Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трансцендентальный идеализм И. Канта



Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».

Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача – обосновать возможность научного знания.Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.

Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов). Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что порождает его, в том, что оно сообщает ему ту форму, под которой он только и может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания. Познание осуществляется в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограничено ими, то есть представляют собой только познание явлений. Поэтому вещи, как они существуют сами по себе, непознаваемы. Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта. Научное знание не всемогуще: есть область, где разум не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе» оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым.

И.Кант, проблемы познания и нравственности.

ИК 1724-1804, представитель немецкой классической ф-ии. Положение К в истории мысли отчасти определяется отношением его взглядов к таким более ранним философским течениям, как рационализм и эмпиризм. Согласно рационализму взгляду, чувственное восприятие является вторичным источником знания, ему не хватает ясности и несомненности истин разума, которые простираются за пределы чувственного опыта и утверждают существование и природу Бога, бессмертие души и свободу воли. Противоположное рационализму движение - английский эмпиризм (отрицание врожденных идей, предпочтение теории разума). Канту удалось избежать крайностей предшествующих направлений философской мысли; его более сложная философская теория соединила в себе элементы, как рационализма, так и эмпиризма.

К по средствам фил-ии пытался осмыслить закономерности и особенности чел-го бытия. Онтология – учение о бытии; Эпистемология – теория познания; Соц-полит идеи.

Периоды:

1) 1746-1770 – докритический, К – материалист,

1755г – «Всеобщая естеств-я история и теория неба» (формир-е вселенной – начало);

2) 1770-1797 – критический

«Критика чистого разума» (подвергается критике рационалистическая претензия на познание посредством разума того, что находится за пределами чувственного опыта; К развивает свои взгляды, защищая от скептицизма тезис о возможности познания)

«Критика практического разума» (точная формулировка его этических взглядов; основные положения кантовской этики связаны с самой концепцией практического разума - разума, способного быть основой для действия; только человек обладает этой способностью; низшие животные действуют, повинуясь природным импульсам)

«Критика способности суждения» (тщательно продуманная теория прекрасного и возвышенного проясняет его телеологическую доктрину и учение об идеях разума; вопрос о нашем неявном полагании целесообразности вещей, которым с точки зрения теоретического разума и естественнонаучного знания не может быть приписано никакой цели)

Для Европы были необходимы теоретические доктрины, позволявшие раскрыть закономерности развития общества. У К предметом гносеологии является не природа, не мир, не человек, а исследование законов познавательной деятельности разума.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

(трансцендентальное - то что доступно познанию, трансцендентное – то что не доступно познанию). Разум – сущность; «ВЕЩЬ В СЕБЕ» явление: рассудок – априорные формы+чувственность. К ставит задачу открыть путь к реальности. Познаем мир через явления, влияющие на чувства.

Этика К: в основе морали лежит категорический императив (поведение). 1)Поступай согласно той максиме, которая может стать всеобщим законом; 2) Поступай так, чтобы ты всегда относился к людям так же как к цели и не относился бы к ним как к средству.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 597 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...