Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (продолжительность – 5 минут)



(продолжительность – 5 минут)

Завершая рассказ о средневековой философии, следует подчеркнуть, что её достижения не канули в лету, что она не была бесплодным умствованием или сплошным суеверием, как это пытались представить сначала просветители, а затем советские марксисты. Напротив, положения философско-богословской мысли Средневековья составили систему догматов христианской религии, стали основой миросозерцания католической и православной церквей, а потому в их истинность верят сегодня миллионы верующих по всему земному шару. Схоластика также внесла крупный вклад в развитие логики как науки о правильном мышлении и герменевтики как искусства интерпретации древних текстов, а философия мистицизма способствовала углублению самопонимания человека через обращение к богатствам собственного внутреннего мира.


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 42-52.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 115-135.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 47-56.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.14-15, 193-196, 612-615; Ч. 2. С. 375-377.

Дополнительная литература:

5. Августин. Исповедь. - М., 1992.

6. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. - М., 1990.

7. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2003.

8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

9. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - М., 1991.

10. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск., 1995.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

12. Тертуллиан. О плоти Христа // Тертуллиан. Избр. соч. - М., 1994.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

14. Штекль А. История средневековой философии. - СПб., 1996.


[1] Теология -- совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.

[2] Бычков В.В. Идеал любви христианско-византийского мира / в кн.: Философия любви. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1990, с. 89-91.

[3] Александрия была по-преимуществу грекоязычным городом, однако в ней изначально была мощная еврейская диаспора, поэтому этот город стал своеобразным центром конвергенции греческой и иудейской учености. Именно здесь ещё в III в. до н.э. был сделан перевод Библии на греческий язык – знаменитая «Септуагинта» («Перевод семидесяти»), а в начале I века здесь жил Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.), впервые осуществивший попытку интерпретации Библии с помощью категориально-понятийного аппарата греческой философии.

[4] Первый Вселенский собор состоялся в 325 г. в г. Никея. На нем был впервые принят Символ веры – свод основных христианских догматов. Православная церковь признает решения первых семи соборов: Никейского I 325 г., Константинопольского I 381 г., Ефесского 431 г., Халкедонского 451 г., Константинопольского II 553 г., Константинопольского III 680—691 гг. и Никейского II 783—787 гг.

[5] Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ».

[6] Конкубинат -- допускавшееся древнеримским правом длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной. Дети от такого сожительства считались незаконнорожденными.

[7] Манихейство -- религиозное учение, основано в III веке Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. В соответствии с учением ответственность за человеческие страсти лежала на злом или дурном начале, являющемся творцом царства тьмы.

[8] Донатисты -- (от имени епископа Доната, Donatus, руководителя донатистов), участники религиозного движения в римской Сев. Африке 4-5 вв., возникшего во время гонений императора Диоклетиана. Донатисты считали, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей (совершенством признавалась главным образом готовность претерпеть мученичество за веру). Донатисты отличались крайней нетерпимостью к своим противникам, а после гонений, предпринятых против них императором Константином, сомкнулись с циркумцеллионами («вокруг сельских жилищ бродящими») — членами крайнего аскетического движения, практиковавшего убийства богатых и высокопоставленных людей. Юлиан Отступник поощрял донатистов, но они разбились на несколько враждующих между собой толков и сект. Сильным противником донатистов был блаженный Августин. После его победы в прениях на соборе в Карфагене (411) император Гонорий призвал донатистов к подчинению господствующей церкви.

[9] Сатура [лат. satura букв. смесь] -- первый древнеримский театральный жанр: сочетание диалога, пантомимы, музыки и танца. В данном случае – литературное произведение, смешанное из элементов разных жанров, в частности, поэзии и философской прозы.

[10] Каролингское возрождение -- культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII - IXвв. (в основном на территории Франции и Германии); выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Центр «Каролингского возрождения» — кружок при дворе Карла Великого, т. н. «Академия», которой руководил Алкуин; в деятельности кружка принимали участие сам Карл Великий.

[11] Как отмечает Г.Г. Майоров, «в эпоху античности и в средние века диалектикой называли в первую очередь вообще искусство доказывать истинное и опровергать ложное, а кроме того, искусство правильно определять и классифицировать понятия (герменевтика), правильно строить суждения и умозаключения (аналитика), правильно отыскивать нужные аргументы (топика). Для обозначения всего этого применялся и другой термин – «логика», который именно в этом смысле употребляется и сейчас, в то время как под «диалектикой» теперь чаще понимают учение о противоположностях. (Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // в кн.: Боэций С. Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990. с. 345).

[12] Аль-Газали Мухаммед (1059-1111) -- мусульманский теолог, философ, мистик. Иранец, писал преимущественно по-арабски. В основном сочинении «Возрождение наук о вере» считал богопознание иррациональным актом индивидуального экстатического переживания, опровергал все философские системы, особенно восточный аристотелизм, дав, однако, его классическое изложение.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...