Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В которой выводится природа интеллектуальной души в целом



Чтобы утвердить изложенное более основательно (capitulariter),
мы сказали с Дионисием Ареопагитом, что «всякая природа, исходя-
щая от первой причины, настолько проще, благороднее и многооб-
разнее в способности, насколько она будет ближе ей по недистантно-
сти сходства, и напротив, насколько будет отстоять из-за несходства,
настолько будет материальнее, неблагороднее и с меньшими способ-
ностями». Это же доказали и мудрейшие перипатетики на примере
восьмого неба: какова его множественность, показывает множест-
венность его звезд. И поскольку эта множественность находится
в том, что движется, надлежит, чтобы, по соответствию, оно отвеча-
ло множественности потенций в движителе. Из этого получается,
что интеллектуальная душа многообразнее, чем форма камня или
минерала, и так об остальном — чем более их природы отделены,
с тем большим правом они называются формами, как сказали древ-
ние. Из-за этого и платоники утверждали, что формы всецело отде-
лены, и чем более они соединены с материей, тем с меньшим правом
называются формами, и когда они погружены в материю, их скорее


 

 



надлежало бы называть «образами», как передает Боэций в книге
«О Троице»1.

Из этого ясно, что интеллектуальная природа есть более ис-
тинная форма, чем все другие последующие формы, поскольку
она в наибольшей степени отделена, и поэтому от нее истекают
нетелесные отделенные светы, благодаря которым она делается
способной к познанию всего, что абстрагированно и освобождено
от темноты, создаваемой материей и лишенностью, и от теней,
производимых материальными условиями. Поскольку же она
близка первой причине благодаря многим подобиям ей, она обла-
дает многими способностями, каковые суть ее природные свойст-
ва и потенции, как выше мы сказали, которые, однако, не суть то
же самое, что она, и ни одна из этих ее способностей не есть та же
самая, что другая, поскольку в этом она отстоит от первой причи-
ны, которая есть то же самое, что и любая ее способность, и любая
из ее способностей есть то же самое, что и другие. Поскольку же
способности [интеллектуальной души] многообразны, то она са-
ма по себе, а не благодаря соединенности с привходящим может
действовать со многим, и в этом она отличается от формы, кото-
рая просто есть природа и форма тела, и только акт телесной ма-
терии, согласно которой природное тело не действует иначе, как
единообразно. Но среди ее частей одна из способностей более вы-
дающаяся, чем другая, поскольку она более отделенная, и поэтому
интеллект обладает большими способностями, чем общее чувство,
а общее чувство большими, чем особое, и чувственная природа об-
ладает большими способностями, чем вегетативная, и это обнару-
живается также во всем остальном.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...