Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Древних цивилизаций



Культура – порождение человеческое. Началась она с восточной культуры Египта, Вавилона, Индии, Китая (IV-I тыс. до н. э.). Индия и Египет считаются материями культуры. Египет является самой древней в мире цивилизацией, давшей людям письменность. В табл. 2 даны краткие сведения о культуре регионов Востока.

Таблица 2

Цивилизации Древнего Востока Характеристика
   
Древний Египет В 4-м тысячелетии до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки цивилизации: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство. Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций. Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости. Бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т. е. с развитием рабовладельческого общества. Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Искусство осознанно было использовано для выполнения социальных задач. Для народа были впервые открыты некоторые помещения заупокойных храмов. Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия - распадом Египта на изолированные номы. В эти периоды ирригационные системы приходили в упадок, что подчеркивает большое организационное значение централизованной власти. В дальнейшем, в период Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), общегосударственные функции централизованной власти становятся еще более очевидны и определенны: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики — завоевание и освоение новых земель. Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался появлением различных новшеств в средствах производства (во времена Нового царства, в XVI—XII вв. до н. э.). Развитие животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного быка Аписа. Содержательная, социальная эволюция египетской религии затемняется изменением внешних образов, вызванным различием местных культов. Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.
Древняя Индия Первой изученной идеологией Индии является религия вед, которую принесли с собой завоеватели арии в XIII в. до н. э. В X—VI вв. до н. э. это учение было изложено в четырех сборниках (самхитах): Ригведа ("Книга гимнов"), Яджурведа ("Книга жертв"), Самаведа ("Книга песен"), Артхарваведа ("Книга жрецов"). На протяжении почти всего первого тысячелетия создаются комментарии к ведам: "Брахманы" (ритуального характера), "Араньяки" и "Упанишады" (философского). "Брахманы" обосновывали главенствующую роль жреца в обществе. В "Араньяках" и особенно "Упанишадах" переосмысливалось представление о боге и менялся характер религии: совершался переход от обожествления природы и ритуальной деятельности к богу как духовному началу и религии как духовно-интеллектуальной основе нравственности и способу внутреннего совершенствования. К концу I тысячелетия до н. э. На смену ведийской мифологии приходит индуистская мифология. Она возникает в результате демократизации ведийских концепций и соединения их с народными верованиями более древнего происхождения. Верховным богом становится Брахма – творец мира, который открывает триаду верховных богов (Тримурти). Кроме Брахмы, к ней принадлежат Вишну и Шива. При этом Вишну рассматривается в качестве бога, сохраняющего вселенную, сотворенную Брахмой, а Шива – в качестве бога, эту вселенную разрушающего. Индийская мифология развивает учение о душе, карме ((от древнеинд. karma – дело, деяние, поступок) это невидимый созревающий плод предшествующих дел, действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание) и сансаре ((от древнеинд. sansara – переход через различные состояния, круговорот, колесо рождений) это переход из одного тела в другое, но каким будет это новое тело – определяется кармой; сансара служила обозначением мирского бытия в качестве цепи рождений и перехода из одного типа бытия в другое). Буддизм в Индии распространялся постепенно. В III веке до н. э. царь Ашока принял его в качестве официальной идеологии. С I в. н. э. буддизм существет в двух формах - хинаяна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Первая предназначена для избранных, а вторая – для широких масс. В средние века буддизм превратился в одну из мировых религий, но распространялся уже в основном за пределами Индии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете. Расцвет буддизма в Индии приходится на V-VII вв. н. э. Один из основных тезисов Будды – люди равны по рождению. Учение не учитывало кастовой принадлежности обращаемого: из 550 воплощений самого Будды 12 приходилось на рождение в качестве шудры (низшей касты), 10 раз он рождался пастухом и по одному разу каменщиком, резчиком и танцовщиком. Возможно, в условиях кастового общества идея равноправия помогала усилению царской власти и способствовала ослаблению влияния брахманов-жрецов. Новая религия способствовала объединению страны. С IV в. н. э. при династии Гуптов расцветает светская культура. Городские ремесленники основных специальностей были подчинены корпорациям. Город, как средоточие культуры, уже резко противостоял деревне. Возможно, существовали и царские мастерские. Однако мало найдено медных денег, вместо них даже в столице использовали раковины. С упадком династии Гуптов (середина VI в.) торговля все более приобретала характер натурального обмена. Объединяли страну не только новые религиозные представления, но и санскрит как универсальный язык, хотя существовала литература и на других языках. Развитие и широкое распространение художественной литературы и особенно лирики во второй половине первого тысячелетия было связано с появлением в индуизме своеобразного протестантства. Основной идеей этого движения, направленного против брахманов (которые являлись и крупнейшими землевладельцами), была бхакти — любовь к богу, которая делала излишними и обряды, и жрецов. К бхакти относились и упомянутые найянары и альвары, особо выделились кришнаиты. Для всех вариантов этого течения плотская любовь была символом любви к богу. В то же время развивается философия как более светский вариант мировоззрения. Возникает и история философии — в виде обзоров философских систем. Но в новых социальных условиях к XII в. и хозяйственная, и художественная жизнь Индии вступает в полосу стагнации.
Древний Китай Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тысячелетии до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во 2-м тысячелетии до н. э. образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволило изготавливать различные сосуды, с различными изображениями: драконов (символ водной стихии), птиц (символ ветра). На гадательных костях того времени были обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Позже появляется и само понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города. В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей. В середине 1-го тысячелетия до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства. Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Конфуцианство идеологически сдерживало и развитие института рабства. В середине 1-го тысячелетия до н. э. возникло множество философских школ. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, он возражал против любых активных действий, нарушивших исконный социальный порядок. Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя. На рубеже V-IV вв. до н. э. возникает учение иной направленности — моизм. Его основоположник Мо Цзы выступал против разобщения на царства, на семьи — проповедовал необходимость всеобщей любви. Очевидно, моизм послужил идеологией борьбы за объединение страны, которая закончилась созданием империи Цинь (221- 207 гг. до н. э.). Моисты критиковали порядок передачи ранга по наследству, ратовали за возможность возвышения простого человека. В то же время, отрицая роскошь, моизм признавал удовлетворение лишь простейших потребностей человека. Трансформируется на китайской почве и буддизм. (Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни.) Буддизм становится идеологией, пригодной для бунта. Указы в 842—845 гг. фактически остановили рост влияния буддизма. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета. Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества. К IX в. китайцы осознают себя как единый народ. Своеобразие ситуации древнекитайской культуры заключается в том, что немаловажную роль играет даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету Китая и многим другим странам Востока; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Конфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.
Двуречье (Месопотамия) По своей древности культура Месопотамии не уступает древнеегипетской. Однако, в отличие от последней, история Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств. Они были связаны лишь культурной преемственностью. В 4-м тысячелетии до н. э. Шумеры закладывают основы всей последующей цивилизации. Именно от них к нам пришли: лунно-солнечный календарь, карта звездного неба. К шумерской мифологии восходят многие библейские и греческие мифы, в частности, знаменитый миф о Великом Потопе. Во 2-м тысячелетии возникает Вавилоно-ассирийская культура, которая стала преемницей шумерской. Известна древняя библиотека, которая содержала около 30000 глиняных клинописных табличек. В VI века до н. э. Вавилония была завоевана Персией. Эти завоевания положили конец самобытной культуре.



Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 651 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...