Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Медицина в эпоху Средневековья

ЛЕКЦИЯ 3

Переход к феодализму условно датируется 476 годом, когда пала Западная Римская империя, однако в различных регионах переход осуществлялся в разные сроки (от 2-3 до 6-8 веков). Таким образом, эпоха Средневековья охватывает почти 13 веков \ 5-й-17-й века или 476-1640- гг. \.

Для феодальной культуры и особенно учености характерны приверженность традициям и преклонение перед книжными авторитетами, особенно авторитетом священных книг и трудом общепризнанных авторов древности. Традиции, а не опыт считались источником всякого знания. Догматические системы не нуждались в опытных знаниях. Пренебрежительное отношение к чувственному познанию привело к тому, что научные наблюдения и эксперименты стали редкостью, и все новое, не подкрепленное книжным авторитетом, обычно рассматривалось как ересь. Для развитых форм феодальной культуры характерна тяга к систематизации и комментированию античных авторов и составлению энциклопедических трудов, в которых обычно отсутствовало анали-тическое рассмотрение явлений. На стадии станов-ления феодального общества на фоне экономи-ческого подъема имело место дальнейшее развитие просвещения, естественно-научных знаний и техни-ки. Так, в Византии, Иране, Индии в 1тысячелетии нашей эры, Хорезмском царстве 5-7 веков были сделаны выдающиеся открытия в области мате-матики, астрономии. Достаточно высокого уровня достигла практическая медицина. Завоевав терри-торию Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, арабы восприняли культуру покоренных народов. На основе общности языка арабские ученые вместе с учеными Ирана, Средней Азии внесли значительный вклад в развитие культуры, естествознания и медицины. В Индии Бхаскара Бхатта (1000 год нашей эры) не только обобщил достижения древ-неиндийской медицины, но и дополнил их новыми данными по анатомии, диагностике и терапии. Китайские врачи Сунь Сы-мо, Ван Тао (8 век) Цинь И (11 век) составили медицинские энциклопедии, в которых значительно полнее представлены данные по клинической медицине. В первые столетия Средневековья наиболее благоприятные условия для развития науки вообще и‚ в частности, медицинской сложились в странах Ближнего и Среднего Востока.

Развитие медицины на Востоке в арабоязычных Халифатах условно делится на три периода: первый \ 7-й – 8-й века \, второй \ 8-й век - середина 9-го века \, третий охватывает 9-е–13-е столетия. Именно в этот период некогда могущественный халифат превратился в результате распада на мелкие халифаты в небольшой Багдадский халифат (Халифат - мусульманское феодальное государство во главе с халифом, который являлся и религиозным главой).

Развитие медицинских знаний в Арабских Халифатах началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, Аристотеля, Платона, Демокрита, Лукреция. Распространению этих переводов способствовало развитие книжного дела. Арабы открыли секрет изготовления дешевой китайской бумаги. Развитие книжного дела дало толчок к развитию географии, физики, математики, биологии и астрономии.

Однако господство схоластики (религиозная философия, которая объединяет теологодогматические предпосылки с рационалистической методикой ) иметафизики (философское учение о недоступных опыту принципах бытия) обусловило развитие и алхимии, основной задачей которой был поиск “ философского камня ”, способного превращать обычные металлы в золото, а также попытки найти «жизненный эликсир» и панацею /средство от всех болезней/. Вместе с тем, алхимики дали много полезного. Так ими были предложены к использованию перегонный куб, водяная баня, дистилляция. Алхимиками были получены этиловый спирт, серная и азотная кислоты, нитрат серебра, хлорная ртуть.

Центрами научной мысли на Востоке были «Общества просвещенных» – меджлис и специальные «Дома науки» или «Дома мудрости» во многих торгово-промышленных центрах: Багдаде, Бухаре, Хорезме, Самарканде, Баку, Дамаске и других городах. «Общества просвещенных» явились прообразом академий наук и научных обществ, которые возникли в Европе значительно позже. В крупных городах имелись библиотеки. Именно на их основе и создавались дома науки. Некоторые богатые горожане имели личные библиотеки. Необходимо отметить, что арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее положение в регионе Средиземноморья. В крупных городах при больницах \ бимаристан \ имелись медицинские или врачебные школы, в которых изучалась как теория медицины, так и практика - это были больницы первого типа. Финансировались они за счет основателей или государством. Больницы имели свои бани; отделения больниц были специализированы. К больницам второго типа относились небольшие лечебницы, которые учреждались и финансировались известными врачами и религиозными деятелями. Третьего вида больницы составляли военные лечебные учреждения. Это были передвижные больницы. В эту эпоху окончательно сложилась больничная форма медицинской помощи. Первые больницы появились в Византии и Армении, Затем больничное дело получило развитие в странах Арабского халифата и Европе. На формирование клинических представлений врачей арабского востока большое влияние оказало развитие в Халифате больничного дела Арабские врачи не просто заимствовали визвнтийскую, а точнее Греко-римскую традицию организации стационарных лечебных учреждений. Для них содержание больного в больнице было не только формой медицинской помощи, но прежде всего возможностью систематически наблюдать больного и отрабатывать способы лечения. «Проверяйте в больнице не всегда верные описания б0лезней, имеющиеся в старых медицинских сочинениях»- учил Ибн Аббас. Он же указывал на то, что в больнице имеются наиболее благоприятные условия для испытания новых лекарственных средств. Это было важно и для изучения возможных вариантов клинического течения одного и того же заболевания. В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека

Выдающимся врачом того времени был узбек Ар-Рази, в европейской литературе он известен как Разес \ годы жизни 85О – 923 \. Он основал Багдадскую школу медиков при крупной больнице, основателем которой также считается он. Им написано около 200 трудов. К выбору места для своей больницы он подошел с гигиенических позиций, о чем говорит дошедшая до нас легенда. Подвешивая сырое мясо в разных местах, он выбрал место для постройки больницы в том месте, где оно сохранялось дольше всего неиспорченным. Он был первым арабским врачом, составившим обобщенный труд по медицине, который включал не только обзор мнений своих предшественников, но и собственные клинические наблюдения. Этот труд известен под названием «Всеобъемлющая книга помедицине» и состоит из 25 томов. Другой труд Ар- Рази - десятитомная «Медицинская книга» содержала обобщенные знания того времени в области теоретической медицины, патологии, диететики, гигиены, косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. Анатомо-физиологические и общепатологические вопросы Рази излагает в полном соответствии с представлениями Галена. Он развивал положение Гиппократа о необходимости наблюдения у постели больного. В терапии Рази был сторонником применения наиболее простых, щадящих методов и средств: «Если ты можешь вылечить больного и диетой и лекарствами, - выбирай диету»,-говорил Разес. Он широко рекомендовал применение физических упражнений, ванн, массажа. Он более точно, чем другие врачи, его предшественники, описал симптоматику многих заболеваний. Широкую известность Разесу принесла книга «Об оспе и кори». В ней он подробно изложил дифференциальную диагностику этих заболеваний, описал продромальный период \ продром – от лат. предвестник, от греч. бегущий вперед \, симптоматику, проявления. Им предложен инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Рази применял вату при перевязках, а при зашивании брюшной полости он использовал нитки из скрученных кишок барана. Наряду с крупными трудами, он писал популярные сочинения, например, о медицине для бедных - “Для тех, у кого нет врача”. Вместе с тем, Рази в своих сочинениях много места уделял и астрологическим рассужде-ниям, в частности астрологическим прогнозам.

Крупнейшим врачом арабского Востока был ученик Рази Ибн – Аббас, который разработал систему наблюдений за больными в условиях больницы. Его труд “ Царственная книга ” первым из арабской медицинской литературы был переведен на латинский язык - в 1127 году и долго служил в качестве основного источника обучения медицине. Ибн Аббас весьма точно описал симптоматику многих болезней, критикуя за неточность своих предшественников. Он обращал особое внимание на вопросы врачебной этики, писал о долге врача оказывать помощь, быть терпеливым и ласковым с больными, “нести каждому больному луч надежды”. Надо сказать, что арабские и среднеазиатские врачи относились к своему профессиональному долгу очень серьезно. Видные врачи Арабского Востока писали о необходимости строгого соблюдения врачебной тайны.

«Врач должен быть хранителем тайны и надлежит ему быть любящим и преданным делу» - так писал в своем трактате «Коллигет» Ибн – Рошда. «Если врач небудет таким, он враг, и не следует допускать его в дом». Большой известностью пользовался учитель Ибн –Рошда Ибн – Зохр (11 век). Произведения Ибн-Зохр – яркий образец критического отношения к старым авторитетам, требования самостоятельных наблюдений. Единственным критерием оценки он считал опыт Ибн – Зохр подробно описалспособы приготовления лекарств, первы из врачей ввел в свои книги рецепты противозачаточных средств, принципы подбора и показания к назначению диеты, впервые дал характеристику серозного перикардита медиастинального абсцесса.

Другой врач – Абу-ль-Касим прославился как хирург. В его основном труде Аль-Тасриф содержится описание лечения переломов, грыжесечения, глазных операций, методов обезболивания при операциях. Многое из написанного этим врачем заимствованно у Павла Эгинского, известного Византийского врача, который считался крупнейшим авторитетом в вопросах акушерства и хирургии. Для лечения местных поражений Абу-ль-Касим шире рекомендовал прижигание, нежели операцию, так как считал этот способ менее травматичным. Им было предложено около 151-го инструмента, предназначенного для прижигания. Он - единственный из арабских врачей, который описал клинику внематочной беременности. Труд этого врача и ученого имел огромную популярность и на Востоке и в Европе, 5-кратно переводился на латинский язык. Арабские врачи внесли большой вклад в развитие офтальмологии. Труды Ибн-аль-Хайсама \965 – 1039 гг. \ свидетельствуют о влиянии медицины на открытия в области техники - они предвосхитили методы современной биофизики. На основе имевшихся данных о строении глаза Ибн-аль-Хайсам изготовил модель хрусталика сначала из хрусталя, а затем из стекла, получив впервые, таким образом двояковыпуклые линзы, которые уве-личивали изображение рассматриваемого предмета. Он первый предложил использовать линзы при чтении людям преклонного возраста. Приспособ-ление, позволяющее закреплять такие линзы в оправе, возникло позднее. Есть предположение, что это заслуга врача Р.Гроссетеста. Хайсам первый объяснил преломление лучей в средах глаза, зрительные восприятия. Названия, данные им отдельным образованиям глаза - роговица, хрусталик и др.- сохранились до настоящего времени.

В развитие учения о глазных болезнях внес вклад также Али Ибн Иса, живший в Багдаде в первой половине 11-го века. Он - автор знаменитой книги «Меморандум для окулистов», состоящей из трех частей. В первой части он описывает строение глаза; во второй — болезни глаз, которые ощущаются больным, а в третьей - дает описание болезням глаз, которые незаметны для больного. Эта книга была переведена на латинский язык, и в течение нескольких веков служила в качестве главного учебного пособия по офтальмологии для студентов в Западной Европе.

Аль-Фараби– автор капитального трактата «Теоретическая и практическая медицина», в которой изложены, главным образом, представления Галена в трактовке византийских врачей-энциклопедистов. Воззрения этого ученого в отношении сущности здоровья и болезни чисто неоплатонические. Он повторяет учение «о душах» и их локализации, рассуждает о влиянии каждой из душ на состояние и соотношение соков организма. Вместе с тем, аль-Фараби подчеркивает возможность влияния внешних факторов на состояние каждой души, утверждая, таким образом, положение о взаимосвязи организма со средой и роль фактор внешней среды в патологии. Практическая медицина изложена у аль-Фараби в самой общей форме. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в своем труде он не уделяет внимания астральным представлениям и мистической цифрологии. Это было свойственно позднеантичным и византийским неоплатоникам. Идеи аль-Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель Средневе-ковья Ибн-Сина.

Известнейшим врачом был великий сын таджикского \ или узбекского \ народа Абу-Али-Ибн-Сина или Авиценна. Отец его был сборщиком податей, жил в достатке и смог дать сыну хорошее образование. За свою жизнь он преуспел в 12 науках. К шестнадцати годам Ибн Сина стал признанным врачом. Он изучил все науки своего времени от грамматики до законоведения и метафизики Аристотеля. Чрезвычайно большое значение имела в его образовании возможность пользоваться богатейшей библиотекой Саманидов (Саман Худат - глава царственной династии) в Бухаре. После смерти отца в возрасте 22 лет Авиценна покидает Бухару и много путешествует по городам Ирана и Средней Азии. В Хорезме окончательно сформировалось его общественно-политическое мировоззрение. Он признавал материальность мира и его вечность, а движение считал свойством, присущим материи. Многочисленные труды оставил Авиценна по разным областям знания - философии, математике, физике, астрономии, химии и др. Однако самым знаменитым его трудом стал «Канон медицины», который он писал двадцать лет. Этот труд в течение многих веков был обязательным руководством при изучении медицины не только на Востоке, но и в 3ападно-Европейских университетах. «Канон меди-цины “ переиздавался около ЗО раз и закрепил за ученым звание “Князя врачей”. В «Каноне” отра-жены вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, хирургии, диететики, лекарствоведения, гигиены. Этот труд состоит из пяти книг, а каждая книга в свою очередь делится на части, статьи, параграфы. Первая книга посвящена теории медицины и состоит из 4-х больших разделов: введение, анатомия, физиология; причины болезней; симптомы болезней; диета, профилактика, общие принципы лечения. Одна из частей первой книги является крупнейшим гигиеническим руководством.

Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Вторая содержит описание простых лекарств, в которых нет искусственно изготовленного состава, а в пятой - “сложные” лекарства, яды и противоядия. Во всем “Каноне” описано 811 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Надо сказать, что только около 150-ти из них используются до настоящего времени. Большинство же из описанных рецептур несправедливо забыты.

Третья книга содержит описание отдельных болезней \ головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам –«от головы до пят» \, их диагностику и лечение. Четвертая книга описывает все, что касается хирургии, в частности вывихи, переломы, опухоли, гнойные воспаления и тому подобное, а также общие заболевания организма - лихорадку, заразные болезни, косметику, учение о ядах. В разделе «О лихорадках» \ речь идет об оспе, чуме, кори и других заболеваниях \ Авиценна высказывает мысль о невидимых возбудителях этих болезней. Он подробно излагает учение о кровопускании, говорит о выборе вены, величине и форме разреза, дает показания и противопоказания. Авиценна приближается к применению опыта в медицине. Пример тому опыт с двумя баранами. Ибн Сина взял двух ягнят и поместил одного из них в пустой хлев, а другого в хлев, где на цепи сидел волк. Питание у обоих ягнят было одинаковое, но из-за постоянного страха, второй ягненок не ел и погиб. Таким образом, он показал, что для здорового, а тем более для больного человека, нет ничего вреднее страха. Авиценна впервые выделил клиническую картину чумы, доказал заразительность оспы. Он описал признаки плеврита, диабета, язву желудка. Дал клиническую картину и лечение туберкулеза и других болезней органов дыхания. Он первым применил ртуть для лечения сифилиса, сам же описал ртутный стоматит. Он использовал физические методы лечения, описал менингит, операцию трахеотомии, вправление вывихов плеча, признаки злокачественных новообразований, рекомендовал для обработки ран вино, применил гибкий катетер, для шва в глазу использовал тонкий женский волос, а на прямой кишке - свиную щетину; в качестве лечебного средства использовал музыку.

В письменных источниках Древней Греции и Древнего Востока сохранились сведения о первых попытках использовать музыку в лечебных целях. Возвышая музыку над другими лечебными средствам, Пифагор \ 6-й век до н.э. \ приписывал ей универсальность в исцелении души и тела. Сказанное Пифагором обосновал Аристотель \ 380 - 322 г. до н.э.\, утверждая, что стремление человека к прекрасному - это необходимое условие челове-ческого существования. В последующем, уже в средние века, музыкальные теоретики Средней Азии к музыке относились дифференцировано. Они рекомендовали при подборе музыки в качестве лечения обращать внимание на сезонность \ время года и суток \, а также и на индивидуальность натуры человека. Они говорили: «Музыка в руках хороших специалистов более эффективна и менее вредна».

О древнем использовании музыки в медицине у Shwabe /1972/ находим, что связь между музыкой и медициной также стара, как и сама история человечества. Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят к началу четвертого тысячелетия до н.э.

Ибн-Сина в своих трактатах пытался установить общность в эстетическом воспитании людей с помощью мелодий, цветов и запахов. Среднеазиатские врачи считали, что музыка является своеобразным лекарством, что в умелых руках она является способом изменить не только настроение, но и характер людей.Хочется отметить, что спустя многие века сказанное о музыкотерапии получило практическое применение как новое направление в музыкальной теории А.Н.Скрябина и М.К.Чурле-ниса. Обладая звукослуховыми синтезами, они считали возможным значительное усиление эмоции-онального воздействия музыки на больных при сопровождении ее зрительными образами и цветами.

Для музыкотерапии вторая половина 19-го века была вторым рождением. К ее разработке подклюю-чились физиологи. Впервые в 1888 г. проводятся физиологические исследования профессором Казан-ского университета И.М. Догелем. Автор, на основе физиологического эксперимента на животных и людях, отмечает разностороннее влияние музыки на сердечно-сосудистую систему и органы дыхания человека и животных. Отечественные клиницис-ты С.Г. Зыбелин, М.Я Мудров, В.А Манассеин, М.В. Бехтерев и его последователи рекомендовали использовать музыку для лечения психических расстройств и некоторых других заболеваний.

В настоящее время музыкотерапия получила широкое применение в лечении неврозов и психических расстройств, как у нас, так и за рубежом.

В заключении этого отступления хочется привести слова А. Аль-Аззави: «Превосходство пения над речью такое же, как превосходство речи над молчанием и исцеление над болезнью». А вот стихи А.Навои: «Постиг я музыку, держа в руках науку о ритмических кругах. Со мной в моем высоком ремесле никто не в силах спорить на земле... Я в музыке сильней, чем Афлатун /Платон/, но все же мастер я, а не колдун».

Позвольте продолжить изложение основного материала лекции. Свободомыслие Ибн-Сины, его вольнодумные выступления, направленные против ислама, привели к преследованию ученого, особенно в последние годы жизни. Он был объявлен еретиком - безбожником, и только мировая известность помешала уничтожить его. По этому поводу он писал в своем сатирическом памфлете : «Что делать! В этом обществе ослов кто не осел - сочтен неверным будет». Интерес ученых различных эпох к «Канону» объясняется тем, что автор, обобщив опыт Древности и раннего Средневековья, используя свои многочисленные наблюдения, дал оригинальное для своего времени изложение теории медицины и практики. Философские и естественно-научные и медицинские труды Авиценны оказали огромное влияние на развитие науки и медицины в мусульманских странах и Западной Европе.

Огромно наследие ученых арабского Востока в области естественных наук. На основе трудов античных, эллинистических и индийских авторов был внесен выдающийся вклад в развитие всех областей математики. Среднеазитский ученый аль-Хорезми (8-9 век н.эры) написал первый трактат по арифметике и алгебре. Персо-таджикский поэт и ученый Омар Хайям (11-12 века) создал теорию и классификацию кубических уравнений. Бируни, Самаркандский ученый аль-Каши (15в.), Абу-аль-Вефа (10 в.)и другие ученые внесли усовершен-ствования во многие вычислительные операции. Математики стран ислама превратили плоскую и сферическую тригонометрию из вспомогательного раздела астрономии в савмостоятельную матема-тическую дисциплину. В многочисленных астроно-мических обсерваториях были сделаны новые наб-людения, разработаны способы определения коор-динат светил небесной сферы. Получили распро-странение собрания таблиц и правил сферической астрономии.

Важными, в том числе для развития медицины явились работы ученых арабского Востока по алхимии и оптике. Джабир Ибн-Хайян (Гебер,8-9 вв.) считается одним из основателей алхимии, хотя алхимические исследования проводились в эпоху Древности, в частности в Древнем Египте, Греции, Индии, Китае. Заслуга Гебера, по мнению ученых, состоит в том, что он первый собрал и обобщил разрозненные сведения по алхимии, объединив при этом сведения данные Греко-египетской и индийской алхимии.

Арабским и среднеазиатским ученым принадлежит идея использования достижений алхимии для медицинских целей, которая в частности выразилась в создании первой рациональной фармации и при-менении лекарственных средств, полученных химическим путем. По свидетельству иранского врача Абу-Мансура (10 в.), при составлении лекарств пользовались различными органическими вещества-ми: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения. Арабские врачи ввели в упот-ребление азотнокислое серебро, ртуть, серу. Аптечный инвентарь был заимствован из лаборатории алхимика, поэтому не случайно первая аптека появилась в Багдаде. Сама идея связи алхимии с медициной пришла в Европу от арабов.

Успешно разрабатывались арабскими врачами проблемы личной и общественной гигиены. Арабские врачи более детально разработали вопросы рационального питания, диетического режима людей различных возрастов. Много внимания арабские врачи уделяли гигиене беременной, гигиеническому уходу за грудными детьми и вопросам вскармлива ния, рекомендациям по рациональному образу жизни лиц пожилого возраста, гигиеническому режиму питания во время длительных путешествий. В городах арабского Востока были установлены строгие правила водопользования, хранения, продажи продуктов. Арабские врачи уделяли много внимания изучению причин заразных болезней.

Последователь Ибн-Рошда Ибн-аль-Хатиб (14 век) разрабатывал вопрос о передаче заразных болезней, в частности через окружающие предметы, прелагал обеззараживание при помощи окуривания и изоляцию больных. Арабские врачи считали основной задачей медицины лечение и предупреждение болезней.

Арабские и среднеазиатские врачи значительно обогатили практическую медицину новыми клиническими наблюдениями, приемами диагностики, лекарственными средствами.

ЛЕКЦИЯ 3 (2) РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Западная Европа в течение долгого времени находилась в состоянии экономического и культурного упадка. В истории Средневековой Европы различают три периода: раннее Средневековье - У-Х1 вв.; классическое –Х1-ХУ вв. и позднее Средневековье - ХУ-ХУ11 вв. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия. И все же Средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы. В период Раннего Средневековья, с преобладанием натурального хозяйства, науки развиваются очень медленно. Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позднее 8 века народы Европы создали национальную письменность, приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культуры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философской, юридической и экономической мысли. Однако в области медицины и медико-санитарного дела в целом Средневековье не внесло ничего нового. Широкое распространение получили мистические представления. Звездочеты, колдуны, гадалки и кликуши успешно конкурировали с врачами.

В период Классического Средневековья с ростом производительности труда и городов крепнут товарно-денежные отношения. Все стороны общественной жизни пронизаны богословием. Критическое отношение к священным писаниям и авторитетам объявляется ересью. В католических странах создается инквизиция (расследование, лат.). В то время философия, естествознание, юриспруденция приводятся в соответствие с религиозными взглядами. Позднее Средневековье вошло в историю как эпоха возрождения.

Определяющую роль в медицине и медико-санитарном деле играла церковь. В У1 веке при западноевропейских монастырях начинают созда-ваться первые больницы- богадельни: в У1 в. –в Лионе, в 529 г. – в Монте - Кассино, в 651 г. – в Париже, в 794 г. – в Лондоне. Идея создания больниц и учреждений для призрения стариков была заимствована, по-видимому, из Византии. Однако первые такие больницы существенно уступали по уровню лечения и ухода за больными больницам Византии и Арабского Востока. Если не считать Салерно, где имелась корпорация врачей, лечебную помощь в подобных больницах оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне не достаточной. По мнению многих ученых-историков медицины, монахи лечили главным образом постом и молитвой, хоты не исключено, что они использовали и рациональные средства, взятые из народной медицины и работ античных авторов. При монастырях стали основываться медицинские школы, подготовка в которых первоначально ограничивалась обучением методам оказания первой помощи при ранениях и ухода Зв ранеными и больными.

В 1Х-Х веках общий уровень просвещения в Западной Европе повышается. Учреждаются круп-ные школы для подготовки высшего духовенства, появляются светские школы – дворцовая школа Карла Великого, высшая школа в Туре (796), основанная известным просветителем раннего Средневековья Алкуином. На базе таких школ возникают университеты в Париже (1215), Болонье (1158), Оксфорде (Х11 в.), Монпелье (1289) и других городах. Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты зау-чивали наизусть то, что говорили профессора, читавшие тексты Галена, Гиппократа Авиценны и некоторых других авторов и дававшие комментарии к ним. Кстати сказать, составление комментариев в то время считалось тогда основной формой творчества. Практическому обучению на меди-цинских факультетах большинства университетов не уделялось серьезного внимания. Так, анатомия изучалась по учебникам, которые почти не были иллюстрированы. Отвлеченно преподавались и кли-нические дисциплины. Лишь в двух университетах – в Салерно и Монпелье, основанных на базе медицинских школ, преподавание практической медицины велось на достаточно высоком уровне. Именно эти школы сыграли выдающуюся роль в развитии медицины в Западной Европе. Несколько слов надо сказать о Салернской школе, которая в отличие от других школ раннего Средневековья носила светский характер. Как и Салернский госпиталь, основанный в 820 г., являлся по существу первой гражданской больницей в Западной Европе. Медицинская школа в Салерно не была основана духовенством и финансировалась за счет средств города и платы за обучение в ней. Более того интересен тот факт, что в Х1-ХУ веках в Салерно учились и даже преподавали женщины. В Салерно были созданы такие труды, как «Антидотарий» - книга наиболее употребимых лекарственных средств, а также «Пассионарий» - практическое руководство по диагностике различных заболеваний, автором которого считают ученого Гариопонта или Варим-пота. На развитие Салернской школы большое влияние оказала врачебная и переводческая Дея-тельность выдающегося врача Х1 века Константина Африканского. Начиная с Х1 в. наиболее выдаю-щимися врачами школы были Иоанн Платеарий – автор краткого руководства по медицине, широко известного в ХУ1 веке. Кофо – автор сочинений о лихорадках и местной патологии, начиная с головы и до нижней части туловища. Собственная медицин-ская литература Салерно была столь обширной, что на ее базе к Х11 в. был создан всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний», в котором речь шла о всех, известных к тому времени болезнях. Оригинальным и новым по своему характеру было сочинения Архиматтея «О приходе врача к боль-ному», в котором обсуждались вопросы врачебной этики, в том числе о взаимоотношении врача с больным. Большой известностью в Европе пользо-вался Роджер Салернский – автор первого в За-падной Европе систематического труда по хирургии «Хирургия Роджера», который в течение 100 лет был основным учебником и справочником по хирургии. К началу Х111 в. слава Салернской школы была столь велика, что в 1224 г. Фридрих 11 предоставил ей исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики на его территории. Традиции Салернской школы частично продолжала медицин-ская школа в Монпелье, на деятельность которой оказала положительное влияние арабская медицина. На протяжении 10 лет (на рубеже Х111-Х1У вв.) в этой школе преподавал Арнальдо де Вилланова – один из прославленных врачей Средневековья. Особенно много сделано им для разработки вопросов диететики и гигиены. Медицинское кредо Салер-нской школы он изложил в стихах «Салернский медицинский кодекс (1480). Однако в целом уровень практической медицины в средневековой Европе был значительно ниже, чем в Византии и странах Арабского Востока.

В период Классического Средневековья стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которых стали называть городскими физии-ками. Центрами медицины становятся универ-ситеты, возникшие в Салерно, Болонье, Падуе, Париже, Оксфорде и других городах Европы. Однако преподавание в них было схоластическим. Поскольку общепризнанным авторитетом был Гален, задачи ученых - медиков сводились к толкованию и изучению Галена. При этом, его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма были исключены, а его некоторые теоретические представления о пневме и сверхъестественных силах были возведены в рели-гиозную догму и стали главенствующими в схо-ластической медицине Средневековья в Западной Европе. Так возник «галенизм», то есть односто-роннее толкование учения Галена.

В то время церковь категорически запрещала вскрытия, поэтому обучение медицине велось теоретически. Несмотря на это, в двух областях медицины - хирургии и лечении инфекционных болезней - накапливался немалый опыт, чему способствовали многочисленные войны и эпидемии / речь идет о крестовых походах /. Хирурги в то время не признавались врачами и находились у врачей на положении слуг, исполнителей. Среди них выде-лялись камнесечцы, костоправы, цирюльники, кровопускатели. В немецких войсках их называли «feldchere» - «полевые ножницы » - отсюда происходит термин «фельдшер» - то есть медицинский работник, имеющий среднее медицин-ское образование. Самую низкую группу медиков составляли банщики - мозольные операторы. Однако наряду с ними были и представители академической медицины, профессора университетов, выделяв-шиеся своей деятельностью в хирургии. Одним из крупнейших ученых-хирургов был Ги де Шолиак, составивший большое руководство по хирургии.

Из войсковых цирюльников - практиков вышли выдающиеся хирурги, среди которых и родона-чальник хирургии Нового времени – Амбруаз Паре \француз, жил в I510 - 1590 гг.\. Он первым обратил внимание на опасность прижигания огнестрельных ран и ввел масляные повязки - смесь яичного желтка и скипидара. Паре обнаружил, что новый способ не дает ожога и воспаления, раны быстрее заживают. Ему же принадлежит ряд трудов по анатомии, хирургии, руководство по вправлению вывихов, лечению переломов, по акушерской помощи. Он усовершенствовал технику ампутации и грыже-сечения; ввел в практику забытую трахеотомию, операции при заячьей губе, торакоцентез, перевязку крупных кровеносных сосудов. В акушерстве он ввел поворот на ножку, известный еще в Древней Индии, но затем забытый. Им были предложены сложные ортопедические аппараты – искусственные конеч-ности и суставы с системой зубчатых колес. Следует отметить, что свои труды он писал на французском языке. В настоящее время установлено, что часть хирургических нововведений А.Паре принадлежит не ему одному. Они были предложены в том или ином виде и рядом других хирургов – его современников в других странах. Предложения в области хирургии, близкие к предложениям А.Паре, делали в своих трудах Парацельс, хирург из Цюриха Вюрц, руководство которого вышло одновременно с «Большой хирургией» Парацельса, немецкий хирург Фабри, а также ряд испанских и итальянских хирургов. Не умаляя заслуг А.Паре, эти факты говорят о том, преобразования в хирургии в ХУ1 веке были не случайными, а отражали развитие знаний и обобщение опыта.

Учеником А. Паре был выдающийся хирург Гийемо (1550-1636), который работал в области хирургии и акушерства. Им была создана школа французских акушеров. Ученицей А.Паре была и ставшая широко популярной акушерка Буржуа (1563-1636) – автор труда «О плодородии, бесплодности, родах, болезнях женщин и новорожденных (1609). В средние века произошло несколько тяжелых эпидемий. Особую память о себе оставила “черная смерть” - это чума с присоединившимися другими заболеваниями. В крупных городах вымерло от половины до девяти десятых населения. О такой опустошительной эпидемии писал А.С. Пушкин в поэме “Пир во время чумы”. В связи с насущной необходимостью в крупных городах Европы возникают первые противоэпидемические учреждения: изоляторы, обсерваторы, соблюдались карантины \ дословно слово «карантин» переводится как сорок дней \. Правила марсельского карантина требовали пребывания людей и грузов с подозрительного судна в течение сорока дней «на воздухе под солнечным светом». В Итальянских портовых городах создавались специальные органы, на которые возлагались санитарно-полицейские функции. Большую роль в выясненииприроды заразных болезней и их систематизации сыграл труд падуанского профессора Дж. Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546). Он описал сифилис в поэме «О сифилисе или Галльской болезни». Главной заслугой Фракасторо помимо описания многих заразных болезней является систематизация путей передачи инфекции: непосредственный контакт, через окружающие предметы и на расстоянии и предположение о специфичности возбудителя различных болезней. Важно то, что его учение содержало догадки о сущности инфекции и ее передачи, способствовало последующему развитию научной эпидемиологии.

К концу Х11 века началась организация в городах гражданских больниц, были открыты первые аптеки: в 1238 г. – в Венеции, в 1300 – во Флоренции.

В Лондоне и Париже были опубликованы Правила - регламенты, имевшие целью предотвращение зано-са заразных болезней. Для борьбы с распро-страненной в Средние века проказой \ под этим наименованием объединялись разные поражения кожи и сифилис\ были выработаны специальные меры защиты, в частности изоляция в лазареты, снабжение болевших трещётками, рогом или коло-кольчиком для сигнализации о своем приближении. Заболевших помещали в лепрозории - приюты для прокаженных, после чего они считались мертвыми как перед церковью, так и перед обществом.

Медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях. И все же объективные закономерности развития общества и логика научного мышления способствовали форми-рованию в ее недрах предпосылок будущей меди-цины великой эпохи Возрождения. В эту эпоху основными чертами естествознания стали: утверж-дение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое было прогрессивным относительно схоластического мышления Классического Средневековья. Позднее средневековье протекало «в обстановке всеобщей револю-ции», как принято говорить. В то время были изобретены ветряной двигатель, печатный станок, компас, появилась мануфактура - более высокая форма организации общественного труда. В это время была открыта Америка. Открытие ее и других, ранее неведомых для Европы стран, оказало большое влияние на развитие культуры и науки. Среди выдающихся людей этой эпохи мы можем назвать: Данте Алигьери и Петрарку, Джованни Боккаччо и Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Парацельса, Андреаса Везалия. Первооткрыватели и миссионеры, кроме вредного табака, довезли множество полезных про-дуктов: экзотические плоды, кофе, чай, хину, кураре и многие другие лекарственные растения. Возоб-новился интерес к астрономии, механике, физике, физиологии. Рост городов, городского ремесла и торговли, распространение товарного производства способствовало сосредоточению в руках городской буржуазии крупных капиталов. На рубеже Х1У-ХУ веков создались условия для коренных преобра-зований в экономике наиболее передовых стран Европы. Светское мировоззрение гуманистов, их этические теории привели к тому, что «духовная диктатура церкви была сломлена». Большую роль в распространении новых взглядов сыграло изобре-тение в середине ХУ века книгопечатания. Развитие производительных сил вызвало потребность в обра-зованных людях, конкретных практических знаниях. Центром гуманистических идей и нарождаю-щейся новой науки в ХУ - ХУ1 веках стал Падуанский университет. Однако даже в то время изучение анатомии на трупах было еще редкостью. В 1594 г. в Падуанском университете был построен первый анатомический театр.

В этот период происходит становление анна-томии как науки. Одним из ее основоположников был итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи \I452 - I5I9 гг. \. Он одним из первых в Европе стал вскрывать трупы и систематически изучать строение человеческого тела. Ему принадлежит внедрение новых методов анатомического иссле-дования: промывание органов проточной водой, инъецирование желудочков мозга воском, а также распилы костей и органов. Он оставил описание анатомии лошади и 13 томов рисунков по анатомии человека. Однако труды по анатомии этого гени-ального ученого были потеряны и получили из-вестность только в 18-м веке.

Определяющую роль в становлении научной анатомии в 16-м веке сыграл Андреас Везалий \15I4 -1564гг. \ Он окончил медицинский факультет в Париже, в двадцать три года стал профессором Падуанского университета - передового научного центра того времени. Изучая анатомию и зная труды Галена, именно он исправил около 200 ошибок знаменитого ученого Древности. Он правильно описал скелет человека, его мышцы и внутренние органы, установил отсутствие в сердечной пере-городке отверстия, описал клапаны сердца, чем создал предпосылки для обоснования кругового движения крови. Везалий изложил свои наблюдения в «Анатомических таблицах». Кроме этого он издал краткий учебник анатомии “Извлечение”. Но самым грандиозным его трудом стали семь книг, изданные под общим названием “ 0 строении человеческого тела ”. Именно в этом труде он систематизировал полученные знания, чем сделал анатомию наукой. К сожалению, его главный труд о строении человеческого тела был принят далеко не всеми. Началась травля ученого. Везалий вынужден был оставить кафедру в Падуе, затем он был обвинен в чудовищном злодеянии – в аутопсии живого человека, что было явной ложью. Погиб Везалий на обратном пути паломничества ко гробу Господню в Палестину. Везалия справедливо считают не только основоположником научной анатомии, но и осново-положником функционально-морфологических и сравнительно-морфологических исследований. Физиологические представления Везалия были ятро-механическими: он уподоблял кости, суставы, мыш-цы шарнирам и рычагам, сердце – насосу Ятрофизика в тот период только зарождалась, и ей наряду с ятрохимией суждено было сыграть важную роль в развитии медицины в ХУ11 и первой половине ХУ111 веках.

Настойчивое стремление Везалия к ревизии галеновской анатомии имело причины отнюдь не акдемические. Он в отличие от многих своих современников-врачей был убежден в том, что анатомия является одной из основ медицины, что детальное знание ее необходимо каждому врачу. Везалий писал: «Анатомия – основа и начало всего искусства врачевания….необходимо нам, имеющим влияние на медицину, знание человеческих органов… во врачевании болезней это знание также достойно претендовать на первое место, чтобы указать надлежащее употребление лекарственных средств. По-видимому, это убеждение определяло и его стремление усовершенствовать преподавание анатомии. Он написал книгу по педагогике, методике преподавания «Эпитоме». Этот труд характеризуют как непревзойденный образец педагогического труда.

У Андреаса Везалия было много последо-вателей в разных странах: в Италии - Бартоломео Евстахий, Габриэль Фаллопий, Фома Барто-линий, Морганьи и другие; в Англии - Френсис Глиссон, Джеймс Дуглас; в Голландии - де Грааф, Фридрих Рюйш; в России - Епифаний Слави-нецкий, который в середине 16 века впервые перевел анатомию Везалия на русский язык.

Ощутимый удар по галенизму в физиологии нанес Вильям Гарвей. В трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» /I628/ он детально описал крово-обращение, объяснил значение систолы и диастолы, показал, что кровь находится в постоянном дви-жении. Определил роль сердца, функцию левой его половины, роль аорты и артерий, описал венозное русло, определил количество крови в организме. Испанским врачом и философом–богословом Мигелем Серветом впервые в Европе был описан малый круг кровообращения в книге «Восста-новление христианства…», за что он пошел на костер в 1553 г. в Швейцарии. О круговом обращении крови в организме писали в конце ХУ! в. Дж. Бруно, тоже осужденный инквизицией и сожженный в 1600 г., римский профессор Чезальпино и другие. Честь этого открытия, которое ознаменовало собой возникновение научной физио-логии, принадлежало уже другому веку и для его обоснования понадобился новый научный метод.

Развитие анатомии и физиологии дало толчок к развитию клинических исследований.

Хотя новая анатомия сыграла определяющую роль в возникновении научной физиологии и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие медицины, однако, даже наиболее выдающихся клиницистов Запада ХУ-ХУ! вв., таких как Дж. Фракасторо, Монтано, Ж.Фернель, Одди, анатомия интересовала мало. Они не видели в ней большой пользы для практического врачевания. И это не удивительно, если принять во внимание умозрительность господствовавших в ту пору общепатологических воззрений. Об отсутствии у врачей интереса к анатомии писал А. Везалий: «Помимо этого зловредные врачи, стремящиеся в повсед-невной жизни к людской погибели, даже никогда не присутствовали на вскрытиях».

Бурные споры эпохи мало коснулись клинической медицины. Тем не менее, наблюдение у постели больного, сбор и систематизация симптомов, поиски природы болезней постепенно заменяли прежнее толкование заученных текстов древних медицинских авторитетов. Представителем нового клинического метода в Падуанском университете был Д. Монтано. Преподавание он вел в больнице. Д.Монтано писал: «Учить можно не иначе, как посещая больных….источник медицинской науки – только у постели больного». Многочисленные ученики Д. Монтано продолжали применять его клинические методы, постепенно распространяя их в других странах Европы. Из врачей – клиницистов, описавших заразные болезни после Фракасторо, видное место занимает Меркуриали, который преподавал в Падуе. Он оставил обстоятельные лекции о чуме (1580), крупные труды о детских болезнях, физической культуре. Первые ростки клинического метода, едва обозначившиеся во второй половине ХУ1 века, расцветут в 17 – 18 веках, а наблюдение у постели больного станет осново-полагающим принципом клинической медицины. В новых исторических условиях параллельно со становлением и укреплением экспериментальной науки медицина получит дальнейшее развитие.

Во второй половине ХУ в. начинают внедряться первые функциональные методы исследования.

В 15-16-м веках наряду с другими науками широкое развитие получила ятро - химия \от слов iatros - врач и physis –химия \. Представители этого учения считали, что все процессы в организме химической природы, а поэтому с химией должно быть связано и изучение этих процессов и лечение. Ярким представителем этого направления является врач и химик Парацельс, настоящее имя которого Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм \I493 - I54I\. Он происходил из обедневшего немецкого рыцарского рода, родился и юношеские годы провел в Швейцарии, где его отец работал врачом. Медицинское образование он получил в итальянском городе Ферраре. Широкую известность приобрел во Франции в Страсбурге, где успешно занимался врачебной практикой. Затем в течение двух лет Парацельс читает лекции в Базельском университете, откуда должен был бежать от преследования врачей - галенистов. Скончался он в Зальцбурге. Парацельс был одним из основопо-ложников опытного метода в науке. Он был одно-временно и теоретиком и практиком. Именно с Парацельса начинается использование химии в медицине, в частности в приготовлении лекарств - “....Химия создает лекарства и направляет их против болезней”,- говорил Парацельс. Он настаи-вал на объединения хирургии и медицины, т.к. хирургия в то время не считалась областью медицины и не преподавалась в университетах. Парацельс заложил основы будущей науки профес-сиональной патологии, изучая болезни рудокопов и литейщиков. В своем труде он подробно описал симптоматику острых и хронических отравлений серой, свинцом, ртутью, сурьмой. Одной из первых медицинских работ этого направления была небольшая книга Элленбога «О ядовитых и вредных испарениях и дымах металлов», написанная в 1437 году, а опубликованная в 1524 г. В ней описывались профессиональные вредности золотильщиков и рабочих некоторых других профессий, занятых обработкой металлов. Здесь мы должны вспомнить работы Г.Агриколы. Кроме описания профессиональных болезней рабочих некоторых отраслей горнорудного и металлургического производства и средств их лечения, в них содержатся и гигиенические рекомендации по предупреждению действия производственных вредностей. Он рекомендовал ношение защитной обуви и одежды, специальное питание. Г.Агрикола описывал способы устройства шахтных лестниц, крепление шахтных стволов, удаление воды, вентиляции в шахте и даже предлагал проекты механических устройств для вентиляции. Изучение вопросов профессиональной гигиены было продо-лжено Бэром, Дж.Борелли, Шталлем, Гоффманном и другими.

Вернемся к повествованию о Парацельсе. Па-рацельс оставался католиком и считал врача “наме-стником бога”. Он предъявлял высокие этические требования к врачу и заявлял, что “ врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугой палача ”. Основное значение деятельности Парацельса в истории медицины состоит в том, что он первый осознал важность химии для медицины.

Подведем некоторые итоги развития медицины в средние века, а точнее в третьем периоде - в эпоху возрождения, которая общепризнанна «величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством» \ К. Маркс и Ф. Энгельс \. Деятели эпохи Возрождения разрушили старое мировоззрение и подготовили почву для осуществления многих замыслов в последующие века. Было подготовлено становление новой экспериментальной науки. С “бунта” Парацельса против схоластики, с новой анатомии Андреаса Везалия, с первых, еще не вполне ясных, представлений о функциях организма и его отдельных органов, хи-мизме физиологических и патологических процессов начала свою историю НАУЧНАЯ МЕДИЦИНА.


Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 5717 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...