Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Укрепление и распространение христианства. Роль церкви



Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее упадке в 4 в. становится гос. религией в Риме. Первоначально, в 1 в. н.э. христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, кт выходили из числа рядовых верующих и отличались от общ-ва харизмой (от греч. charisma – милость, божественный дар) понималась способность, дарованная духом, к пророчеству, совершению чудес и т.д).

По мере средоточения руководства в христианских общинах в руках диаконов, пресвитеров, а затем епископов формируется институт священства. Епископы становятся блюстителями веры, пастырями, надзирающими а прихожанами, а также начинают бесконтрольно распоряжаться имуществом христианской общины. По мере роста отдельных общин епископы окружали себя должностными лицами, в круг обязанностей кт входила проповедническая деят-ть. На фоне упадка городского самоуправления епископы становятся первыми лицами в городах. Столица дряхлеющей Римской империи тем не менее оставалась центром христианства, а ее христианская община стремилась придать римскому епископу особое значение. Так, получает распространение версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Петр, а начиная с 4 в. римский епископ стал именоваться папой римским.

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) соборы, на кт были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры». Они-то и становятся обязательными для всех христиан. Никейский собор принял догмат о троичности Бога. Константинопольский – утвердил догмат о равенстве и «единосущности» Божественной Троицы. Вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу стала основой христианского вероучения. Вместе с тем, христианство учило, что чел-к явл-ся земным воплощением Бога, любовь кт к чел-ку всеобъемлюща, зло – рез-т первородного греха и нарушения заповедей. Слабый и склонный к греху чел-к может получить с помощью церкви.

Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, кт занимали различное социальное положение. Этому способствовал прежде всего его мировоззренческий аспект, трактующий чел-ка вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству путем бесконечной любви к Создателю и ближнему по примеру Христа.

Но также следует рассмотреть борьбу христианства с многочисленными враждебными ему доктринами. Христианство, как и любой другой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие. Это противоречие м/у земным и небесным, телом и духом бескомпромиссно решалось христианством в пользу духа. Христиане были призваны т.о. отрицать проявления земной жизни, что вело на практике к жесткой регламентации извне всех видов культурной деят-ти чел-ка со стороны церкви. Отсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся церковью в этот период.

В 5 в. византийские императоры добились существенного подчинения церкви своей власти, включения ее в политическую систему. Несмотря на то, что высшим органом Греко-католической церкви явл-сь соборы, решения об их созыве принимал византийский император. На Западе Европы положение церкви было иным. Она не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохранила практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с 4 в., с момента оформления института папства. Влияние церкви, пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу его доступности для всех — и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «искусство — библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это — очищающий душу огонь. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. Но необходимо иметь в виду, что скульптуру и живопись средневековых храмов нужно рассматривать не только как воплощение религиозных догматов, но и в свете их доступности широким массам. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники, поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов — иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв м/у западной и восточной христианскими церквами. Разногласия состоит в том, что исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (византийские теологи) или от Бога-отца и Бога-сына (на чем настаивал Рим). В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...