Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индийская философия

В истории древнеиндийской философии можно выделить 6 периодов: 1) первобытнообщинный строй аборигенов Индустана; 2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (второе тысячелетие до н.э.); 3) первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине второго тысячелетия до н.э.; 4) арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины первого тысячелетия до н.э., боровшиеся друг с другом; 5)период возвышения государства Магадха (середина первого тысячелетия до н.э.); 6) период возвышения государства Маурья 9322-185 гг. до н.э.).

Характернейшая черта древнеиндийского общества – распадение его на варны (в Европе называемые кастами). Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В переводе с санскрита «варна» означает «покров, оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имеет свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна занимает строго определенное место в обществе. Принадлежность к ней определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционую профессию. Брахманы-жрецы занимаются умственным трудом, кшатрии – воины, государственные деятели, вайшьи (преданность, зависимость) занимаются земледелием, ремеслом, торговлей; шудры занимаются самой черной работой. Слово «кшатрий» происходит от глагола «кши» - владеть, обладать; иметь власть, править; уничтожать. Убивать». «Брахман» означает «благоговение, благочестивая жизнь», это также имя одного из главных богов Древней Индии. Первые три варны – арии. Арии–мужчины проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, получая второе, духовное рождение («дваждырожденные»). Шудрам и женщинам это приобщение было запрещено. Были и рабы - «даса», которые составляли особый социальный слой общества. Шудры могли разбогатеть и тоже иметь рабов. Жизнь «дваждырожденного» должна была состоять из четырех стадий: ученика, домохозяина, лесного отшельника и нищенствующего странника. Приблизительно в сорокалетнем возрасте, когда у ария-домохозяина рождались внуки, он отрекался от прежней жизни.

Брахманы не имели реальной власти, но их авторитет и влияние были огромны. Только они были знатоками священных текстов, обрядов и ритуалов, которые брахманы сознательно усложняли. По сути, они монополизировали посредничество между естественным и сверхъестественным мирами, стали официальными идеологами ариев. Отношения между ними и кшатриями иногда бывали враждебными. Реальная власть была у кшатриев, из их рядов выходили цари. Вайшьи содержали своим трудом и брахманов, и кшатриев, и делали они это не только по принуждению, но и по убеждению. Вайшьи – общинники. Сельские общины вайшьев – незыблемый фундамент древнеиндийского общества.

Знание, к которому приобщались арии состояло прежде всего в знании священных текстов, ведийской литературы. Можно выделить несколько слоев ведийской литературы. Первый – Самхиты, или собственно Веды (Самаведа, Яджурведа, Ригведа), второй – Брахманы, третий – Араньяки, четвертый – Упанишады. Все вместе это называлось «шрути» - «услышанное», потому что представлялось плодом сверхъестественного откровения. Некогда полученного посредниками между богами и людьми – поэтами-мудрецами («риши»). Шрути дополнялись «смрити» - «запоминаемым»,т.е. тем, что восходило к естественным человеческим авторитетам. Это веданги, сутры, пураны, итихасы, шастры – различные сочинения на ритуальные, законодательные, исторические, научные темы.

Согласно мифологическим представлениям индийцев, - творение богов. Для древнеиндийской мифологической антропологии ключевыми были такие представления как карма, сансара, мокша. Древние индусы верили в бессмертие души, которое представляли как постоянно переселение ее из одного пришедшего в негодность тела в другое. Такое переселение душ называлось «сансара» (странствование), а в Греции - метемпсихозом. В Упанишадах сансара ставится в зависимость от благочестия человека, от неукоснительного выполнения каждым дхармы своей варны. Дхарма – бог закона и правосудия, сам закон. У каждой варны своя дхарма. Неукоснительное соблюдение дхармы своей варны способствовало рождению в более высокой варне. Таков закон сансары – карма. Это своего рода закон наказания и награды за совершенное в прошлых воплощениях, жизнях. Однако жизнь в любом теле и в любой варне все же представлялась древнеиндийскому сознанию связанной со страданием. Поэтому бессмертие в форме сансары считалось не благом, а злом, благом же было прекращение возрождений – «мокша» (избавление, освобождение). Но мокша представлялась доступной только брахманам.

Индийская предфилософия достигает своей вершины в «Упанишадах». В «Гимне Пуруше» содержится важнейший идеологический момент – мировоззренческое обоснование варн. Мир возникает из Пуруши в процессе принесения космического человека богами в жертву. Брахманы возникают из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи - из бедер, шудры – из его ног. «Гимн Пуруше» содержится в последней, десятой части «Ригведы».

Науки («видья») зарождаются во времена ранних Упанишад, до философии. Это позволяет говорить о древнеиндийской предфилософской науке как втром, после мифологического мировоззрения, духовном источнике философии в Индии. Будучи ведангами. Частями Вед, науки в Индии зарождались в рамках религиозно-мифологического мировоззрения. Шесть традиционных веданг: фонетика, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия. Вне Вед только древняя медицина.

«Упаншада» - «сидеть около», т.е. сидеть у ног учителя, получая от него наставления и поучения. Переход от мифологии к философии в Упанишадах особенно нагляден. Там есть личный бог Брахма′н и отвлеченное философское начало бр′ахман, букавально «брахмо». Правда, иногда они четко не разделены по смыслу. В Упанишадах высшая реальность – это и божественная личность, и безличный принцип. Однако нет сомнения в том, что брахман среднего рода – это уже философское понятие, а именно понятие субстанции. Этот брахман – генетическое и субстанциальное начало всего сущего, он также то, в чем все сущее находит свое завершение и свое окончание. Философской терминологии еще нет, поэтому приходится говорить аллегорически, иносказательно. Один из главных тезисов Упанишад – «Все есть брахман». Различаются при этом два аспекта брахмана: воплощенный и невоплощенный. Первый – смертный, неподвижный и существующий, второй – бессмертный, подвижный, истинный. Второй брахман един, первый – множественен, ибо «все это есть брахман». Но «все это» не только брахман. «Все это есть атман». Если корень брахмана – в Брахмане, то корень атмана – в Пуруше, с которым атман часто в Упанишадах отождествляется. Слово «астма» употребляется в Упанишадах как местоимение «я», «себя», в значении «тело». Но главное значение слова «атман» - человек и как индивидуальное, и как универсальное космическое психическое бытие. В последнем значении атман – начало, основа и завершение всего сущего. Атман – сознательное существо, творец мира, он «повелитель всех существ, царь всех существ». Однако о нем говорится и в более обезличенном, отвлеченном виде. Атман – не только начало, но и основа всего сущего, субстанция. Атман пронизывает все сущее, все есть проявление атмана.

Атман и брахман в равной мере – генетическое и субстанциональное начало всего сущего, а также его завершение. Поэтому и брахман отождествляется с Пурушей. Главный пафс Упанишад состоит в отождествлении человека, его «я» с Астманом-Брахманом. В мировоззрении Упанишад субъект растворяется в объекте, он как личность исчезает. Высшая цель жизни, согласно Упанишадам, - это слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Это суровый путь отречения. Упанишады проповедуют «подвижничество, подаяние, честность, ненасилие, правдивость».Три заповеди Праджапати своим детям – это подавление страстей, подаяние бедным, сострадание к ближнему.

В период возвышения государства Магадха (середина первого тысячелетия до н.э.) антибрахманские и антиведийские духовные движения зарождаются прежде всего в республиках Восточной Индии. Главное место среди них занимали бхагаватизм, буддизм и джайнизм.

Бхагаватизм – содержание мировоззренческой поэмы «Бхагавадгиты», входящей в состав древнеиндийского эпоса «Махабхарата» - самое большое в мире эпическое произведение. «Бхагавадгита» – «Божественная песнь», или «Песнь господа» («бхагавад», или «бхагаван» - бог). Бхагаватизм – первое антибрахманское движение, в котором Брахме брахманов противопоставляется Кришна – воплощение Вишну. По легенде. Кришна родился в кшатрийской, да еще к тому же неарийской семье. В «Бхагавадгите» говорится о трех йогах. Это бхакти-йога, или йога преданности богу; джняна-йога, или йога познания; и карма йога, или йога действия. Дело кшатрия – йога действия. Надо действовать отрешенно. Истинный йогин – это человек, «победивший себя, умиротворенный».

В «Бхагавадгите» Кришна выступает и как философ. Он говорит о практрити и пуруше, которые безначальны, но подчинены Брахману-Атману. Пракрити – материя – состоит из трех гун, или сил. Это саттва. Раджас и тамас. Саттва – ясное здоровое качество, оно приносит знание и счастье. Раджас – страстное качество. С раджасом связаны вожделение, предприимчивость в делах, беспокойство. Люди раджаса – страстные люди. Плод раджаса – страдание. Тамас рождается от неведения. Он влечет к заблуждениям. Люди тамаса – темные люди. Пуруша – это дух, сам по себе он бездеятелен, неизменен, это самоуслаждающееся созерцательное сознание, однако он нуждается в пракрити, а пракрити – в пуруше. Сам по себе пуруша не способен действовать, он вовлекается в действие пракрити с ее активными гунами. Это взаимодействие пуруши с пракрити – начало страдания. В «Бхагавадгите» такое освобождение связано с достижением состояния брахмана. Можно сказать, что в «Махабхарате» появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем.

Джайнизм. Его корни уходят в мировоззрение некоторых доарийских народов Индии. Джайнизм отрицает святость Вед. И почитает он не столько богов, сколько тиртханкаров и достигших освобождения душ – джин, «победителей». Считают, что доказательства бытия бога-творца ложны, существование бога не доказывают ни восприятие, ни умозаключение. Джины – не боги, они не подвержены все же закону кармы, они ни во что не вмешиваются. Состояние джины могут достичь все праведные джайны. Джайнизм выступил против брахманского ритуала, кровавых жертвоприношений. Джайнизм учил щадить чужую жизнь. Но, как и брахманизм, джайнизм верит в возрождение души, в закон кармы. В основе учения джайнов – представление о жизни как страдании. Джайнизм учит о наличии в мироздании двух самостоятельных начал. Это живое – джива и неживое – аджива. Последнее имеет сложный состава: в него входят пудгала – то, что поддается соединению и разъединению, пространство, время, среда, стимулирующая действие и его отсутствие. Пудгала. Которую можно принять за некоторую материю, состоит из атомов. Так, мокша в учении джайнов – это полное и окончательное разъединение адживы и дживы, тела и души.

Древнеиндийская философия обозначалась специальным индийским термином – «даршана» - «видение истины». Для них характерно богатство форм при некотором однообразии содержания, легкость перехода от философского мировоззрения к религиозно-мифологическому и обратно у ряда философов, умозрительность некоторых учений и их слабая связь с наукой. Мы имеем девять даршан: джайнизм, буддизм, чарвака, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, считаются ортодоксальными и называются астика. Те же, которые не признают этого авторитета, называются настика. Астика – это санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта. Настика – это джайнизм, буддизм, чарвака. Но! Корректно различать собственно философские и парафилософские даршаны. К последним примкнут ранний буддизм и джайнизм.

Веданта целиком и полностью признает автор итет Вед и ведийской литературы, в том числе и Упанишад, взгляды которых она довела до целостной идеалистической системы; веданта утверждает, что источником высшей истины является полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о боге, сущности мира и смысле жизни; веданта принимает бога как творца мира; веданта считает первичным духовное в лице атмана-брахмана; веданта верит в посмертное существование души.

Миманса, в отличие от веданты, не признает бога в качестве творца мира, но во многом близка веданте. Йога, санкхья, ньяя, вайшешика также не признают бога-творца. Но, в отличие от мимансы и веданты, эти даршаны строят свое мировоззрение на собственных принципах. Все пять даршан верят в жизнь после смерти.

В отличие от всех этих даршан чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм.


Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 598 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...