Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И Атлантиде



Анализируя географическое местоположение Атланта и Атлантиды, мы упомянули о горе Атлант, находяшейся на Северо-Западе Африки – традиционной локализации Атланта.

Отсюда следует необходимость рассмотрения вопроса о том, какое место занимает гора Атлант в системе античных мифо-эпических представлений об Атланте и Атлантиде.

Анализ античных источников свидетельствует, что Атлант, Атлантида и гора Атлант нередко составляют единый мифо-эпический комплекс, являются компонентами единого предания. Гора Атлант часто является олицетворением Атланта, отождествляется с ним, представляется жилищем Атланта.

Так, согласно Гигину, огромный дракон, сын Тифона, всегда сторожил яблоки Гесперид на горе Атлант 108).

Гора Атлант как бы «заменила» Титана и в следующем сюжете: «Говорят, когда Юпитер женился на Юноне, пришла Земля и принесла ветвь с золотыми яблоками. Восхищенная Юнона попросила у нее посадить их в ее саду, который простирался до горы Атланта» 109).

Наименование географических объектов, стран, земель в честь богов и героев – явление, очень распространенное в древние времена, и свидетельствует об их особом почитании. Географический объект, названный в честь бога, героя, начинал пользоваться особым почитанием, или даже становился объектом религиозного культа.

В то же время известны в мировом фольклоре и такие явления, как возникновение культа божества из почитания географического, природного объекта, чаще всего, высоких гор, камней необыкновенных очертаний, высоких скал: «Представления о священных утесах, камнях, пещерах, как местах, где отправляли религиозный культ плодородия, были известны древним финнам. Священные горы – места поклонения древним, охотничьим, а позднее земледельческим богам существовали на Кавказе. Камням странных очертаний приносили жертвы эскимосские охотники с целью получить удачу в промысле. Об отправлении аналогичных обрядов у подножия скал Сибири писал М.А. Кастрен: «Предметом почитания у минусинцев служили, прежде всего, высокие скалы, которые в знак своей святости снабжены изображениями – нарисованными или вырезанными… Природа в анимистическом мировоззрении и ранних формах религии различных древних племен олицетворяется в образах многочисленных сверхъестественных существ – духов-хозяев, зверей, лесов, вод, целебных источников. Природа в древнем анимистическом мировоззрении отличалась, почиталась как светлое начало, «даритель жизни», основа благополучия. Л.Я. Штернберг указывал, что великие матери богов Идея, Кибела, а также Идна, Лорелея, Иштар, Дали и Артемида, в более поздних версиях мифа ставшие божествами плодородия, в исходном варианте были горными и охотничьими божествами. Метаморфоза их образов оказалась возможной только с переходом к земледелию» 110).

Гора Атлант в древние времена пользовалась особым почитанием. Например, источник «Хроника Ипполита» упоминает гору Атлант среди 12 самых знаменитых гор на земле: «Есть двенадцать знаменитых (ονομαστά) гор на земле…Атлант находится в Ливии, у истоков большой реки» 111).

В связи с этим встает вопрос: является ли гора Атлант обожествленным, сакральным объектом, в процессе сакрализации которого мог возникнуть культ бога Атланта, или же, напротив, гора обнаруживает процесс демифологизации и десакрализации древнего образа Титана Атланта, который становится простым локальным указателем?

В данном вопросе мы разделяем точку зрения Эндрю Коллинза. По мнению исследователя, невозможно установить, что появилось прежде: Титан Атлант, поднимающий небесный свод, или гора того же названия. Известно только, что оба они ассоциируются с Северо-Западной Африкой (Мавританией), страной карфагенян и мавров. Но сам факт бытования предания о Титане Атланте и об одноименной горе в этом регионе свидетельствует о том, что традиция об Атланте возникла и сформировалось задолго до античной эпохи, в частности, ее носителями были карфагеняне и финикийцы 112).

Г.Властов решительно протестует против понимания Атланта как географического термина, горы, как символа горы на Северо-Западе Африки, и доказывает, что Атлант является индивидуумом, отдельной человеческой личностью: в мифо-эпическом предании Атлант является типом известной цивилизации, с которой взаимодействовали и перенимали ее научные и культурные достижения финикийцы и греки и что только впоследствии имя его передается горе, в результате десакрализации и демифологизации эпического образа Атланта.

«Многие признавали в Атланте, первом из сынов Иапета, - миф географический. Мы, однако, решительно протестуем против этого взгляда на основании многих причин, в числе которых мы, во-первых, укажем на упоминание о нем в «Одиссее», т.е. о понимании мифа Атланта в весьма древние времена, что особенно важно, дабы не смешать измышления поздних писателей с основным мифом.

В «Одиссее» Атлант назван кознодеем - ολοόφρων, т.е. вредного ума, как комментирует в своем издании «Одиссеи» это выражение Амеис Крейцер; в «Символике» (1р.9) он указывает на другое чтение ολοόφρων, что означало бы цельного ума, здравого ума, но и в том и другом случае ясно, что Атлант является индивидуумом, отдельной человеческой личностью, а не географическим термином, не горою.

И в «Санхуниатоне» Филона Библского Атлант назван сыном Урана и Геи; от которого родились: «Ил, который называется Крон, Байтил, Дагон, который означает ситон, хлебное зерно, и Атлант». («Cory s Fragmenta, p.11 ed of 1876).

По-видимому, Диодор Сицилийский черпал из этого источника свои сведения, говоря, что Атлант был братом Крона и что Атлант имя свое дал горе. Он первым начертал карту звездного неба, от чего и произошло предание, что он держит небо на плечах.

Мы видим, что в этом предании Атлант мыслится типом известной цивилизации и что только впоследствии имя его передается горе. Это же явствует из слов Страбона, который указывает, что гора Атлант у варваров носила прежде имя Дирий.

Что впоследствии представление об этом народе-великане начало бледнеть, и, наконец, превратилось в гору, тому удивляться нельзя, ибо почти везде в народных сказаниях великаны и карлы с ясно очерченными этническими признаками превращаются в горы, скалы и камни, как только олицетворяемые ими народы исчезают, удаляются, или же сливаются с племенами, создавшими о них сказание» 113).

Исследователи, разделяющие точку зрения о том, что миф об Атланте сформировался в Аркадии, на Пелопоннессе, и оттуда распространился по всей античной ойкумене, придерживаются мнения, что предание об Атланте и само наименование «Атлант» – греческие по происхождению, и оказались перенесенными на Северо-Запад Африки только впоследствии.

Так, Сольмсен считает, что слово «Атлант» как географический термин изначально было наименованием горы Киллена в Аркадии, и затем оно было распространено посредством эпоса, и особенно – через Ионийских мореходов (?), в результате чего оказалось перенесенным на горную цепь «Атлант» на Северо-Западе Африки (Геродот и др.), которая рассматривалась как столп небес, опора небес 114) .

Существует также точка зрения, что греческий термин «Атлант» был избран через народную этимологию для берберского слова adrar – гора: греки назвали гору в Африке по созвучию берберского слова adrar с греческим словом «атлант» 115)

Античные источники, которые будут рассмотрены ниже, указывают на то, что название горы «Атлант» - греческое, эллинское и связывают гору с преданием об Атланте.

Трактовка имени «Атлант» как греческого, эллинского по происхождению, свидетельствует о том, что в античную эпоху догреческий миф об Атланте уже был освоен греками и римлянами и имел свой статус в их мифологических системах. Гора, по мнению античных авторов, получила название от древнегреческого мифо-эпического героя Атланта.

Античным авторам были известны и не греческие, по-видимому, местные названия горы.

Например, у Страбона в «Географии» находим сведения о том, что Эллины называют ее Атлантом, а варвары Дирисом (Δύρις) 116) .

У Константина Багрянородного встречается еще одно не греческое название горы - Маврусий (τό Μαυρούσιον όρος) 117).

Гора Атлант имела культовое, сакральное значение.

Возможно, именно благодаря форме горы, напоминающей столб, подпирающий небо, ее высоте, представлениям о ней как о столбе неба, или горе, на которой покоится небо, она стала отождествляться с Титаном Атлантом, который, согласно античному преданию, держит колонны (столбы), отделяющие небо от земли, и удерживающие их, или же небесный свод. Таким образом, сакральные космические функции Титана были перенесены на гору, так как по форме она напоминала огромного Титана, держащего столбы, или небо.

Один из главных культовых признаков горы Атлант – представление о ней как о столбе неба, которое, согласно повествованию Геродота, бытовало у местных жителей. Гора Атлант почиталась племенем атлантов как столб небес и считалась священной, то есть существовал ее культ: «Местные жители говорят (λεγουσι), что она столб неба (κιών τού ουρανού)». Геродот выделяет те особенности внешнего вида, формы горы Атлант, которые могли способствовать формированию такого представления о ней: «Гора эта узкая и круглая, и как говорят, так высока, что вершин ее не видно. Зимой и летом она постоянно покрыта облаками» 118). Гора узкая, круглая, настолько высокая, что невозможно увидеть ее вершину, поднимающуюся высоко в небо. Следовательно, по форме, внешне она напоминает столб, на вершине которого покоится небо.

Науке известно о поклонении язычников столбам: столбы имели религиозное, сакральное значение. Боги в самые древние времена, на самых ранних этапах религиозного мифологического сознания древнего человека, почитались в виде некоего предмета (камня, конуса, столба и т.д.). Например, известно, что Зевс, верховный бог в поздней олимпийской мифологии, почитался в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде каменной пирамиды (Paus. II,9,6), а на Ликейской горе в Аркадии в виде колонны (Paus. VIII, 38,7), Аполлон представляется как пирамида (Paus.I,44,2) или обелиск. Артемида в Сикионе – полированный столб или колонна (Paus.II,9,6). Гера, Афина и Аполлон сначала почитались в виде деревянных истуканов – ксоанов (Plut.frg.x). Афродита на Пафосе (о. Кипр) – каменный конус (Tacit. Hist. II,3) и т.д 119).

На основании приведенных фактов, можно предположить, что могучий Титан, божество Атлант мог почитаться в виде горы, напоминающей столб неба и земли.

В книге М.М.Маковского «Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках» рассмотрено сакральное значение слова «столб» в различных индоевропейских языках и оно соотносится со значением родственных ему слов: «Язычники поклонялись столбам. В связи с этим понятна их сакральная значимость: ср. гот. аns «столб», но др.-англ. аss «бог»; др.-англ. stiper «балка, столб», но др.-сев. (древнеисландское) tifurr «бог», др.-англ. tiber «жертвоприношение»; др.-англ. wah «столб», но гот. weihs «святой», и.-е. * uak- «издавать звуки» (звук – символ творящего божества); лат. trabs «балка, столб», но нем. sterben «умирать», литов. tarpa «преуспевать», тох.А (тохарский язык) tarp «пруд» (вода - первоэлемент Вселенной), лат. torpeo «окаменеть, застыть в экстазе»; др.-англ. swir «столб», но др.-инд. Sura «бог», и.-е. *suer- «говорить» (звук – символ творящего божества), англ. swear «клясть», тох.А sul «гора» (символ Вселенной); русск. свая, но хет. (хеттский) siwannis «бог», лат. columna «столб», но осет. * kel- «гореть, сиять» + лат. lumen «свет», ср. лат. caelum «небо» + * ombh- «середина, пуп, гармония, блаженство» (ср. валл. wybr «небо»); ср. также: * kel- «полый» + ирл. uaimh «яма, бездна» (как источник всего живого, символ жизни, смерти; типологически ср.: др.-англ. wer «сосуд, бездна», но др.-англ. swir «столб») или и.-ар. kora «новый, молодой» + * uem – «ущерб, гибель, смерть» (смерть как неотъемлемая сторона жизни и обновления).

Значение «столб» может соотноситься со значением «число» (символ Вселенной): ср. *kuetuor- «четыре», но литов. satrus «ветка, свая», и.-е. * kataros «сильный», хет. hatrai «писать» («творить таинство, заниматься колдовством»: типологически ср.нем.диал. Ron «ствол», но др.-англ. runa «буква» и «таинство»), и.-е. * sueks- «шесть», но русск. сук; др.-англ. wah «столб», но и.-е. *ok-tu «восемь» (символ вечности: ср. хет. ug «смерть», арм. Ogi «душа» + осет. udd «душа»); лат. trabs «балка, столб» < *trei- «три».

Слова со значением «столб» могут соотноситься со значением «святой»: ср.англ.диал. kent «жердь»: но и.-е. *kuent- «святой»; арм. surb «святой», но русск. чурбан; русск. кол, но англ. holy, нем. heil «святой». Ср. также: др.-англ. weoreld «Вселенная», но др.-англ. swir «столб»+валл. llath «столб» (ср. ирл. leth «середина»)» 120).

Следовательно, сакральное значение столба, и горы Атлант, внешне напоминающей столб, вполне возможно. К тому же это не просто столб, а столб неба, т.к. вершины ее не видно, согласно Геродоту, и зимой, и летом она покрыта облаками. Именно потому, что не видно конечной точки, вершины горы, и она покрыта облаками, у людей, ее видящих, могло сложиться впечатление, что на ее вершине покоится небо. Если гора Атлант – столб небес, а не просто столб, то ее сакральное значение еще больше возрастает.

Связь горы с небом - очень частое явление в мифологии. Гора – образ верха, высоты. В мифологии существует понятие так называемой мировой горы. С представлениями о мировой о горе связано представление о Небе-горе или Небе на горе. Мировая гора или держит на своей вершине небо, (как гора Атлант), или вершина ее есть небо как место обитания богов (гора Олимп) 121).

Гора Атлант - не только столб неба, но и ось неба. Это еще одно определение горы Атлант как Мировой горы, как Мирового древа. В «Схолиях к Еврипиду» читаем: «У пределов Атлантических? У мест при Гадейрах: ибо там гора Атлант: она – ось неба (άξων τού ουρανού») 122).

Нередко античные авторы отождествляют гору Атлант с богом и героем античного мифа и эпоса: «Атлант – величайшая (μέγιστος) гора у пределов Ливии, где, говорят, [находится] и Атлантическое море. Предания о ней рассказывали (εμυθολογήθη), что она, из-за большой высоты, столб неба (κιών τού ουρανού). И Геродот это утверждает, откуда и Периэгет ее Атлантом назвал; и Гомер: Атлант небо обширное держит (''Ατλας δ' ουρανόν ευρύν έχει)» 123).

Источник связывает высокую гору Атлант, которая, по преданию, является столбом неба, с Атлантом гомеровского эпоса, который держит обширное небо. Эпитет горы Атлант здесь – величайшая, μέγιστος. Слово «μέγιστος» может означать наибольший, самый большой, величайший (больший по размеру, количеству, росту; великий – по размеру, качеству, силе; сильный, важный, значительный; Ζεύς μέγας, μεγάλοι θεοί, μέγας βασιλεύς и т.д.). Нельзя не вспомнить, что этот эпитет употребляется в источниках и по отношению к Титану Атланту 124).

Источник «Схолии к Гомеру» тоже отождествляет гору Атлант с древним мифо-эпическим богом Атлантом: «Калипсо была дочь Атланта. Гора была большая (μέγα), поэтому и говорят, что Атлант носит столбы, удерживающие небо и землю» (βαστάζειν κίονας κατέχοντας τόν ουρανόν καί τήν γήν) 125).

Гора Атлант фигурирует в источниках и как несущая небо, гора, на которой покоится, лежит небо, которая, подобно Титану Атланту, удерживает небосвод.

В «Схолиях к Еврипиду» о горе Атлант находим такие сведения: «Мифографы говорят, что гора носит небо (τόν ουρανόν βαστάζειν), так как очень высоко поднимается, и кажется, что небо лежит на ней (επικείσθαι αυτώ ό ουρανός)» 126).

Очень интересные сведения о горе Атлант дают «Схолии к Платону»: «Гора, от которой и море называется. Называется от имени Атланта, сына Посейдона и Клейто; говорят, что по причине высоты на ней покоится небо (επί αυτού φέρεσθαι τόν ουρανόν), и Маркелл говорит (FHGIV443,2), что вершина ее касается самого эфира, и тень отбрасывает до пяти тысяч стадий. От девятого часа дня закрывает собой солнце вплоть до окончательного его захода, и гора Афон на 700 стадий отбрасывает тень до Лемноса. Птолемей утверждает, что лунные горы имеют огромную вершину и Аристотель о вершине третьей Кавказа, что после закатов и перед восходами часть ночи освещается она солнечными лучами» 127).

По мнению комментатора Платона, название горы Атлант происходит от имени Атланта, сына Посейдона и Клейто, первого царя и героя-эпонима Атлантиды. Это рассуждение позволяет поставить знак равенства между Атлантом древнегреческих мифов и царем Атлантиды, сыном Посейдона и Клейто, между «традиционным» античным Атлантом, и «платоновским».

Подчеркивается снова высота горы: по преданию, на ней покоится небо, вершиной она касается самого эфира. Еще в этом источнике мы встречаем точные, почти научные исследования, расчеты, сравнение горы Атлант с другими горами, с Афоном, Кавказом, даны точные цифры, данные (гора отбрасывает тень до пяти тысяч стадий). Комментатор ссылается на труды античных ученых - Птолемея, Аристотеля («Метеорология»), Маркелла.

Примерно такие же сведения о горе Атлант находим у Прокла в комментариях к «Тимею». Он ссылается на «Сведения об Эфиопии» (οι τά Αιθιοπικά γράψαντες ( курсив – Ю.К. ) - как доказывает глагол γράφω, это прозаическое повествование об Эфиопии, ее истории, географических, природных особенностях, связанных с ней преданиях: «Предание о Геракле, что он, переправившись через огромную труднопроходимую землю, пришел к горе Атлант, о которой в «Сведениях об Эфиопии» рассказывали, что высота ее настолько велика, что она касается эфира и тень отбрасывает вплоть до пяти тысяч стадий..» 128) .

Образ высокой горы, несущей небо, встречается и в римской литературе: culmina montis caeliferique - «вершина горы, небо несущей» 129) читаем о горе Атлант у Папиния Стация.

У Помпония Мелы в «Хорографии»: «Гора Атлант стоит в песках, оттуда высоко поднимается, утесистая, так как со всех сторон окружена скалами, недоступная. Говорят, что гора не только касается вершиной неба и небесных светил, но и удерживает их» 130).

Таким образом, гора Атлант и божество Атлант являются для древнего мифо-эпического сознания тождественными объектами. Эпический синкретизм воспринимает окружающий мир как качественно единообразный, и поэтому не ставит грани между одушевленным и неодушевленным объектом, между божеством Атлантом и одноименной горой. Отсюда общие функции, характеристики, качества, свойства горы и бога, их «взаимозаменяемость», тождественность в эпическом предании.

Два источника, к которым мы обратимся ниже, связывают гору Атлант с преданием об острове Атлантида.

Так, у Плиния Старшего находим описание того региона на крайнем западе, где, согласно преданию, находился остров Атлантида и жил Атлант. Остров, который назывался Атлантида, согласно Плинию, находился в Атлантическом океане, напротив горы Атлант на краю Мавретании (Северо-Западная Африка). Географические названия островов в Атлантике свидетельствуют о бытовании предания об Атланте и Атлантиде в этом регионе. Так, недалеко от горы Атлант и места, где находился остров Атлантида, расположены острова Гесперид.

«Полибий сообщает нам, что Церне находится на краю Мавретании, напротив горы Атлант, в одной миле от побережья. Корнелий Непот сообщает о другом острове напротив горы Атлант, который назывался Атлантида (ipsa Atlantis appellata), откуда через два дня плавания можно достичь пустыни, которая находится поблизости от западных эфиопов и мыса, упомянутого выше под названием Мыс Запада, мыс, у которого береговая линия начинает искривляться в западном направлении, по направлению к Атлантике. Он сообщает также, что напротив этого мыса расположены острова Горгады, которые были жилищем Горгон, которые, согласно Ксенофонту из Лампсакуса, находятся на расстоянии двух дней плавания от материка. Эти острова посетил человек по имени Ганнон (Hanno), карфагенянин (Ганнон – самое распространенное имя карфагенских мужей)…. За пределами островов Горгон, рассказал он также, находятся два острова Цариц Запада (острова Гесперид); и география всего этого района так неопределенна, что Стаций Себос дает ее как сорок дней морского плавания вдоль побережья от островов Горгон после горы Атлант до островов Цариц Запада, и от тех островов до мыса Запада как один день плавания» 131).

Нельзя пройти и мимо повествования писателя Элиана в источнике «О природе животных»: «Под подножием Атланта (гора эта воспевается (υμνείται) писателями и, конечно, поэтами) пастбища есть восхитительные (θαυμασταί) и леса глубокие (βαθύταται). Утверждают, что сюда, должно полагать, приходят самые старые из слонов, обремененные старостью. Природа приводит их сюда как на выселение, которое позволяет им прекратить какое-либо движение, и дает им пристанище, где они проживают остаток своей жизни. Предоставлен им и источник пресной и чистой воды, очень изобильный (μάλα άφθονος); они считаются священными (ιεροί) и остаются неприкосновенными (άσυλοι). Они воспеваются (άδονται) подобно неким лесным божествам. Повествует о них и то предание (ο λόγος), что кто-то из местных царей пожелал умертвить некоторых из них из-за красоты бивней и величины (роста). Он послал триста отборных воинов, чтобы они умертвили это священное стадо. И когда они, вооруженные, быстро проделали до конца путь и приблизились к земле, их погубила язва, внезапно их охватив, и все, кроме одного, погибли. Когда он пришел, рассказал о бедствии пославшему его, и очень плакал во время рассказа. Так были сохранены любимые богами слоны» 132).

Картина природы местности, где находится гора Атлант, очень напоминает описания царства Атланта в античной мифо-эпической традиции. Красота, изобилие, плодородие, множество разнообразных животных, даже тех, которые считаются священными и неприкосновенными, обитающих здесь – вот что отличает землю, находящуюся у подножия воспетой поэтами горы Атлант.

Картина природы земли, находящейся у подножия Атланта, очень напоминает природу острова Атлантида, которая, согласно преданию, была так же прекрасна, изобильна, плодородна, благоприятна для обитающих там животных (там обитало множество слонов). У Платона и Элиана при описании природы употребляются иногда одни и те же эпитеты.

Исходя из тех сведений, которые дают Плиний, Диодор Сицилийский (см. примечания) и Элиан, мы можем сделать вывод, что гора Атлант является как бы «осколком» погибшего острова. Она подтверждает факт бытования предания об Атлантиде и Атланте на Северо-западном побережье Атлантического океана. Анализ предания о горе Атлант позволяет установить связь Титана Атланта, героя античного мифа и эпоса, с архаической мифо-эпической традицией об Атлантиде, острове в Западном океане.

Выводы по первой главе

Сочинение логографа Гелланика «Атлантиада» - не дошедший до нас древнегреческий эпос, созданный на основе мифо-эпического предания об Атланте и его потомках. Факт существования «Атлантиады» свидетельствует о том, что древние греки были носителями эпической традиции об Атланте и Атлантиде. «Атлантиада» же как эпическая поэма подводит итог ее бытованию.

Древнегреческий миф об Атланте и Атлантиде имеет догреческие корни.

Анализ географического распространения мифа об Атланте показал, что истоки этой античной традиции – на дальнем западе. Западные пределы обитаемого мира – наиболее древняя и традиционная локализация Атланта, героя-эпонима и родоначальника Атлантиды, и его царства. Эта часть света асооциируется в античном мифе и эпосе с золотым веком, и представляется счастливой, заповедной землей.

Эти античные сведения согласуются с тем, что передает Платон в диалогах «Тимей» и «Критий»: остров Атлантида, предание о котором подано у Платона как древнейшая доисторическая эпическая традиция, также находился у западных пределов античной ойкумены – «перед проливом Геракловы Столбы», в Атлантическом океане.

В дальнейшем предание об Атланте и Атлантиде распространяется по античной ойкумене – с запада на восток. Финикийское влияние, которое прослеживается в античном варианте предания, свидетельствует о взаимодействии восточного мира с античным, о влиянии финикийской, семитской мифо-эпической традиции на античный миф и эпос.

При этом во всех регионах предание об Атланте принадлежит к древнейшему слою мифологии: Атлант, по большей части, выступает как родоначальник своего народа и первый царь той земли, где он локализован, т.е. образ Атланта постоянно ассоциируется с доисторическим временем. Тот факт, что многие народы, населяющие античную ойкумену, возводят свое происхождение, истоки, к Атланту, можно рассматривать как реминисценции архаической эпической традиции о великом, древнем народе, который жил на счастливой заповедной земле, расположенной за пределами обитаемого мира, и о его родоначальнике и царе Атланте.

Этот народ дал начала для развития культуры и цивилизации.

Глава 2. Эпический синкретизм в античном предании об Атланте

Чтобы понять динамику, путь развития эпического образа, выделить хронологические пласты мифа, выявить происхождение, ядро мифа - его основное значение, основные мотивы образа, необходимо рассмотреть его генеалогию и функции в эпическом предании.

2.1. Генеалогия Атланта: принадлежность к доолимпийской династии богов

Генеалогия Атланта имеет большое значение для его эпической характеристики. Она также, как и его географическое местоположение, указывает на древнейшие истоки предания об Атланте и Атлантиде, так как род Атланта восходит к поколениям доолимпийских богов.

Анализ генеалогии Атланта позволяет четко выявить хронологические пласты в предании.

В самом древнем пласте эпического предания Атлант представляется богом. При этом – факт мифологического сознания - налицо единство образа и значения – образ бога Атланта и его функции совпадают, едины, небодержатель Атлант держит на своих плечах небо, отделяя его от земли.

Самая древняя из известных нам генеалогий Атланта указывает на его происхождение от доолимпийских богов.

Согласно «Фабулам» Гигина, Атлант - один из Титанов. Титаны, согласно генеалогии Гигина, происходят от Эфира и Земли: «От Эфира и Земли (Ex Aethere et Terra) – Боль, Хитрость, Гнев, Плач, Ложь, Клятва, Мщение, Разнузданность, Раздор, Забвение, Нерадивость, Страх, Надменность, Нечестие, Битва, Океан, Фемида, Тартар, Понт; Титаны – Бриарей, Гиг, Стероп, Атлант, Гиперион и Полос, Сатурн, Опс, Монета, Диона» 1).

Называет Атланта Титаном и Эсхил: «Титана в печалях мы видели, бога Атланта» 2).

У Прокла в «Комментариях к Тимею» Атлант фигурирует как величайший Титан: είς γάρ που τών Τιτανικών καί ο μέγιστος ''Ατλας - «Потому что, вероятно, одним из Титанических является и величайший Атлант» 3). Эпитет Атланта здесь – μέγιστος. Это - древний эпитет, он часто встречается в гомеровском эпосе, по отношению к героям и богам, к одушевленным и неодушевленным существам, к природе, к животным – по отношению к разным составляющим древнего эпического мира, ориентированного на эпический идеал.

По Сервию, Атлант - сын Эфира и Дня (filius Aetheris et Diei) 4).

Имя Атланта упомянуто и в Орфической генеалогии богов и героев, которая, наряду с гомеровской, является одной из самых древних. Орфическая генеалогия значительно отличается от традиционных античных генеалогий и космогоний. Имя Атланта фигурирует в Орфическом гимне среди древних орфических богов, первоначал всего сущего, и различных персонификаций.

Так, в одном из Орфических Гимнов читаем: «Я призываю Ночь старейшую (Νύκτα πρεσβίστην) и День светоносный (φωσφόρον '~Ημαρ), Веру (Πίστις) и Справедливость (Δίκη) и беспорочного Тесмодотера (αμύμονα Θεσμοδότειραν) (Подателя Законов – Ю.К.), Рею и Крона и Тефис, одетую в темно-синий пеплос (κυανόπεπλον), Океана великого, вместе с Океаном, дочерей Атланта и великую, превосходящую силу Эона (Αιώνος) и Хроноса постоянно текущего (Χρόνον αέναον) и Стикса чистую воду (τό Στυγός αγλαόν ύδωρ), и милостивых богов (μειλιχίους τε θεούς), Божество Промысла благородного, божеств небесных и утренних, и живущих в воде, и земных и подземных и блуждающих в огне…» 5).

Таким образом, в мифо-эпическом предании об Атланте отражена его принадлежность к династиям древних богов, богов доолимпийского, догреческого пантеона.

Согласно другой генеалогии Атланта, более поздней, Атлант тоже божественного происхождения – он сын Титана Иапета и дочери Океана Климены. Эта генеалогия получила значительно большее распространение в античной традиции: она отражает статус догреческого бога Атланта в новой олимпийской, греческой мифологии, в уже греческом, олимпийском пантеоне богов, которые приходят на смену древним Титанам. Так как в олимпийской системе древние боги и их потомки Титаны утрачивают свою прежнюю главенствующую роль, утрачивает ее и Атлант: это в первую очередь находит отражение в его генеалогии - Атлант перестает быть Титаном. Теперь он и его братья – всего лишь сыновья одного из Титанов – Иапета.

Таким образом, в генеалогии Атланта находит отражение процесс вытеснения древних, догреческих богов олимпийскими. В античной эпической традиции это показано как смена божественных поколений в результате борьбы Титанов с новым поколением богов во главе с Зевсом (Титаномахия) и победа последних 6).

К потомкам Титана Иапета Атланта относит древний космологический эпос Гесиода «Теогония».

Согласно Гесиоду, Атлант и его три брата – дети Иапета и Океаниды Климены:

«Деву с красивыми ногами, Океаниду Климену привел Иапет и вошел на брачное ложе. Рождает она сына Атланта, сильного духом, весьма славного Менетия, и Прометея, хитрого, исполненного разнообразных замыслов, безрассудного Эпиметея» 7).

Океанида Климена, богиня, мать Атланта, Менетия, Прометея, Эпиметея характеризуется как κούρη καλλίσφυρος - «дева с красивыми ногами». Kαλλίσφυρος - эпитет, выражающий качество, которое составляет эпический идеал богини, или просто эпической героини - ее внешнюю красоту, красоту тела.

В «Мифологической библиотеке» Псевдо-Аполлодора Атлант представлен как сын Иапета и дочери Океана (Океаниды) Асии. У него три брата – Прометей, Эпиметей и Менетий 8).

Г.Властов рассматривает мотив происхождения Атланта от Океаниды Асии как указание на местность, откуда шел рассказ об Иапете и его сыновьях. Предание об Атланте как мифическом родоначальнике действительно бытовало в Азии, как было отмечено нами выше 9).

Мотив рождения от Океаниды и брака с ней, по нашему мнению, в мифо-эпической форме указывает на исконное родство Атланта с Океаном, с морем.

Представление об Атланте как о сыне Иапета и Климены распространено и в римской литературе 10).

Атлант фигурирует в эпосе и как сын божества и смертного человека, т.е. герой (ήρως), полубог.

Так, Атлант, по Платону, первый царь острова Атлантида - сын бога Посейдона и смертной женщины Клейто.

Клейто, согласно Платону, – смертная женщина: ее отец Евенор – смертный муж, человек (он назван в диалоге ανήρ). Жена Евенора Левкиппа, мать Клейто – тоже смертная женщина (γυνή). Сама Клейто - θνητή γυνή, κόρη - смертная женщина, девушка. Посейдон же – бог (θεός) (в греческом пантеоне - один из древних и самых могущественных богов) 11).

Мотив рождения Атланта от бога морей Посейдона опять таки свидетельствует об исконной связи Атланта с морем.

Происхождение Атланта от Посейдона в мифе об Атлантиде можно рассматривать как указание на финикийские (карфагенские) истоки античного предания об Атланте и Атлантиде.

Известно, что культ бога Посейдона (а также его сына Тритона, и богини Афины) существовал задолго до античной эпохи в Северо-Западной Африке.

Об этом свидетельствует вышеупомянутый карфагенский мореплаватель и полководец Ганнон, который встретил храм Посейдона в Ливии, на западном побережье Африки.

Геродот в «Истории» повествует, что жители области вокруг озера Тритониды (область, находящаяся наподалеку от горы Атлант, места традиционной локализации Атланта) совершают жертвоприношения главным образом Афине, а потом Тритону и Посейдону 12).

Согласно Аполлодору, примерно в этой же местности бог Посейдон преследовал нереиду Амфитриту. Предание гласит, что, испугавшись его ухаживаний, Амфитрита сбежала от него в Атласские горы 13).

У Посейдона и Клейто рождается 10 сыновей (5 пар близнецов). По происхождению они – потомки бога и смертного человека, герои 14).

В самом позднем мифо-эпическом предании образ Атланта утрачивает религиозный, сакральный элемент: он делается смертным человеком.

Так, Атлант как мирный эпический герой (мирная героика характерна для позднего эпоса) – изобретатель различных наук (астрологии, философии), первооткрыватель морских путешествий, мудрец, ученый – по происхождению смертный муж (ανήρ). А для смертного мужа характерны человеческие, мирные занятия.

В «Схолиях к Гомеру» говорится об Атланте как «о муже-мудреце (ανήρ σοφός), который первый поведал знания по астрологии; предсказывает он и ветры (бури), и перемены звезд, и закаты» 15).

Таким образом, анализ генеалогии Атланта в античных источниках показывает эволюцию Атланта как эпического героя, выявляет эволюцию этого образа в древнем эпосе: древнейший пласт образа проявляется в принадлежности Атланта к Титанам, к доолимпийским генеалогиям богов 16). Более поздний эпический пласт - олимпийская, греческая генеалогия, где Атлант принадлежит к сыновьям Титана (Иапета) 17). Следующий пласт, еще более поздний, показывает частичную утрату сакрального элемента – Атлант представлен в эпосе как сын божества и смертного человека – герой 18). И самый поздний хронологический пласт выявляет десакрализацию образа – Атлант становится смертным мужем 19).

Анализ хронологических пластов предания показал, что образ Атланта развивается по следующей схеме: бог-полубог, герой (на этом этапе в Атланте объединяются божественное и человеческое начало)-смертный муж. Так генеалогия Атланта показывает эволюцию эпического художественного сознания, которое и соответствует изменениям свойств, качеств эпического мира, переосмыслению образа эпического героя, принадлежащего этому миру, его качеств и свойств. В эпическом образе Атланта нашли отражение разные эпохи развития мифо-эпического сознания, каждой из которой свойствен свой этико-эстетический идеал.

В зависимости от его этапа, качества, свойства, составляющие эпический идеал, меняются.

В соответствии с этим в образе Атланта и его предков воплощен эпический идеал божества, героя, смертного человека.

Следовательно, в образе Атланта нашли отражение три эпохи античного мифо-эпического сознания: эпоха царствования древних доолимпийских богов, эпоха героев и их подвигов, и эпоха мирных героев, которые по роду занятий и по происхождению - простые смертные люди.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...