Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XI. О том, что свободный выбор не умаляется ни благодатью, ни искушением



36. Как сказано, Создатель запечатлел только мыслящее суще-
ство тем преимуществом достоинства, что оно обладало своим пра-
вом, и по своей собственной воле, а не по принуждению оно было
добрым; таким образом, это преимущество также, в известной сте-
пени, принадлежало отчасти его праву, так как только по своей
воле [человек] совершает зло и справедливо проклинается или осу-
ществляет добро и по заслугам спасается. Не потому, что его собст-
венная воля может быть достаточной для спасения, но потому, что
никак не достижимо его спасение без его воли. Ибо никто не будет
спасен помимо своей воли. Ведь мы читаем в Евангелии: «Никто не
может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6,44); так-
же в другом месте: «убеди придти» (Лк. 14, 23); ничто ему не меша-
ет, так как поистине Всеблагой Отец влечет и гонит к спасению
всех, кто хочет быть спасенным (1 Тим. 11,4). Однако Он никого
не считает достойным спасения, если ранее не испытывает, добро-
вольно ли тот ищет спасения. Именно это Он имеет в виду, когда
пугает или поражает, чтобы сделать их добровольными, не спасать
их помимо их воли. Ибо изменяя волю от зла к добру, Он наделяет
свободой, а не лишает ее. Хотя, однако, не всегда нас влекут против
нашей воли: ведь даже слепой или усталый не печалятся, когда
их влекут. И Павел был влеком за руку в Дамаск не против воли


(Деян. 9, 8). Быть влекомой особенно хотела, наконец, та, которая
настоятельно требовала этого в Песни Песней: «Влеки меня, гово-
рит, за собою, бежим в благоухании мастей твоих» (Песн. 1, 3).

37. Отсюда, как написано: «каждый искушается, увлекаясь
и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 14); и еще: «тленное
тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозабот-
ливый ум» (Прем. 9,15); а также у апостола: «но в членах моих ви-
жу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делаю-
щий меня пленником закона греховного, находящегося в членах
моих» (Рим. 7, 23); можно полагать, что все это подчиняет волю
и отнимает свободу. Но, однако, какими бы великими искушени-
ями изнутри или снаружи человек ни мучился, всегда, конечно,
насколько дело касается выбора, воля будет свободной: ведь она
свободно будет решать только на основе своего согласия. Что же
касается суждения или желания, противоборствуя вожделению
(concupiscentia) плоти и убожеству жизни, она меньше чувствует
себя свободной, но тем не менее не совершенно злой, пока она не
соглашается со злом. Наконец, Павел, который жалуется, что он
был влеком в закон греха (без сомнения, менее полной свободой
суждения) похваляется, однако, что он имеет разумное согласие,
а в добре — по большей части уже и свободное, говоря, — «уже не
я делаю это». Почему, о Павел, ты не твердо надеешься? «Так как
соглашаюсь говорит, — с законом Божиим, что он добр». И наобо-
рот: «ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе
Божием» (Рим. 7, 16; 7, 22), ибо существует очищающее око, все
тело предчувствует, что будет высветлено. Хотя и влеком грехом
или охвачен горем, он не колеблется по истинному согласию при-
знать себя свободным в добре. И твердо веря, он вообще заключа-
ет: «итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе
Иисусе» (Рим. 7, 1).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 120 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...