Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Полицентризм в политике. Мелкая крестьянская агрикультура в экономике через расширение пространства, идея сословности в идеологии. Возможность разночтений в христианском вероучении и обогащение культурой соседних народов. Роль классического наследия (Платон и Аристотель, риторика) и юридической культуры Рима. Рождение завершенной системы теологии: Фома Аквинский (13 в.). Языческие источники средневековой мысли сделали возможным отпочкование философии от теологии. К концу средневековья – реабилитация человеческого разума в результате политического, экономического и культурного прогресса.
Средневековый космос
Нет природы самой по себе. Непрерывная роль Творца в творении. Объяснить мир изменчивый – а античность перед этим остановилась. Птолемей и Великая цепь бытия. (степень близости к Творцу). Иерархия элементов творения (с. 118). Полнота, постепенность и градуированность творения. Главное – целостность и упорядоченность. Геоцентризм, полнота и иерархия.
Средневековые представления о вечности и времени
Перенос акцента с проблемы времени на проблему вечности в средневековой теологии по сравнению с ранним христианством. Время и мир – синонимы.
(Августин утверждал реальность времени посредством событий, а реальность вечности – ценностей – Логоса. Время – лишь средство для раскрытия вечности. Ценности выходят за пределы времени. Боэций: вечность – совершенное обладание полнотой бесконечной жизни. Вечность не лишена ничего из будущего и не утратила ничего из минувшего: «ко мне на суд, как баржи каравана…»).
Категория времени связана с низшей, ущербной формой бытия. Но есть время сакральное (с. 128). Его связь с вечностью. Линейность и цикличность (с. 130) времени. Уничтожение времени в будущем – хилиастические ожидания (131). Множественность времени – крестьянское, монастырское, городское. Сакральное и светское.
Общество и индивидуум: Общинность, автономность, универсализм.
«Органическая» концепция общества (члены тела).
Университас, социетас, рес публика (церковь, общество, государство)
Многополюсный мир политических притяжений: лояльность, верность, служение. Иерархическая многоярусность связей общин: корпоративный универсализм. (с. 138).
Положение индивида: член общины. Образ Божий, греховность, спасение. Многоступенчатое понимание совершенства. Слом корпоративной этики – в городах, вместе с ростом интеллигенции. Формирование личности на светских началах.
Вместе с евангелием верующий усваивал, что ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей (греки и римляне), а в истории человека. Именно здесь проходила грань между двумя культурно-историческими эпохами – античностью и средневековьем.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 561 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!