Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Канон школьного образования — семь свободных искусств в эпоху Средневековья



Составная часть программы обучения Дисциплина Содержание обучения и его источники
Тривиум Грамматика Разучивание грамматических форм и оборотов латинского языка, знакомство с сочинениями древних авторов, изучение правил стихосложения (Диамед, Алкуин, Сенека, Катон)
    Риторика Обучение искусству красноречия (Квинтилиан, Цицерон)
    Диалектика Обучение умениям правильно мыслить, строить аргументы и доказательства (Аристотель, сочинения отцов Церкви)
Квадриум Арифметика Овладение арифметическими действиями. Изучение магических свойств цифр
    Геометрия Представление об устройстве пространства с помощью чисел, изучение геометрических фигур (Евклид)
    Астрономия Обучение вычислению церковных праздников (Птолемей, труды арабских астрономов)
    Музыка Знакомство с духовной, реже светской музыкой и игре на музыкальных инструментах

Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Рост городов, расширение торговых связей дали толчок развитию светского образования — городских школ, университетов. Первые городские школы зачастую открывались на базе приходских, гильдейских (объединения купцов) и цеховых (объединения ремесленников) школ. Католическая церковь любыми путями стремилась удержать монополию на образование, жестко контролировала светские учебные заведения, видя в них конкурентов. Постепенно городским школам удалось значительно ослабить опеку Церкви: они стали сами определять программы обучения и назначать учителей.

Городские школы выгодно отличались от церковных практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию. Постепенно преподавание в этих школах стало вестись на родном языке. Это было очень важно, а латинский язык становился отдельным предметом. Возникновение этих школ было прогрессивным явлением. Разрушалась монополия церкви в школьном деле.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые средневековые университеты возникали либо на базе кафедральных школ (Парижский), либо в крупных городах, где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками (Болонский). Университеты учреждались как духовными, так и светскими властями (табл.).

Средневековые университеты в Европе {XII1-XIV вв.)

Университет Год основания, основатель Специализация обучения
Болонский (Италия) По Хартии имп. Фридриха I Право
Оксфорд (Англия)   Традиционный
Сапаманкский (Испания) 1179 По королевскому указу Медицина и естествознание
Кембридж (Англия)   Традиционный
Парижский, с 1253 г. Сор­бонна (Франция)   Традиционный
Падуанский (Италия)   Право
Неаполитанский (Государственный универ­ситет Сицилийского коро­левства, Италия) 1224 Имп. Фридрих II Традиционный
Салернский (Италия)   Медицина
Римский (Италия) 1303 Папа Бонифаций VIII Искусство и право
Карлов университет1 (Пражский, Чехия) 1348 Карл IV Традиционный
Ягеллонский2 (Польша) 1364 Казимир Великий Традиционный
Венский (Австро-Венгрия) 1365 Имп. Рудольф IV Традиционный
Гейдельбергский (Германия)   Традиционный
Кельнский2 (Германия)   Традиционный
Эрфуртский (Германия)   Традиционный

По образцу Болонского и Парижского университетов.

По образцу Парижского университета.

Города боролись за право открыть в своих стенах университет, поскольку его появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Университеты получали привилегии от короля или папы, укрепляющие их автономию (управление, право присуждения ученых степеней и т.п.). Преподаватели университетов создавали объединения по предметам — факультеты, во главе которых стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора — руководителя университета. По характеру организации средневековые университеты подразделялись на «студенческие» и «магистерские». Классическим примером студенческого университета был Болонский, который отличался редким по тому времени демократизмом (студенты выбирали и увольняли преподавателей, определяли продолжительность лекций, принимали участие в выборе ректора). К магистерским университетам относились британские и французские вузы, где реальная власть была сосредоточена в руках преподавателей, ректора или канцлера.

Как правило, университеты имели четыре факультета:

артистический (свободных искусств),

теологический,

медицинский,

юридический.

Среди факультетов существовала традиционная иерархия. Приоритетное положение занимал теологический, за ним следовали юридический, медицинский и артистический, что отражало значимость отраслей знания в средневековом обществе. Подготовка будущего медика или юриста занимала 5—6 лет, богослова — 15. Артистический факультет зачастую играл роль подготовительного для поступления на другие факультеты.

Изучив грамматику, риторику, диалектику (тривиум), студент получал степень бакалавра, изучение полного курса (квадриум) давало возможность стать магистром. После окончания специального факультета и защиты диссертации присваивалась степень доктора. Первая степень доктора права была присуждена в XII в. в Болонском университете, доктора медицины — в Салернском университете. Позже, в XIII в., в Парижском университете вводится степень доктора богословия.

Основные формы обучения в средневековом университете — лекция (чтение книг избранного автора и их комментарий), диспут (споры по заранее выдвинутым вопросам), нередко перераставший в рукопашные схватки между участниками. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. К концу XIV в. в Европе было 26 университетов, а столетие спустя их численность достигла 63.

Наибольшей популярностью в Средние века пользовались Болонский, Парижский, Оксфордский, Саламанкский университеты, оказавшие огромное влияние на культурную жизнь Европы. Самой крупной высшей школой Средневековья был Парижский университет (1215), который впоследствии был назван Сорбонной в честь духовника французского короля Р. Сорбона. Сорбонна выступала высшим авторитетом по религиозным и юридическим вопросам.

Хотя большинство университетов имело традиционную структуру, включающую четыре факультета, многие специализировались в отдельных областях знаний. В то время как в университетах Франции и Великобритании доминировали схоластическая философия и теология, итальянские университеты ориентировались на медицину и право. В Саламанке (Испания) главное внимание уделялось медицине, анатомии, естествознанию. Уже в XIII в. здесь изучались языки (латынь, греческий, арабский) и сохранялись традиции передовой для того времени арабской науки.

Основные черты средневекового университета:

преподавание латыни как универсального языка обучения;

закрепление последовательности академических процедур;

право на присуждение ученых степеней и званий;

внутренняя конфликтность университета, обусловленная конфронтацией церковной и светской духовности;

ориентация на соединение обучения и исследования, понимаемого как комментирование религиозных текстов и поиск скрытых смыслов и др.

Средневековый университет на востоке дошел до рубежа Львов — Прага — Краков — Вильно. Перешагнуть его он не смог. Причины — католическая ориентация университета, особенности культурного развития России и ее изолированность от Европы.

Средневековые университеты сыграли для своего времени огромную культурную роль. Они пользовались большим авторитетом. Переходя из университетов одной страны в ун-ты других стран, профессора и студенты содействовали интернациональному общению, устранению феодальной замкнутости. Университеты способствовали развитию городов и в определенной степени подготовили культурное движение эпохи Возрождения.

В Средние века получает развитие такая форма образования, как ученичество. Она быстро охватывает ряд слоев феодального общества. Суть ее в том, что мастер за определенную плату брал к себе в обучение несколько учеников. Курс обучения продолжался несколько лет, по истечении которых ученик, работая в качестве подмастерья, зарабатывал деньги для открытия своего дела. Ученичество было положено в основу системы обучения и воспитания всех сословий и социальных групп средневекового общества, включая рыцарство.

В XI—XIII вв. оформилась система рыцарского воспитания. Воспитание мальчиков, детей светских феодалов шло иначе. Господство светских феодалов держалось мечом. Поэтому для светских феодалов особое значение имело военное физическое воспитание.

До 7 лет сыновья феодала получали домашнее воспитание. Затем они направлялись в замок вышестоящего феодала (сюзерена) или к королевскому двору. Выполняя обязанности пажа, они учились хорошим манерам, пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. Домашние священники обучали их грамоте. В 14 лет подросток становился оруженосцем; сопровождал сюзерена в походах, участвовал в турнирах. В 21 год после специальных испытаний юноша посвящался в рыцари. Основу рыцарского воспитания составляли семь рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение оружием (копьем, мечом), фехтование, охота, игра в шахматы, шашки (для развития умения ориентироваться в обстоятельствах, построить план нападения и защиты), умение слагать и петь стихи (для того, чтобы прославлять своего сюзерена, свою даму).

Таким образом, основное значение придавалось физическому воспитанию и военной подготовке, роль умственного воспитания была сведена к минимуму. Умение читать и писать не считалось обязательным. Важнейшими рыцарскими доблестями считались храбрость, мужество в сражениях, благородство, великодушие, честь, красноречие, поклонение даме.

В этот период в Западной Европе широкое распространение получили рыцарский эпос, романы, трактаты, поэзия трубадуров, в которых рисовался образ идеального рыцаря. Эта литература оказала огромное влияние на систему европейского воспитания в последующие эпохи, закрепив в общественном сознании этические нормы, кодекс благородного поведения.

Девушки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. Им прививали религиозность скромность, послушание. Программа обучения включала освоение грамоты,чтение религиозных книг, изучение языков, рукоделие. В некоторых монастырях воспитанниц обучали грамматике и риторике, что было редким явлением. Дочери феодалов были грамотнее и образованнее своих братьев.

Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозными наставлениями.

Начиная с XIII в., в связи с начавшимися изменениями экономической жизни большинства европейских стран, школьное образование оказалось в сложном положении. Содержание образования было ориентировано преимущественно на пересказ схоластических трудов и мало соответствовало требованиям жизни, зубрежка и телесные наказания начали занимать все большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению в течение 2-3 х лет, несмотря на количественный рост школ различного направления, приводило к снижению общего уровня образованности. Единственными учебными заведениями, сохранявшими старые традиции, оставались университеты.

Алкуин (ок. 735—804) — английский монах-ученый. Он был организатором и руководителем монастырской школы в Туре (Франция), ставшей одним из центров средневековой науки. Алкуин был учителем в школе при дворе Карла Великого («Палатинская школа»), где преподавал «семь свободных искусств», и для которой составил несколько учебников. Материал вэтих учебниках излагается преимущественно в форме вопросов и ответов (катехизический метод).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3109 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...