Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Основные функции культуры



Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Темы рефератов:

1. Сущность нравственной культуры.

2. Элитарная и массовая культура.

3. Традиционная и современная культура.

15.Понятие техники и её роль в истории цивилизации. Глобальные проблемы и перспективы человечества.

Техника (от греческого «техне» — искусство, мастерство, умение) — система искусственных органов деятельности человека, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника представляет собой систему замещения человека в природе, опосредование его бытия в естественном мире. Однако для понимания техники этого определения недостаточно. Необходимо дать функционально-предметное определение техники.

Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).

Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы, использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они транслируются, их нужно понимать и т.д.) и семиотической деятельности (их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т.д.). И хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком.

Техника является «инструментом», другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т.д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации).

С другой стороны, техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основа инженерной деятельности – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональности.

Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Не менее значим вопрос о дилемме понимания техники как самостоятельного мира и как аспекта человеческой деятельности и культуры. Эта дилемма вполне отражает реальные особенности техники: техника, действительно, является самостоятельной реальностью и тем не менее существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Как самостоятельная реальность техника дается сознанию в форме событий существования техники, человека и культуры, которые переживаются так или иначе, например, как благо или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию. «Нет никакого демонизма техники, – пишет Хайдеггер, – но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск». Философское и феноменологическое осмысление этих событий и переживаний является необходимым условием как адекватного анализа техники в других дисциплинах (теории деятельности, культурологии, методологии и т.д.), так и формулирования новых проблем философии техники. В этом случае техника понимается явление культуры, аспект деятельности человека. Два этих аспекта неотделимы друг от друга.

Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни – науке, технике, культуре, – столкнулась с глобальными проблемами, что называется, лицом к лицу. Их круг достаточно хорошо известен, хотя у разных авторов приоритеты расставлены по-своему. Это военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность. Впервые глобальные проблемы начали рассматриваться как особый род проблем в рамках деятельности так называемого Римского клуба, в 1968 г. объединившего исследования ряда аналитиков нескольких стран мира, хотя сама проблематика формулируется несколько ранее.

В рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы глобальных проблем. К первой относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и другие). Ко второй – проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и другие). К третьей – проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и другие).

Ни одна из вышерассмотренных проблем не может быть решена в отдельности. Это означает, что, скорее всего, правы сторонники второй точки зрения на глобальные проблемы как таковые, которые постулируют начало нового этапа в процессе развития всего человечества, а не только европейской цивилизационной модели технократического мира.

Темы рефератов:

1. Техника и технология как социально-исторические явления.

2. История инженерной философии техники (Э. Капп, П.К. Энгельмейер и др.).

3. Гуманитарная философия техники.

4. Историко-философский анализ проблемы создания искусственного интеллекта.

Литература:

1. Волчек, Е. З. Философия: Учеб. пособие / Е. З. Волчек. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 544с.

2. Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебник / А. Ф. Зотов. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2005. - 781с.

3. Канке В. А. Философия для технических специальностей: учебник / В. А. Канке. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010.

4. Кулик С. П. История философии: Учеб. пособие для вузов / С. П. Кулик, Н. У. Тиханович; Под ред. С. П. Кулика. - Мн.: Вышэйш. шк., 2007. - 316с.

5. Степин В. С. (и др.) Философия. / В. С. Степин. - Мн.: РИВШ, 2006.- 624 с.

6. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: Хрестоматия / Ред.-сост. Л. А. Микешина. - М.: Флинта, 2005. - 992с.

7. Философия: Учебник / Под ред. Зотова А. Ф. и др. - М.: Мир;: Академический Проект, 2005. - 688с.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002.-544c.

9. Хрусталев Ю. М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - М.: Академия, 2011. - 320с.

10. История философии: Учебник / Под ред. Васильева В. В. - М.: Академический Проект, 2005. - 680с.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2094 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...