной отраслью северных казахов. Казахи разводили овец, лошадей, коров, коз, верблюдов. Первое место по значимости занимали овцы. Мясо и молоко входили в пищевой рацион, из шерсти изготовляли кошмы, узорные войлочные изделия, ковры, веревки. Большим спросом овцы пользовались на рынках приграничных русских крепостей, прежде всего, на Троицкой ярмарке.

Большое внимание казахи уделяли лошадям. Наиболее распространенной была невысокого роста, широкогрудая, покрытая длинной шерстью казахская лошадь, приспособленная к круглогодичному пастбищному содержанию. Лошадь снабжала людей мясом, кумысом. За исключительную выносливость и неприхотливость казахских лошадей охотно приобретали на русских пограничных ярмарках.

Крупный рогатый скот у северных казахов был представлен двумя местными породами - казахской и красной калмыкской, с небольшой удойностью.

Для транспортировки грузов использовались верблюды - как одногорбые, так и двугорбые, особенно двугорбые, чья густая шерсть позволяла им легче переносить суровые зимы.

В зависимости от времени года пастбища делились на четыре типа - зимние, весенние, летние и осенние.

Под зимние пастбища выбирались места, защищенные от холодных северных ветров. Весенние пастбища располагались неподалеку от зимних, там, где быстрее сходил снежный покров. Районы, прилегающие к нашей области, служили обычно в качестве летних пастбищ.

На "кыстау" находились с первых заморозков до тех пор пока не сходили снега, поэтому время пребывания на зимовке для северных и южных районов было различным. Бедные и средние хозяйства не составляли отдельных стад, весь скот пасся вместе, в начале пускали лошадей, за ними шли овцы и оставшуюся от них траву поедали коровы, так как они не могли тебеневать. Пасли скот хозяева и отправляли табуны лошадей в 300-500 голов в отгон, которыми часто служили летние пастбища. Для пастьбы нанимали опытных, физически крупных табунщиков - "жылкышы" в количестве 4-5 человек.

В южных районах на отгонные пастбища отправляли обычно овец и верблюдов, на 400-500 голов овец нанимали пастуха - "койшы" и верблюдовода -"тyйешi".

Оставшиеся за зимовье домашние животные ночью содержались в специальных помещениях - "малкора". В северных и центральных районах Казахстана они были крутыми, причем чаще крышей служил сложенный сверху запас сена, на юге - открытыми и назывались "корган" или "бобыр". На севере Казахстана крупный рогатый скот, даже верблюдов всю зиму держали в тёплых помещениях, днем выгоняли в открытые загоны -"шашпа", где давали им корм. Лошадей и овец подкармливали только в сильные морозы или когда поднимался сильный буран, а также при наличии глубокого снега, когда даже лошади не могли копытами выбить себе корм из-под льда. При стойловом содержании ежедневно лошади выдавали "2 снопа сена, корове 1, верблюду не давали ничего, т.к. он пользовался объедками лошадей и разного скота. Овцам и козам выдавали с вечера на ночь на 200 голов - 20-30 снопов сена. Соль выдается только овцам на 20 голов не более 10 пудов в год".

.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...