Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественные субъекты социально-культурной деятельности



Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных общественных субъектов социально–культурной деятельности в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт для России представляет объективную и исторически оправданную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативных структур, общественных объединений и формирований в России были известны такие явления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомоществование, социальное донорство, гранты, предпринимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

Совокупность многочисленных групп и объединений, являющихся прямо либо косвенно субъектами социально-культурной деятельности, правомерно определять как неотъемлемую и необходимую составляющую общества. Гражданское общество нигде, никогда и никому не удавалось «учредить сверху». Поэтому и сеть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает постепенно и спонтанно.

Сегодня существует объективная потребность в достаточно четких и обоснованных описаниях не только государственных и негосударственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и их научно обоснованных типологий.

В последние годы значительно активизировалась деятельность многочисленных социально-культурных общностей и общественно-добровольных институтов – фондов, объединений и движений, действующих авто­номно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культур­ных фондов, движений, инициатив, землячеств, обществ и объединений.

Механизм их возникновения и развития позволяют проследить исследования, проведенные российскими педагогами и психологами в течение последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников таких общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контактов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в искусстве, спорте, моде, играх и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенденцию к снижению до 7-8 лет.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Однако многочисленность орга­низационных субъектов не всегда приводит к адекватному качествен­ному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социально-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, формирования её субъектной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма, отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной в сферах культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные по составу возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности в их достижении.

В зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым с оциально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до несколькихдесятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы- группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба или корпоративным, общностям социально-культурной сферы относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусства, и т.д

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры. К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционерные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции,молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и ини циативные формы.

Наконец, характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней определенныхтерриториальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

Представители малых, средних и больших социальных групп составляют основу многочисленных общественных формирований, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере: общественных организаций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классификация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности.

В соответствии с вышедшими после 1995 года законами РФ («Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях»), заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученные средства между участниками. Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают свои периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функционирующих в социально-культурной сфере, предстаёт в следующем виде.

Общественная организация основана на обязательном членс тве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере, располагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члены права собственности не имеют).

В отличие от общественной организации, общественное движение ч ленства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определенных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных талантов в науке, искусстве, спорте и т.д.

Под социально-культурной инициативой правомерно рассматривается выдвижение и последующая реализация предложений, идей, проектов, программ,по созданию новых или совершенствованию существующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сферы.

Общественный фонд как одиниз видов некоммерческих фондов представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, и его использовании на общественно полезные начинания. Учредители или участники фонда – это те, кто учредил, основал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции.

Общественные фонды различаются по целевым категориям населения,для социального обслуживания которых они предназначены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направленности содержания своей деятельности (социальные, пенсионные, страховые, образовательные, медицинские, фонды милосердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.); по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения: ассоциированные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели); благотворительные корпоративные фонды (фонды предприятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколькими частными лицами и существующие на дивиденды с вложенного капитала). Любое о бщественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, -- это добровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.

Сам по себе факт наличия сегодня в культуре, искусстве, образовании, досуге и спорте огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных обще­ственно-добровольных формирований и социальных инициатив дает основание рас­сматривать их как реальную социальную силу, обладающую качествен­ными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации в процессе социально-культурной деятельности.

Как социально-культурная общность, любой производственный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, компании, любой другой аналогичной структуры ассоциируется с терминами «корпорация», «корпоративная культура» и обладает характерными особенностями.

Во-первых, каждую такую корпорацию отличает не только экономическая и юридическая ответственность, но и социальная, морально-этическая ответственность перед обществом. Как государственные, так и негосударственные фирмы и предприятия --- это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной целью которого является получение прибыли, достижение максимальных экономических результатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридических норм и установлений. В то же время любая современная организация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, как чисто экономическая структура, всегда была и остаётся сложной частью окружающей социальной среды, включающей множество составляющих, от которых зависит самое существование организации.

К таким составляющим относятся потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы-носители общественного мнения и источники общественного давления, сотрудники и акционеры. Существенным субъектом среды выступает местная община (жители ближайшего района, города), в которой представлены социально ослабленные и не защищенные слои населения – малообеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалиды, одинокие пожилые люди.

Эта многослойная община не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предприятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно руководствоваться чисто юридической ответственностью. Приходится невольно брать на себя ответственность социальную, уравновешивать свои экономические цели с экономическими и социальными интересами своего окружения.

Во-вторых, не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того социального окружения, в котором она функционирует.

В этих целях она добровольно берет на себя социальные обязательства, участвует в благотворительных и социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

В-третьих, как социально-культурная общность, любая корпорация обязана позаботиться и об исполнении «социального пакета» для своих сотрудников, проявить надлежащую заботу об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии.

Кроме того, сама социально-культурной деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-информационного продвижения «бренда» --- товарного знака выпускаемой продукции.

Как социально-культурная общность, любая корпорация создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. В качестве внешних составляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общественности.

Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и оборудования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, сувениров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фирмы – фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного проведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке – выставок, рекламных акций.

В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, рекламисты и др.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город. Употребим термин «город» в самом широком контексте, имея в виду не только градации, используемые в социологии – крупный, средний, малый город, но и как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества городской среды. М., 1986.С. 67).

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры – производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социаль­но-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и кол­лективным опытом.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-куль­турной деятельности, быта, досуга граждан.

Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей -- один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необхо­димым условием непосредственного общения разных поколений: детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребно­стью человека участвовать в общественно-полезных делах.

По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничиваетсяузкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой — по тем или иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятель­ность существующих социально-культурных институтов.

Практически нет такой социальной группы, отдельного человека в стране, чей образ жизни не имел бы отношения, прямого или косвенного, к общественным формированиям и социальным инициативам -- массовым движениям, организациям, фондам и т.д. В своей совокупности они захватывают буквально все детское и взрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, общественных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия деятельности и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач.

Общественные формирования и социальные инициативы дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

Массовые общественные организации, фонды и движения неотделимы от политической, экономической, духовной жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности — реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функ­ции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе — в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности выполняют эти фунции целиком или в большей степени, другие — в меньшей степени или косвенно.

Каждая общественная организация, фонд, движение, формирование помимо своего основного функционального назначения выполняет и совершенно определенную социально-культурную миссию. При этом на ниве социальной и культурной благотворительности, информационной поддержки, участия в многочисленных культурных и образовательных программах и акциях каждый из общественных субъектов действует, как правило, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций.

Но такая обособленность носит чисто внешний, относительный характер. То непосред­ственно и прямо, то опосредованно каждый из общественных институтов имеет «выход» в среду культуры, образования, искусства, спорта, досуга, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными, общественными, коммерческими структурами. Такая сопричастность к проблемам социально-культурной среды характерна для широкого круга общественных движений – политических, молодежных, профессиональных, экологических, феминистских, религиозных и других.

Весьма тесно соприкасаются с социально-культурными проблемами молодежные движения – массовые действия, в которые включаются подростки и молодые люди, выступающие за обеспечение их права на создание собственной субкультуры и дистанцирующихся от чуждого для них образа и стиля жизни; права обучаться на родном языке; права на трудоустройство и предоставление условий досуга и т.д.

Не удалось избежать обострения кризисных тенденций в культурно-досуговой сфере, преодолеть остаточный принцип выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягиваются на долгие годы, они плохо обеспечиваются необходимым оборудованием. Отказ некоторых трудовых коллективов финансировать их деятельность, неудачи в использовании культурно-спортивных комплексов для преодоления ведомственной разобщенности, объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организаторских усилий различных учреждений сделали нищенскими материальные базы клубов, библиотек, музеев, театров.

Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской местности, но и в городской резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффективных методов и приемов повышения квалификации.

Сохраняется влияние административно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, остаются сильными тенденции жесткой регламентации, силового давления на практических работников на местах. Несмотря на необходимость существенного обновления межнациональных отношений в современных условиях многие профсоюзные органы не определили своих позиций, проявляют растерянность, излишнюю осторожность, приверженность руководящих структур старым идеологизированным стереотипам и подходам.

Профсоюзам с большим трудом удается принципиальный переход от роли «участника и организатора» культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе. Вопросы материальной базы досуга успешно решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля за их соблюдением. Проблема закрепления кадров при существующей их текучести может быть решена через преодоление «экстенсивного», «затратного» характера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации в сфере культуры. Наиболее перспективным является создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в культурно-досуговые центры на конкурсной или контрактной основе.

Благодаря социально-культурной деятельности, осуществляемой общественными движениями, начинаниями и инициативами, в культурной среде социума постоянно пополняется сплав житейского опыта, всевозможных знаний — от технических и агрономических до культурно-бытовых. Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований. Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сферах культуры, искусства, образования, досуга, в зависимости от их функционально-содержательного признака можно выделить несколько групп.

Первая группа: благотворительные общества, фонды и движения, общественные службы социальной защиты населения, общественные советы, комитеты и центры социальной помощи семье, материнству, детству, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные общества и союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д.

Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др.

Четвертая группа — государственно-общественная система содер­жания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семей­ные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот и т.д.

В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.).

Шестую группу образуют общества и объединения как самих лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите (Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов и т.д.), так и профессиональных работников, занятых в этой сфере и оказывающих необходимую социальную защиту и поддержку населению (Всероссийская ассоциация работников социальных служб; ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация «Семья и здоровье» и др.).

Наконец, в седьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: госу­дарственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические и психокоординационные колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов-организаторов досуговой деятельности.

Кроме общественных формирований с ярко выраженной социально-защитной направленностью, постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений, гарантирующих ши­рокое поле для социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний различных групп населения. По существу эти формирования являются поприщем активной творческой деятельности для каждого человека, его участия в сфере научных исследований, изобретательства и рационализаторства, литературы и искусства. Главной их особенностью является социально-развивающее начало.

Их социальная значимость состоит в том, что здесь человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не относятся непосредственно к его профессиональной деятельности. Участие в социально-культурных общностях, формированиях и движениях дает возможность каждому человеку разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени.

Отдельную группу составляют научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения: философские, математические, физические, педагогические, психологические, научно-медицинские, научно-технические и другие отраслевые общества, общество рационализаторов и изобретателей, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры.

Сегодня популярны самые разнообразные общественные институты социально-культурной деятельности, помогающие «раздвинуть рамки окружающего мира», обеспечивающие «наиболее активное и прямое самовыражение, реализацию своих убеждений, воздействие на окружающий мир», позволяющие людям «устанавливать... свободные и доверительно искренние отношения» (1). Истоки подобной популярности общественных институтов должны лежать в ценностной открытости, естественном, непроизвольном характере, в их способности дать возможность человеку проявить поисковую активность, реализовать заложенную в нем от природы потребность в поиске.

Действующая система общественных организаций, фондов, движений и других институтов может служить, по существу, благоприятной средой, питающей социально-культурную активность людей, дающей простор инициативе, поиску, творчеству. Такая среда позволит поддерживать максимально высокий уровень спонтанной активности людей в сфере культуры и досуга.

Один из влиятельных социально-культурных институтов — Общество охраны памятников истории и культуры — ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

В России действует широкая сеть добровольных физкультурно-спортивных клубов и обществ, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов.

Многочисленна сеть и других общественных формирований социально-культурного профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов, творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театральных и музыкальных деятелей.

Всероссийское общество книголюбов вместе с библиотеками, клуба­ми и другими учреждениями культуры содействует распространению политических и научно-технических знаний, заботится о повышении культуры чтения, формировании и развитии читательских вкусов, наиболее эффективном использовании книжных богатств. Вместе с другими общественными организациями и творческими союзами оно проводит смотры и конкурсы, декады и месячники пропаганды и распространения литературы, книжные выставки, литературные чтения, вечера, конференции. Общество выпускает справочную литературу, периодические и методические издания для своих первичных организаций.

В другом близком по профилю социальном институте — Всероссийском обществе филателистов насчитываются сотни тысяч коллекционеров всех возрастов, от школьников до пенсионеров, и различных профессий — рабочих, служащих, представителей интеллигенции. Общество оказывает постоянную методическую и консультативную помощь клубам филателистов и отдельным коллекционерам-любителям, организует выставки, издает журнал.

Отдельную группу общественных формирований составляют творческие союзы и общества представителей творческой интеллигенции (профессиональных деятелей литературы и искусства, артистов театров, цирков, филармоний и концертных организаций, студентов и преподавателей вузов и училищ искусства и культуры, непрофессионалов, делающих свои первые шаги в литературе и искусстве, самодеятельных поэтов, писателей, художни­ков, композиторов и др.).

Одной из из старейших творче­ских организаций России является Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское театральное общество). Созданное в 1983 году, оно на сегодняшний день объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содействовать развитию театрального искусства, оказывать всестороннюю помощь профессиональным и самодеятельным театральным кол­лективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД работают творческие советы, секции, методические кабинеты и лаборатории, библиотеки. Союз имеет Дома актера, Дома ветеранов сцены, базы отдыха.

Творческие общества и союзы широко используют клубы, дома культуры, парки, библиотеки, музеи для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, выставок и других мероприятий. С этой целью созданы и работают специальные рекламные, коммерческие подразделения по организации гастрольных выступлений деятелей литературы и искусства и творческих коллективов, художественных выставок и т.д. Творческие союзы и организации издают большое количество журналов, проспектов, бюллетеней, афиш, плакатов и других рекламных мате­риалов.

Примечания:

1. Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1985. С. 142—143.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...