Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Македонский период (сер. IX до конца XII в.в.)



Второй расцвет византийского искусства от середины IX до конца XIIв. связан с победой иконопочитателей и формированием совершенной художественной системы. Вырабатывается иконографический канон. Мозаики и фрески теперь должны были выражать глубочайшую духовность; фигуры теряют свою материальную тяжеловесность, лица приобретают строгий аскетичный характер, пространственная среда упрощается и схематизируется. Кроме того, сформировался канон, предписывающий месторасположение образов Христа и святых во внутреннем убранстве храма. Так, в куполе изображалась властная, величественная полуфигура Христа Пантократора (вседержителя). А в апсиде (округлой выступающей восточной части храма), над алтарем, богоматерь заступница, Оранта (молящаяся), с вознесенными к небу руками или восседающая на троне с младенцем на руках. На сводах, по столбам и на парусах в сложнейшем порядке выстраиваются архангелы, апостолы, пророки, святые и мученики. Живописное творчество этого периода отличается глубиной выраженных чувств, выявлением в каждом образе самого главного, богатством и чистотой красок, плавностью очертаний. Наступает расцвет монументальной мозаичной и фресковой живописи.

В церковной архитектуре 9 в. утвердился в качестве ведущего крестовокупольный тип храма, основным признаком которого стал купол в центре здания, укрепленный на четырех столбах, и крестообразно расходящиеся от купола «рукава» креста — крытые сводами проходы. Примером такой постройки является комплекс двух церквей в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде.

Если внешний облик храма более раннего времени был обычно маловыразителен и весь художественный эффект заключался в интерьере, то зодчий крестовокупольного храма выявлял его планировку и конструкцию во внешних формах и внимательно обрабатывал стены здания снаружи. Общая тенденция развития церковной архитектуры македонского периода, как об этом позволяют судить памятники на территории Греции, заключалась в постепенном изменении пропорций, нарастании вертикализма. Другая тенденция в зодчестве македонского времени — тяготение к рельефному членению плоскости стены.

Новые качества искусства развитого феодального общества сказались и в живописи. Столичное константинопольское искусство обращалось в то время к светским мотивам, например, дворец императора украшали военнотриумфальные сцены. Но ведущую роль играла церковная живопись, блестяще представленная мозаиками храма св. Софии в Константинополе (мозаики с изображением Богоматери с младенцем и архангела Гавриила). В течение 9—11 вв. в этой живописи постепенно нарастали строгость и отвлеченность.

X век стал веком расцвета искусства миниатюры — небольшой по размерам, но виртуозно тонкой по рисунку. Фигуративные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое. Благодаря интересу к античному искусству в миниатюрах македонского времени появились живая пластика фигур, правильное построение пространства, свобода моделировки объемов, поэтичность мировосприятия. Примером являются знаменитые миниатюры «Давид, играющий на лире», «Моление Исайи» входящие в так называемую Парижскую псалтырь.

Высокого уровня достигает и декоративно-прикладное искусство. Изготовлялись богато орнаментированные художественные ткани, многоцветные перегородчатые эмали, изделия из слоновой кости и драгоценных металлов.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...