Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хитон и Пеплос

Хитон — прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани пройдет вдоль левого бока туловища. На античных изображениях этот способ ясно виден. Хитон может быть открытым и закрытым. В последнем случае он сшивается сбоку. Если отогнуть верхний край хитона параллельно плечам, хитон примет более сложную форму и, будучи опоясанным, представит классическое одеяние женщин эпохи Гомера. Ткань такого хитона может быть украшена орнаментом в разных количествах, тем более что складок такая одежда не образует. Но стоит прибавить количество ткани в ширину, как излишек ее образует складки, и хитон приобретает характер драпированной одежды, которая может быть короткой (спартанцы обоего пола, воины, юноши) и длинной ( у женщин, мужей и старцев), с отворотом и опоясанной по талии, по бедрам и крест-накрест на груди. Последняя форма опоясывания, образуя подобие рукавов, являет пример ионического хитона. Подобный хитон представлен в скульптуре «Возничего из Дельф» и в скульптуре Эрмитажа «Эриния»,

Хитон плиссированный обязательно имел орнаментальную кайму по подолу. Отворот хитона мог создаваться самостоятельной тканью — отдельным куском и драпироваться на плечах, спускаясь каскадными складками вдоль груди. Такая «накидка» могла состоять из двух полотнищ, и различные способы скалывания обеспечивали разнообразную конфигурацию складок, а сколотые на плечах края ткани образовывали ложный рукав. Хитоны, как дорический — простейший, так и ионический — сложный, скалывали из двух полотнищ, закрепляя их крючками на плечах и вдоль рук. Известно, что женщины иногда надевали два хитона, тогда последний (верхний) был значительно короче.

Еслипрямоугольный кусок ткани по ширине (объему) и высоте значительно превышает размеры человеческой фигуры и при образовании покрова верхний край ткани будет отогнут до талии или до колена, сколотый на плечах кусок получит наименование пеплоса.

Пеплос — одеяние с отворотом, спускающимся на грудь и спину, прикрывающим плечи, в отличие от хитона с отворотом, при ношении которого плечи открываются. Последнее обстоятельство свидетельствует о единстве всех видоизменений одного куска ткани.

Как и у всех полотнищеобразных одежд, у пеплоса левый бок закрыт и открыт правый, кроме того случая, когда пеплос складывается из двух отдельных кусков. Запас ткани по ширине таков, что пеплос набирается могучими вертикальными складками, а отворот спускается от линии прикрепления на плече каскадом складок. Два или один напуска на талии или под грудью и на бедрах усложняют горизонтальной линией движения вертикалей, создавая сильное статичное впечатление. Пеплос может быть открытым и опоясанным, открытым с двух сторон — при хитоне снизу.

Расцвет костюма, драпированного из отдельных кусков ткани, приходится на подъем древнегреческой культуры в V—IV веках до н. э. Греческие ткани были рыхлыми, а потому удобными в драпировке.

-

. Красота костюма зависела от пропорциональности вертикальных и горизонтальных складок, а главное – от статности самого тела, каждое движение которого эхом отражалось в драпировках ткани (Рис. 7).

Древний Рим перенял основные виды драпированной одежды из Греции. Римская туника напоминала греческий хитон, но в отличие от последнего состояла из двух прямоугольных кусков ткани, соединенных между собой боковыми швами. В верхней части кусков участки для рук и головы оставались несшитыми. Мужская туника была короткой и повязывалась тканым поясом с небольшим напуском, регулировавшим ее длину (Рис. 1). Для пошива туник выбирались белые ткани, окаймляемые декоративными полосами с геометрическим и растительным орнаментом. Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

Поверх туник мужчины облачались в тогу, которая считалась национальной одеждой свободного гражданина Рима. Классическая тога имела форму овала или эллипса, ее ткали целиком, без швов (Рис. 2). В тоге масштаб ткани значительно превышал человеческие пропорции, и ткань, оборачиваемая вокруг фигуры, драпировалась безотносительно к форме тела (Рис. 3). Существовал жесткий регламент правил укладывания складок, требующих постоянства линий драпировки и их неподвижности (Рис. 4). Способ ношения тоги был таким же важным предметом обучения, как и риторика. Совершившего преступление римлянина лишали права носить тогу.

Рис. 5 Рис. 6

Женская туника отличалась от мужской большей длиной. На плечах она не только сшивалась, но, по аналогии с греческим хитоном скреплялась пуговицами или фибулами (Рис. 5). Туника опоясывалась по талии или по бедрам. Часто ее опоясывали дважды двумя поясами по талии и по бедрам одновременно (Рис. 6). Помимо туники, римлянки носили верхнее платье («стола»), которое стягивалась поясом под самой грудью, что удлиняло пропорции фигуры. Если туника была без рукавов, то стола имела длинные рукава, и, наоборот, при тунике с длинными рукавами надевалась безрукавная стола. В любом случае в костюме использовалось сразу по нескольку поясов.

греция греция рим

КАРТИНКИ ИЗ БИЛЕТОВ

Подобием мужской тоги в женском наряде был плащ пала, носимый только свободными гражданками. Он представлял собою большой прямоугольный кусок ткани, скрепляемый фибулами и подпоясываемый богато украшенным поясом. Будучи наброшенным на голову, плащ полностью скрывал женскую фигуру под каскадом драпировок.

Как и в греческом костюме, в римском одеянии пояса фиксировали складки ткани, позволяя создавать пластически эффектные напуски материала. В Риме отсутствие пояса расценивалось как забвение обычаев и варварская неотесанность. Без пояса мужчинам и женщинам можно было появиться лишь на погребении и некоторых религиозных церемониях.

Драпировки в римской одежде были также важны, как и в греческом костюме, но они были другими. Греческие драпировки раскрывали свободу движения, тогда как римские строго фиксированные складки движение ограничивали. Постоянно возраставший объем складок делал римский костюм все более представительным и все менее удобным.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Поняття гармонійності в співвідношенні компонентів форми на кожному етапі розвитку культури суспільства відрізнялося своєрідним змістом, що визначало характер тектоніки організації форм середовища й костюма як його частини.

Осіб формоутворення костюма Єгипту. Так, давньоєгипетська культура виробила свої канони гармонії. Вони виражали основну світоглядну концепцію цієї епохи, що проголошувала вічність непорушної сталості. Тому основою тектоніки форм архітектури й інших форм з'явилася статичність, перевага метричних видів ритму. Костюм, заснований на геометричній чіткості форм, затверджуючи ці ж тектонічні основи, диктував манеру його поведінки – стриманість, ясність і визначеність пози. При такому способі носіння костюма легко прочитувався його лад, принципом якого було обгортання й ниспадание. Плісирована тканина не дозволяла одягу занадто вільно ниспадать.


Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1818 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...