Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Движение софистов и философия Сократа



Накопление философией объёма знаний, изменили общественную жизнь; произошел переход к другой философской проблематике: переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех её многообразиях. Возникает субъективистско - антропологическая тенденция в философии. Родоначальником её являются софисты и Сократ. Сократ(470 - 399 г. до н.э.) Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Например: рассуждения о прекрасном. Основополагающая способность человека: разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.

Сократ верил, что, если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного совершенства.

Сократ выделил три основных человеческих добродетели:

1) умеренность (знание как обуздать страсть);

2) храбрость (знание как преодолевать опасности);

3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Можно ли научиться добродетели? Сократ считал - нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика. Суть метода: исходное начало - ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. "Я знаю, что я ничего не знаю" - заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного с общему и наоборот). Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. "Познай самого себя". Он первый дал установку на самопознание.

Вывод: Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.

4. "ИДЕЯ" ПЛАТОНА

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427 - 347 г. до. н.э.) и Аристотель (384 - 322 г. до. н.э). Они подводят итог к классическому периоду древнегреческой философии. Идеализм Платона впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона можно выделить четыре составные части: онтология, космология, гносеология, и этика. Онтология: Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно (как у Демокрита), множество бытия, Платон называет идеями (Эйдес) или сущностями. Материальный мир, который нас окружает. И мы познаём своими чувствами, является, лишь "тенью" и произведён от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Идеи являются низменными, неподвижными и вечными. Идея существует без человека - космология. Он сторонник телеологического понимания мира: все процессы в мире целесообразны, продуманы творцом. Бог, "приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Между огнём и землёй он поместил воду и воздух. Так возник Космос. В центр Космоса Бог вложил Душу. Затем смесь идей и материи Бог разливает по пространству, в результате чего Космос становится живым существом, одарённым умом. Затем Бог творит всё живое на Земле. Из смеси, которая разлита в пространстве, Бог готовит для каждого его душу. Кроме мировой души Платон признавал существование звёзд, человеческих душ, душ животных и растений. Каждой душе соответствует неподвижная душа.

Теория познания: Теория познания Платона опирается на его учения о душе. Душа и тело по Платону, противоположны. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает и его душа освобождается от телесного покрова и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Платон выстраивает целую иерархию Божественного миропорядка. Область идей - система, подобная пирамиде: на вершине пирамиды превыше знания и истины пребывает идея Благо. Идея Блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания. Она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от неё сущность. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. В наследии Платона интересны следующие моменты:

1. Идея вещи есть смысл вещи

2. Идея вещи есть цельность всех составляющих её частей

3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и
единичностей, которая является законом для возникновения и
получения этих единичных появлений вещи. Например, любой
механизм может быть работающим, если все его части объединены
одной идеей. Идея - есть закон.

4. Идея не вещественна

Этика: Нравственность в философии Платона зависит от качества души человека, его поведения. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа.

Душа состоит из трех частей:

1 разумной, 2 пылкой (волевой), З вожделеющей (чувственной).

Чтобы человеческий род мог выжить, и люди не поубивали друг друга, они должны жить добродетельно и воспитывать в этом духе своих детей. В понятие добродетели входят мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и выполнение законов своего государства также является добродетелью.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...