Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материал к практическому занятию



«Неореалист (экспрессионист) Е.Замятин не отрицает благотворного влияния символизма на его искусство и искусство 20 века в целом <…>. Отрицая самое главное в русском символизме, его таинственный, мистический, неисчерпаемый символ и теургический смысл творчества, Е.Замятин активно использует технику символистской поэзии и прозы, в частности импрессионистскую манеру письма, которая на рубеже веков и в начале 20 века привлекала многих писателей самых различных, порой диаметрально противоположных направлений, в том числе и реалистов. Импрессионизм для него – удобный художественный прием, позволяющий сделать образ более «дерзким, смелым, выпуклым». Ему импонируют принцип совместного творчества писателя и читателя, свойственный импрессионизму, акцент на выразительность детали, замещающей целое, новое зрение импрессионистов, новизна и открытость света и цвета, опора на впечатление художника как главный критерий изобразительности. Современные писатели-неореалисты, как пишет Замятин, научились смотреть на мир «новыми глазами»: «Они поняли, что почти никогда не бывает idem цвета. Человеческая кожа никогда не бывает «телесного цвета»: под солнцем – она – глиняно-красная (Петров-Водкин); под луной – зеленоватая; под золотым осенним деревом – золотая… Оттого у новых писателей, как у новых художников – острая яркость красок». В открытии этой новой философии искусства («Мир как мое представление» - Е. Замятин), по мнению писателя, - огромная заслуга символистов.

В своих теоретических работах по технике современного стиля он подчеркивал: «Три основных черты импрессионизма в живописи: 1) только основное, в рисунке – детали, зритель; 2) то, что называется plain air и 3) воспроизведение impressions художника».

Обратимся к конкретным примерам использования цветописи у Замятина. Глава из повести «На куличках» под названием «Голубое» выполнена в подчеркнуто-голубой монохромной гамме, где этот цвет, в отличие от «Голубой звезды» Б.Зайцева, совершенно не несет никакой мистической традиционной семантики – просто создает определенное настроение, преследуя в первую очередь изобразительные цели: «Океан …курит внизу у ног, сонно-гоЛубым своим куревом мурЛычет дремЛивую коЛдовскую песню. И зоЛотые стоЛбы соЛнца то мирно Лежали внизу на гоЛубом, а то вдруг выросЛи, подняЛись, подперЛи стены – синие нестерпимо! А мимо пЛавно пЛывет в гоЛубое, вгЛубь богородицына пряжа, осенняя паутина…». Автор большое внимание уделяет инструментовке текста, которая строится на педалировании согласного «л». Этот звук, по мнению Замятина, говорит о чем-то «бледном, голубом, холодном, плавном, легком».

Интересным примером использования цветовой и звуковой символики является рассказ «Знамение», где автор добивается впечатления одухотворенности, покоя и гармоничности картины синтезом голубого, белого, золотого и зеленого (плюс инструментовка на гласные «о» и «у»). «Озеро – глубокое, голубое. И у самой воды, на мху изумрудном – белый кипенный город, зубцы и башни и золотые кресты; а в воде опрокинулся другой, сказочный городок, бело-золотой на изумрудном подносе… Поет колокол в сказочном городке, колокол медлительный, негулкий, глубокий, гудит в зеленой глуби». Символика золотого цвета очевидна – это символ вечности, царственности, торжественности. Белый цвет традиционно обозначает чистоту и святость, но может символизировать и печаль, пустоту, неизведанность, смерть.

Импрессионистическая красочность рассказа «Русь» способна соперничать с лучшими образцами этого искусства в литературе. Здесь «синие зимние дни», «синяя зимняя тишина» контрастируют с «желтыми летними днями» и «золотой» летней тишиной. Летом здесь жара, «дни желтые – тяжелые той желтью, что бывает у яблок, уже спелых и готовых упасть». Цветовая насыщенность и яркость, колористическая смелость передают душную и знойную атмосферу города Кустодиева и тот накал чувственности, который скрывается в душе главной героини, русской Венеры, купеческой дочки красавицы Дарьи. Название города неслучайно, оно указывает на тесную связь рассказа с творчеством Б.Кустодиева, друга Е.Замятина. Отсюда и лубочная, яркая, ярмарочная цветовая палитра рассказа, «купеческий» сюжет, образы, роковые страсти, пышные декорации».





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...