Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема теодицеи



Как известно, возвещённый Иоанном (от имени бога) Апокалипсис – есть воздаяние за Зло, творимое в мире. Но каким же образом Зло, как таковое, проникло в мир, сотворенный господом, - в мир, изначально задуманный и изваянный им как идеально-совершенный? В чем смысл допущения греха Адама и Евы: неужели бог не смог создать их идеально свободными или не захотел этого? Последнее никак не вяжется с благостью господа, ибо зачем испытывать и подвергать мучениям тех, кого ты сам создал несовершенными? Отцы церкви для объяснения процесса проникновения Зла в мир создали теорию теодицеи. Теодицея (греч. Theos – бог и греч. Dike - справедливость) – это оправдание Бога, объяснение того, каким образом Зло проникло в совершеннейший мир, сотворенный Господом; одновременно это доказательство того, что Зло в мире с Богом никак не связано.

Два варианта богооправдания (метафизический и эстетический) принадлежат Августину Блаженному.

1) Метафизический аспект теодицеи: «бог создал мир из «ничего», поэтому на всём творении лежит печать небытия, конечности и злобности. Оно имеет свойства использованного «строительного материала» («небытия»). Всему сотворённому из этого «материала» присуща тяга к небытию, разрушению и самоуничтожению. Любая вещь удерживается в бытии одним только божественным содействием. «Ничтойность» и есть своеобразное онтологическое основание Зла».

Формула оправдания: Зло не от Бога, а от Небытия. (Современная «формула сомнения»: всемогущ ли Бог; кто же властен над Небытием?)

2) Эстетический аспект теодицеи: «Зло есть своего рода видимость, которая имеет отрицательное значение только сама по себе или с ограничением человеческой точки зрения, а в целостной картине мира или с точки зрения вечности оказывается благом. Для того, чтобы знать, что такое Добро, нужно знать, что такое Зло. Греховность и порок, дурные сами по себе, существуют для того, чтобы укреплять веру и добродетель. С этой целью Бог и попускает их возникновение… Зло как контраст Добра является Злом только для человеческого восприятия, а в целом есть часть всеобщего порядка и служит укреплению Вселенной».

(См. текст лекций.)

Формула оправдания: Зло – тень Добра. (Современная «формула сомнения»: всеблаг ли Господь; ибо Зло далеко не всегда служит познанию и наказанию зла в мире; весьма часто страдают от Зла невинные.)

Третий вариант теодицеи не имеет отношения к Августину Блаженному. Зерванистское богооправдание является зороастрийским вариантом теодицеи (зерванизм - еретическая форма зороастризма; Иран).

По зерванистскому варианту теодицеи, Зло, Мрак, Тьма разворачиваются в Абсолюте (Боге) в процессе его самореализации (одновременно с Добром, Светом). Разлом идет непосредственно внутри Абсолюта. Абсолют, содержащий в себе потенции Добра и Зла, в страдании рождает Мир, где присутствуют Добро и Зло.

Формула оправдания: Абсолют - Бог страдающий (Бог страдающий рождает страдающий Мир).

(Современная «формула сомнения»: Бог ли это?)

(См. в тексте лекций о «Страстях Христовых»; «Страсти по Матфею» - описание страданий Христа в Евангелии от Матфея).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...