Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Краткие сведения из теории. Массивом называется упорядоченная последовательность однотипных объектов, обозначаемая одним именем



Массивом называется упорядоченная последовательность однотипных объектов, обозначаемая одним именем. Чтобы выделить один из объектов (элемент) массива, надо указать имя массива и номер элемента в нем. Номер элемента называется индексом, индекс указывается в квадратных скобах и может быть числом, переменной, выражением. Имя массива образуется по правилам образования имен переменных.

Например, А [10], B [I, J], SUM [1, J+5]

Если для выделения элемента нужен один индекс, массив называется одномерным, два – двумерным и т.д. Число элементов массива называется длиной или размером массива. Одномерный массив называется вектором.

Для описания массивов используется служебное слово array. Массив в Delphi можно описывать двумя способами:

а) в разделе описания переменных var:

var

<имя переменной>: array [тип индекса] of <тип компоненты>;

б) определить сначала тип, а затем описать массив этим типом

type

<имя типа>: array [тип индекса] of <тип компоненты>;

var

<имя переменной>: <имя типа>;

где <тип индекса> - порядковый тип;

<тип компоненты> - любой тип.

В Delphi есть лишь одна операция, которую можно делать с массивом целиком – это операция присваивания. Все остальные операции производятся только с отдельными элементами массива. С элементами массива можно делать все операции, которые разрешены для базового типа массива. Если массив числовой, то математические, если символьный или строковый, то, соответственно, операции с символьными или строковыми переменными.

Двумерный массив состоит из элементов с двумя индексами: один показывает номер строки в массиве, другой - номер столбца.

В Delphi возможны массивы и большей размерности. Для их описания возможны два подхода:

а) массив рассматривается как массив других массивов:

type

x = array[1..100] of real; y = array[1..2] of x;

б) массив рассматривается как многоиндексный

type y = array [ 1...100, 1...2 ] of real;

Оба описания равноценны.

Пример 11. В векторе найти номера и значения первого минимального и последнего максимального элементов.

Использованные компоненты:

Label3 – для вывода результата;

Edit1 – для ввода числа n;

BitBtn1 – для запуска программы;

BitBtn2 – для выхода из программы;

StringGrid1 – для вывода массива.

Рис. 19. Форма примера 11

Программный код

unit Unit1;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons, Grids;type TForm1 = class(TForm) Label1: TLabel; Edit1: TEdit; Label2: TLabel; StringGrid1: TStringGrid; Label3: TLabel; BitBtn1: TBitBtn; BitBtn2: TBitBtn; procedure BitBtn2Click(Sender: TObject); procedure BitBtn1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form1: TForm1;implementation{$R *.dfm} var a:array[1..100] of real; n,i,nmin,nmax:integer; amax,amin:real;procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);begin close;end;procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);begin n:=strtoint(edit1.Text); randomize; for i:=1 to n do begin a[i]:=random(81)- 30; stringgrid1.cells[i-1,0]:=floattostr(a[i]); end; amin:=a[1]; nmin:=1; amax:=a[1]; nmax:=1; for i:=1 to n do begin if a[i]<amin then begin amin:=a[i]; nmin:=i end; if a[i]>=amax then begin amax:=a[i]; nmax:=i; end; end;label3.Caption:='Минимальное= '+floattostr(amin)+#13+'Номер минимального= '+inttostr(nmin)+' '+#13+'Максимальное= '+floattostr(amax)+#13+'Номер максимального= '+inttostr(nmax);end;end.

Пример 12. Создать массив из n случайных целых чисел, равномерно распределенных в диапазоне от 0 до 100. Вычислить среднее арифметическое и количество четных чисел.

Использованные компоненты:

Label3 – для вывода результата;

Edit1 – для ввода числа n;

BitBtn1 – для запуска программы;

BitBtn2 – для выхода из программы;

StringGrid1 – для вывода массива.

Рис. 20. Форма примера 12

Программный код

unit Unit1;interfaceuses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons, Grids;type TForm1 = class(TForm) Label1: TLabel; Edit1: TEdit; StringGrid1: TStringGrid; Label3: TLabel; BitBtn1: TBitBtn; BitBtn2: TBitBtn; procedure BitBtn2Click(Sender: TObject); procedure BitBtn1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var Form1: TForm1;implementation{$R *.dfm} const nmax=1000; type x=array[1..nmax] of integer; var m:x; k,i,n:integer; s:real;procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);begin close;end;procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);begin n:=strtoint(edit1.Text); randomize; for i:=1 to n do begin m[i]:=random(101); stringgrid1.Cells[i-1,0]:=inttostr(m[i]); end; s:=0; k:=0; for i:=1 to n do if not odd(m[i]) then begin s:=s+m[i]; k:=k+1; end; s:=s/k; label3.Caption:='Среднее арифметическое= '+floattostr(s)+#13+ 'Количество четных чисел= '+inttostr(k);end;end.

Пример 13. Получить матрицу, элементами которой являются произведения номеров строк i и номеров столбцов j.

Использованные компоненты:

BitBtn1 – для запуска программы;

BitBtn2 – для выхода из программы;

StringGrid 1 – для вывода матрицы.

Рис. 21. Форма примера 13

Программный код





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...