Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика раннего Средневековья



Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). Так он обозначал тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности. Средние века – это период, начало кт совпало с отмиранием античной культуры, а конец – с ее Возрождением в Новое время. До Бьондо доминирующим термином для обозначения этого периода было введённое Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).

К раннему Средневековью относят 2 выдающиеся культуры – культуру Каролингского возрождения и Византию. Они дали начало 2-м великим культурам – католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской)

Период культуры Раннего и Классического Средневековья, охватывает по меньшей мере 10 веков, с 5 в., по конец 14 в., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья занимает период 5–11 вв., а Классического – 12-14 вв.

В социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного мира, так и от последующих эпох.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии лит-ры, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры:

1. культура «варварских народов» Западной Европы (т.н. германское начало);

2. культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

3. христианство.

Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.

Условия форсирования средневековой культуры были следующие:

· феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев;

· сословно-иерархическая структура общ-ва (вассально служение сюзерену);

· процесс бесконечных войн, кт несли ощущение трагизма человеческой жизни;

· духовная атмосфера эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен (героический эпос).

Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хоз-ва замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля. Шел также процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов и др. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Европы.

Характерной особенностью Средневековья явл-ся идея сословного разделения общ-ва. Понятию «сословие» придается особый смысл и ценность, т.к. за этим термином стоит мысль о богоустановленном порядке. В средневековой картине мира центральное место занимали социальный группы, кт являлись отражением небесного престола, где ангельские существа составляли иерархию из «9-ти чинов ангельских», сгруппированных в триаду. Этому соответствовал земной распорядок – 3 главных сословия феодального общ-ва: духовенство, рыцарство, народ.

В Средние века начался переход от рабовладельческого сообщества равных, свободных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики гос-ва – к этике личного служения. Существенным отличием средневекового общ-ва являлось отсутствие личной свободы. В ранние периоды Средневековья каждый чел-к был обречен соответствовать своей роли, предписанной социальным порядком. Социальная мобильность отсутствовала, потому что у чел-ка не было никакой возможности перемещаться по социальной лестнице из одного класса в другой, и, более того, практический невозможно было перемещаться из одного города в другой, из одной страны в другую. Чел-к должен был оставаться там, где родился. Зачастую он не мог даже одеваться, как ему нравиться. В то же время, поскольку социальный строй рассматривался как естественный порядок, чел-к, являясь определенной частью этого порядка, имел уверенность в своей безопасности. Конкуренция была сравнительно невелика. При рождении чел-к попадал в устоявшуюся среду, кт гарантировала ему определенный, ставший уже традиционным жизненный уровень.

Наиболее ярко своеобразие средневековой культуры проявилось в народных праздниках, в том числе карнавалах, из кт родилась смеховая культура. Этот культурно-психологический феномен был связан с тем, что у людей существовала естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов, выливавшаяся в пародийное осмеяние пороков христианской культуры. Наличие фольклорной культуры представляет собой мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству.

Можно выделить главные черты духовной культуры Средневековья:

· доминирование христианской религии;

· традиционализм ретроспективность – главная тенденция «чем древнее тем подлиннее», «новаторство есть проявление гордыни»;

· символизм – текст Библии был объектом размышлений и толкований;

· дидактизм – деятели средневековой культуры, прежде всего, - проповедники и преподаватели богословия.

· универсальность, энциклопедичность знаний – главным достоинством мыслителя явл-ся эрудиция (создание «сумм»);

· рефлексивность, самоуглубленность – большую роль играет исповедь;

· иерархичность духовной сферы (соотношение веры и разума): по мере накопления опытных знаний кредо Августина «Верую, чтобы понимать, вытеснялось принципом П.Абеляра «понимаю, чтобы верить», что существенным образом подготовило почву для развития естественных наук.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...