Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Приступая к изучению литературы 1920 -1980 годов, следует учитывать, что в постреволюционный период советской культуры произошли события



Приступая к изучению литературы 1920 -1980 годов, следует учитывать, что в постреволюционный период советской культуры произошли события, не только изменившие ее инфраструктуру, но и показавшие всему миру, что эти изменения носили типологический и масштабный характер: после 1917 года именно в России произошла первая лобовая встреча двух цивилизаций - одной, уходящей корнями в христианскую нравственность (русская классическая культура), и другой - названной впоследствии большевистской, типологически открывающей ряд тоталитарных культур XX века. Поэтому представляется возможность ввести ракурс, который позволил бы рассмотреть историю русской литературы советского периода как целостную систему, механизм которой порожден важнейшим процессом в социокультурной жизни XX века, - “восстанием масс” (Хосе Ортега-и-Гассет).

Наиболее адекватным решению поставленных задач представляется историко-культурный подход, который позволяет выявить исторический генезис процессов, протекавших в русской литературе после революции. Он позволяет проследить, как происходила “сшибка” утопии и реальности, как протекала смена кода в русской культуре, как формировались модели революционной культуры и как происходил процесс оттеснения гуманистической ценностной системы русской классики на периферию. Анализ этих вопросов невозможен без постановки некоторых теоретических проблем, объясняющих длительную жизнь многих произведений (И. Бабель, М. Зощенко, Б. Пастернак, М. Булгаков и др.) во времени, их непреходящий смысл.

Содержание курса

ЧАСТЬ 1.

Победа материалистического мировоззрения и большевистская радикализация революционной переделки жизни как основополагающие условия для возникновения новых представлений о литературе и наступления эпохи революционно-практического жизнетворчества.

Апокалипсический и стихийно-романтический пафос восприятия новых перемен в поэзии, прозе и драматургии. Общность понимания революционных процессов как «катастрофы» и исторического творчества жизни. Активизация публицистического жанра. Философские и литературно-критические дискуссии о настоящем и будущем национальной культуры. Преобладание эпических тенденций в поэзии, прозе и драматургии.

Революционное творчество жизни в жанровых модификациях романа о революции у Е. Замятина, Б. Пильняка, В. Серафимовича, К.Федина, М. Осоргина, А. Толстого, А.Ремизова, М. Булгакова, Л. Леонова, И. Эренбурга, М. Шолохова, А. Платонова и др. Эпическое постижение диалектики «двух правд» в «великой и страшной русской революции». Влияние концепции «всеединства» и поэтики символистского романа на повествовательные формы послеоктябрьской прозы.

Тенденция к диалектической преемственности литературно-художественной традиции и утверждение «воинствующего материализма» в культурной политике новой власти. Разделение русской литературы на «советскую» и литературу русского зарубежья. Судьба дооктябрьских литературных школ и направлений в Советской России.

Формирование «советской» литературы

Формы литературной жизни в Советской России. Дом литераторов и Дом Искусств, «Круг», «Никитинские субботники». Литературные группировки и объединения: Пролеткульт, «скифы», ОПОЯЗ («формальная школа»), «комфуты», ЛЕФ, имажинисты, «Серапионовы братья», «Кузница», «Октябрь», РАПП, ВОКП, Перевал, конструктивисты, ОБЭРИУты. Литературные журналы и альманахи: «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», На посту», «На литературном посту», «Красная новь», «Печать и революция», «Октябрь», «Новый мир». Дискуссии о прошлом и будущем литературы. Поиски решения главной проблемы эпохи о практическом участии литературы в переустройства жизни. Представления о литературе и художнике как о непосредственных участниках социалистического строительства. Споры о «новом» человеке и путях сближения литературы с жизнью. Жизнетворческие приоритеты эпохи и поиски новых способов художественной изобразительности. Всеобщая потребность «творить от первого лица». Жизнетворческие концепции основных литературных объединений (Пролеткульт, ЛЕФ, РАПП, Перевал) и их представителей.

«Пролетарская» литература и литература «попутчиков »

Ориентация «пролетарских» писателей на реалистическую традицию с преимущественным вниманием к усилению авторского присутствия в тексте; горьковский «авторитетный» стиль; наполнение традиционно романтического мировосприятия новым содержанием - призывом к прямому вмешательству в жизнь с целью ее творческой переделки (А. Бибик, П. Бессалько, Н. Ляшко, Ф.Гладков, и др.). Революционно-романтический пафос переустройства вселенной, коллективистские представления о жизнетворчестве, предпочтение революционной практики художеству (А.Гастев). Декларативный отказ от опыта классики, «художественного идеализма» и объективное наследование их поэтики и творческих открытий (В.Кириллов, А.Безыменский, В.Александровский и др.)

Поиски новых творческих методов изображения «стронувшейся России».

Тенденция к синтезу реалистических, символистских и авангардистских форм изображения в литературе 20-х годов. «Невиданные перемены, неслыханные мятежи» как условия парадоксального сочетания реальности и фантастики, смещения планов пространства и времени в искусстве.

«Интегральное смещение планов» изображения - основа «синтетизма» и «неореализма» у Е.Замятина.

«Взрывание пограничных столбов времени» и создание всеохватной пространственной картины жизни – творческий метод «пространственного реализма» у О.Форш («Сумасшедший корабль»).

Активизация условных форм изображения и создание обобщенной гротескной картины мира а прозе М.Булгакова, Ю.Олеши, К.Вагинова, В.Каверина.

Изображение революционного формирование мира и человека в «социалистическом реализме» М. Горького, А. Серафимовича, Вс.Иванова, А.Фадеева, М.Шолохова. «Поэзия освобожденного труда» и «реализм победы» над «житейской скверной» в автобиографической трилогии М.Горького и его последователей.

Создание и развенчание советского поэтического мифа о победе над «хаосом» и «социалистическом» творчестве нового мира (А.Платонов, Н.Погодин, А.Серафимович, Н.Тихонов, И.Катаев, Н. Островский, А.Макаренко). Жанровое и эстетическое разнообразие художественно-мифологических воплощений советского Космоса.

Отказ от литературности и беллетристики как результат стремления к непосредственному диалогу с читателем по вопросам жизнетворчества в произведениях М.Пришвина, Ю.Олеши, В.Каверина, М.Зощенко и др. «Производственная проза» и «роман воспитания» 30-х годов.

Возрастающее влияние власти на литературу и творческую самостоятельность писателей. Роспуск лит. объединений к концу 20-х годов. Общественно-политическая ситуация в стране и утверждение диктаторских методов руководства литературой. Кампания против Б. Пильняка и Е. Замятина, М. Булгакова.

Ужесточение диктаторской политики в области литературы и искусства. Проблема творческой свободы художника. Постановление 1932 года о «Перестройке литературно-художественных организаций». Подготовка и проведение 1-го съезда советских писателей. Создание единого писательского союза. Официальное принятие метода «социалистического реализма». Его дальнейшее утверждение как господствующего метода художественного изображения. Унификация литературы и эстетики.

Дискуссии 30-х годов о методе, мировоззрении, языке, формализме. «Лакировка» действительности и культ личности в литературе. Идейно-эстетические предпосылки «теории бесконфликтности». Репрессии 30-х годов и судьбы писателей.

Поэзия

О поэтической ситуации 1917-20-х гг.

Статьи А.Блока «Интеллигенция и революция», «Катилина», «Крушение гуманизма», «О назначение поэта». «Двенадцать» в истории русской литературы после 1917 года. Полемики вокруг поэмы Блока в ХХ веке. Смысл финала поэмы. Образ Христа. Поэтическое будетлянство В.Хлебникова и В.Маяковского первых лет революции («Ночь в окопах», «Ладомир», «150.000000», «Мистерия-Буфф»). «Цех поэтов» в годы революции: сб. «Костер», «Огненный столп» Н.Гумилева; «Прославим, братья, сумраки свободы» и «Ритм и революция» О.Мандельштама, лирика Ахматовой и Г.Иванова. Поэма «Главная улица» Д.Бедного. «Машинный рай» в поэзии пролеткультовцев. Критики русского зарубежья о советской поэзии.

Героико-романтическое направление в поэзии, ее формирование, основные этапы развития. Сб. «Орда», «Брага» Н.Тихонова. Сб. «Юго-Запад» Э.Багрицкого. «Синие гусары» Н.Асеева. «Большевикам пустыни и весны» В.Луговского. Генерация комсомольских поэтов (М.Светлов, А.Жаров, А.Безыменский). Романтическая поэма 30-х годов как образец классики социалистического реализма: «Социализм», «Пятилетка» Безыменского, «Смерть пионерки» Багрицкого, «Мать» Н.Дементьева, «Триполье» Б.Корнилова.

Поэтический авангард 20-х годов. Творческий путь В.Маяковского. Эстетическая программа («Как делать стихи»), диалог времени и поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Послание пролетарским поэтам», «Во весь голос». Пушкинская традиция в лирике Маяковского. Лирический герой и «социальный заказ» в поэме («Люблю», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо» и лирике (окна РОСТА, «Рассказ о Кузнецкстрое»). Сатира Маяковского. Маяковского в оценке его современников (Б.Пастернак, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Цветаева и др.).

Теория и практика Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Эстетика новой поэзии в манифестах А.Введенского, Д.Хармса, Н.Заболоцкого. Лирико-драматическая поэма («Факт, теория и Бог», «Кругом возможно Бог», «Куприянов и Наташа» А.Введенского; «Торжество земледелия», «Безумный волк», «Лодейников» Н.Заболоцкого; «Гвидон» Д.Хармса и др.). «Случаи» Хармса. Детские стихи обэриутов. Н. Олейников. Сб. «Пучина страстей». Творчество и судьба. Основные этапы творческого пути Заболоцкого («Столбцы», поэмы, натурфилософская поэзия). Судьбы обэриутов.

Пути традиционализма в поэзии. Пушкинская тема-традиция в творчестве Блока, Есенина, Волошина, Гумилева, Г.Адамовича, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, В.Ходасевича, Г.Иванова.

Творчество и судьба новокрестьянских поэтов. Путь Н.Клюева (1884-1937). Мифология революции («Медный кит», «Львиный хлеб», «Четвертый Рим»). Изба как центр космогонии в лирике Клюева (сб. «Изба и поле», цикл «Разруха»). Творческая позиция Клюева в год великого перелома. Историософия русской жизни и искусства в поэмах Клюева «Заозерье», «Деревня», «Погорельщина», «Песнь о Великой матери». Судьбы текстов Н.Клюева.

Путь С.Есенина (1895-1925). Идея «узловой завязи» человека с природой в теоретических работах Есенина («Ключи Марии», «Быт и искусство») и в его поэтической судьбе, поэтические вехи воплощения идеи (библейские поэмы, «Сорокоуст», «Кобыльи корабли», циклы «Москва кабацкая», «Русь уходящая», «Русь советская», «Персидские мотивы»). Современность и история в поэмах Есенина («Пугачев», «Страна негодяев», «Черный человек», «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Баллада о двадцати шести»). «Злые заметки» Бухарина и борьба с «есенинщиной» в советской России.

Крестьянско-колхозная тема в советской поэзии 30-х годов; история ВОКП (Всесоюзного объединения крестьянских писателей). Творческий путь П.Васильева. Поэтический сказ А.Твардовского и поэма «Страна Муравия». Путь к массовой народной песне М.Исаковского.

Творчество Б.Пастернака. Судьба классического слова в эпоху массовой жизни. Книга «Сестра моя - жизнь» в поэзии 20-х годов. Лирический герой и история в поэмах «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Высокая болезнь», «Спекторский» и цикле «Второе рождение». Проза Пастернака («Детство Люверс», «Повесть», «Охранная грамота». Выступление Пастернака на I съезде писателей. Переводы З0-х годов.

Творчество О. Мандельштама. «Голос мировой культуры», революция и русская жизнь в творчестве после 1917 г. Поэтические сб. 20-х годов («Тristia», «Вторая книга», «Стихотворения»). Апокалиптика и история в лирике Мандельштама З0-х г. («Стихи об Армении», «Воронежские тетради», московский и петербургский циклы, «Стансы», «Стихи о неизвестном солдате»). Контекст, время и биография в прозе 20-30-х годов («Египетская марка», «Шум времени», «Путешествие в Армению», «Четвертая проза», «Разговор о Данте»). «Стихи о русской поэзии».

Творчество А.Ахматовой. Тема России. Любовная лирика. Поэтические книги «Подорожник», «Из шести книг». Поэмы Ахматовой в контексте советской поэзии 30-х годов («Реквием», «Путем всея земли»).

Творчество М.Цветаевой. Многоликость образов и богатство поэтических интонаций в ранней лирике. Драматическое восприятие гражданской войны. Цикл «Лебединый стан». «Стихи к Блоку» – Цветаевское восприятие поэта как носителя высшей правды, теурга. Трагическое звучание любовной темы. «Поэма Горы». «Поэма Конца».

Массовая советская поэзия 30-х годов. Песенная поэзия. Историческое прошлое и современность в стихах нового поколения 30-х г. (П.Васильев, Я.Смеляков, Д.Кедрин, О.Бергольц, Б.Ручьев).

ПРОЗА

Общая характеристика литературного процесса 1920-х годов. Три
подсистемы литературного процесса: метрополия, диаспора, «потаенная»
литература. Необходимость культурологического подхода к литературному
процессу: литература в контексте общекультурной ситуации. Проблема выбора
литературного «поведения» и писательского «амплуа». Литературная судьба М.Булгакова, А. Платонова, В. Маяковского, А. Фадеева, Ю. Либединского, А.Грина, Вс. Вишневского, А. Толстого, М. Горького, Б. Пастернака. Творческая эволюция М. Зощенко как одно из проявлений общекультурной ситуации 1920-1930-х годов.

Стилевые тенденции в литературе 1920-х годов: сказ, орнаментальная
проза, классическое слово или «нейтральный стиль». Стилевая ориентация как
одно из проявлений общелитературной проблематики. Поиски «авторитетного
слова». Роман Ю. Олеши «Зависть»: орнаментальные принципы организации
повествования как форма художественного воплощения проблематики.
Концепция личности: проблема «нового» человека.

Сказовые формы повествования. Фольклорный сказ (А. Неверов), комический сказ (М. Зощенко).

Общая проблематика литературы 1920-х годов. Народная жизнь в ситуации революции и гражданской войны (М. Шолохов, А. Малышкин, И. Бабель, С. Клычков, С. Есенин, Н. Клюев, Б. Зайцев, И. Шмелев). Судьба творческой личности в культурно-историческом контексте первой трети XX века (М. Булгаков, О. Мандельштам, М. Шолохов, Б. Пастернак, Е. Замятин, И. Бунин, Г. Газданов, В. Набоков). Соотношение родового и индивидуального, соборного и личностного (К. Федин, Б. Лавренев, А. Малышкин, И. Шмелев). Историософская тема (Б. Пильняк, А. Толстой, О. Форш). Вопрос о миссии художника и назначении литературы (М. Горький, В. Набоков). Утопический и «органический» тип сознания в литературном процессе 20-30-х годов: социалистическая утопия и антиутопические концепции будущего (Е. Замятин, А. Платонов)

Деформации литературного процесса в условиях политического давления 1920-х – 1930-х годов. Постепенный переход от полифонического к монологическому пути развития. Эволюция государственной политики в области литературы и формы ее воплощения. Письмо ЦК РКП(6) о Пролеткультах (1920 г.); Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925); литературная ситуация 1929 года (конец «Русского Берлина», травля Е. Замятина, Б. Пильняка, Л Платонова, М. Булгакова); Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932); Первый съезд советских писателей (1934); дискуссия о языке (1934); дискуссия о формализме (1936); дискуссия о мировоззрении и творчестве (1933-

1940).

Многообразие эстетических систем в литературе 1920-х годов. Сосуществование реалистической и модернистской эстетики. Реалистическая эстетика. Кризис реализма начала XX века, обновление и видоизменение художественных реалистических форм в литературе 1920-1930-х годов. «Новый реализм». Творчество М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого.

Эстетика социалистического реализма как закономерный результат монологического литературного процесса. Современные исследования соцреализма (К. Кларк, X. Гюнтер, Б. Гройс) и их критика.

Модернистские эстетические системы в литературном процессе 1920- х годов. Импрессионистические и экспрессионистические стилевые тенденции. Творчество Е. Замятина, Б. Пильняка, Ю. Олеши, О. Мандельштама. Место модернизма в общем контексте проблематики литературы 20-х годов.

Творчество М. Горького в литературном процессе 1920-30-х годов. «Дело Артамоновых». Эпопея «Жизнь Клима Самгина», проблема личности и истории. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького и роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака: спор длиной в век.

Творчество А. Платонова в литературном процессе 1920-30-х годов. Проблема творческой эволюции. Проблема утопического сознания. Утопия Федорова и коммунистическая утопия в романах «Чевенгур» и «Котлован».

Творчество М. Булгакова в литературном процессе 1920-30-х годов.
Проблема религиозного и безрелигиозного сознания в историко-культурной
ситуации эпохи. Роман «Мастер и Маргарита», его этическая и философская

проблематика.

Жанровая система литературы 1920-1930-х годов. Жанровые разновидности романа 30-х годов. Философский роман (Л. Леонов), историософский (А. Платонов, Б. Пильняк), исторический (А. Толстой, М. Алданов, О. Форш), автобиографический (И. Бунин), антиутопический жанр (Е. Замятин), роман о судьбе художника (М. Булгаков, В. Набоков, Б. Пастернак, Б. Лавренев, В. Каверин), мемуаристика (А. Белый, О. Мандельштам).

Драматургия

Возникновение массового революционного театра («Мистерия освобожденного труда», «Взятие Зимнего дворца»). Первые авторские пьесы для массового театра («Стенька Разин» В.Каменского, «Мистерия-Буфф» Маяковского). Исторические драмы А.Луначарского («Оливер Кромвель», Фома Кампанелла»). Революционный театр Мейерхольда.

Основные тенденции развития русской драмы 20-х гг.: плакат, гротеск, фантастика и традиционный психологизм.

Основные этапы в создании советской героической драмы: «Разлом» Лавренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Оптимистическая трагедия» Вс.Иванова, «Любовь Яровая» Тренева, «Рельсы гудят», «Хлеб» В.Киршона, «Темп», «Человек с ружьем» Н.Погодина и др. Дискуссия 1930 г. о пространстве советской драмы. «Потолочная драма» А.Афиногенова («Страх», «Машенька»).

Сатирическая драматургия 20-х годов («Мандат», «Самоубийца» Н.Эрдмана, «Зойкина квартира» М.Булгакова). Драма-сказка Е.Шварца («Голый король», «Снежная королева, «Тень»).

«Дни Турбиных» Булгакова в истории русской драмы и советского театра. На путях к трагедии («Бег» Булгакова, «14 Красных избушек» Платонова, «Метель» Леонова).

Драма 20-30-х гг. и кинематограф этого времени. Жанр киносценария в творчестве писателей.

ЧАСТЬ 2

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941-1945)

Политическая и литературно-общественная ситуация перед войной. Писатели на фронте. Формирование и становление молодой генерации литераторов-фронтовиков. Особая роль литературы в годы войны.

Развитие публицистики как одного из наиболее оперативных жанров военной прозы. Очерки И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, К.Симонова, Л.Гроссмана, Л.Соболева, Б.Горбатова.

Поэзия военных лет. Основные образы, мотивы и поэтика «военной» лирики. Русская тема. Стихи А.Ахматовой, К.Симонова, М.Светлова, О.Берггольц, Г.Иванова, И.Елагина, В.Корвин-Пиотровского и др.

Лирика поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны (М.Кульчицкий, Вс.Багрицкий, П.Коган, Г.Суворов, Н.Отрада и др.).

Поэма военных лет (Н.Тихонов, В.Инбер, О.Берггольц, М.Алигер, П.Антокольский, А.Прокофьев и др.). Сочетание в ней эпического и лирического начал.

А.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». История создания. Образ главного героя. Его популярность в народной, солдатской среде. Место автора-повествователя в поэме. Литературные и фольклорные традиции.

Массовая и лирическая песня военных лет. Творчество М.Исаковского, Л.Ошанина, А.Суркова, Е.Долматовского, В.Гусева, А.Жарова.

Стихотворная сатира. «Окна ТАСС». Военный рассказ: А.Толстой, А.Платонов, Л.Соболев, Н.Тихонов, К.Паустовский, Вс.Иванов, В.Катаев. Романтический и лирико-публицистический пафос рассказа.

Повесть военных лет: Л.Леонов, К.Симонов, А.Бек и другие. Героизация и романтизация войны. «Наука ненависти» и ее преодоление. Повесть К.Воробьева «Это мы, Господи!» как одна из первых творческих попыток посмотреть на войну и поведение человека на войне сквозь призму жестокого реализма.

М.Шолохов. «Они сражались за Родину». Первые главы романа. А.Фадеев. Роман «Молодая гвардия ». Историко-документальная основа сюжета и последствия авторской субъективности. Партийная критика и компромиссы А.Фадеева во второй редакции романа.

Историческая тематика в литературе военных лет. Работа А.Толстого над 3-й книгой романа «Петр Первый». Тема власти в драматургической дилогии об Иване Грозном.

Драматургия военных лет: Л.Леонов, К.Симонов, А.Корнейчук, А.Крон и другие.

«Сталинская» тема. Укоренение сталинского курса в обществе и литературе. Пьеса Е.Шварца «Дракон».

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Политическая и литературно-общественная ситуация. Возрастающая напряженность международных отношений («холодная война»). Ухудшение нравственной атмосферы в обществе и апогей сталинского культа. Отражение общественных настроений в литературе.

Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 в области литературы и искусства. Драматические судьбы А.Ахматовой и М.Зощенко. Репрессивные кампании, развернутые партией в многих направлениях культурной жизни страны. Борьба с «космополитизмом». Искусственное разжигание «патриотических настроений». Проблема «железного занавеса» в литературе и искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в литературе этих лет. Первые книги поэтов-фронтовиков («Битва» С.Гудзенко, «Третья скорость» С.Орлова, «Переправа» М.Дудина, «Сердцебиенье» М.Луконина, «Костер» С.Наровчатова, «Дорога далека» А.Межирова и другие). Лиро-эпическая поэма (А.Недогонов, О.Берггольц, Я.Смеляков, М.Луконин). Творчество Дм.Кедрина.

Роль мемуарно-очерковой и художественно-документальной прозы в освоении и разработке военной темы (П.Вершигора, Б.Полевой, Н.Бирюков). Первые опыты создания крупных повествований о войне (романы И.Эренбурга «Буря», М.Бубеннова «Белая береза», О.Гончара «Знаменосцы», дилогия Э.Казакевича «Весна на Одере» и «Дом на площади»).

Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и ее роль в правдивом, психологически достоверном изображении человека на войне. В.Некрасов как предшественник «окопной прозы» 50-60-х годов.

Роман В.Гроссмана «За правое дело», повесть В.Пановой «Спутники», повести Э.Казакевича «Звезда» и «Двое в степи». Критика романа «За правое дело» и повести «Двое в степи» как проявление «лакировочных» тенденций в послевоенном литературном процессе.

Тема возвращения к мирному труду. А.Платонов «Возвращение», М.Исаковский «Враги сожгли родную хату», М.Алигер «Твоя победа». Романы П.Павленко «Счастье» и Г.Николаевой «Жатва». Роман С.Бабаевского «Кавалер золотой звезды», Е.Мальцева «От всего сердца». «Теория бесконфликтности», получившая распространение в критике и литературоведении. Противостояние этой тенденции в отдельных произведениях советской литературы.

А.Твардовский. Поэма «Дом у дороги», стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Тема интеллигенции и революции в прозе послевоенных лет. К.Федин. Романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето» (1943-1948), Л.Леонов «Русский лес» (1945-1953). Тема искусства и революции в дилогии К.Федина. Философские и экологические идеи «Русского леса».

Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (1946-1953). История создания и издания романа. Значение завершающего его стихотворного цикла. Литературно-критическая полемика вокруг «Доктора Живаго» после его публикации на родине в 1989 году.

М.Пришвин. Тема человека и природы, философия гармонии и жизнетворчества в повестях «Кладовая солнца», «Корабельная чаща» и других сочинениях этих лет.

К.Паустовский. Повести и рассказы послереволюционной поры. Размышления о писательском мастерстве в книге «Золотая роза». «Повесть о жизни».

В.Овечкин. Очерки «Районные будни» и «Трудная весна». Широкий общественный резонанс этих сочинений, их влияние на литературу 50-60-х годов (Г.Троепольский, Е.Дорош, С.Залыгин, В.Тендряков, А.Яшин и другие).

ЛИТЕРАТУРА 50-80-Х ГОДОВ

Политическая и литературно-общественная ситуация 50-х - начала 60-х гг. Смерть И.В.Сталина. ХХ съезд КПСС. Постановление о культе личности и преодолении его последствий. Начало космической эры: первый спутник Земли (1957), полет Юрия Гагарина (1961).

Особенности литературной жизни в атмосфере духовного подъема 50-х - начала 60-х годов. Повесть И.Эренбурга «Оттепель», название которой закрепилось в общественном сознании как характеристика этого периода.

Поэты старшего поколения: А.Ахматова, Н.Асеев, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов. «Эстрадная лирика». Дебюты Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Н.Матвеевой, Р.Рождественского, В.Соколова и других поэтов. Поэзия «бардов» (Б.Окуджава, А.Галич, Ю.Визбор, Ю.Ким, В.Высоцкий и др.). Поэтические вечера и диспуты, альманах «День поэзии».

Неофициальная поэзия. Приход молодых прозаиков: В.Аксенова, Г.Владимова, В.Войновича, А.Гладилина, А.Кузнецова, В.Липатова, А.Рекемчука и др. Полемика вокруг их произведений. Стилевые особенности «молодой прозы». Роль основанного в эти годы В.Катаевым журнала «Юность».

Расцвет рассказа. Первые сборники Ю.Казакова, Ю.Нагибина. Лирическая проза. «Дневные звезды» О.Берггольц, «Владимирские проселки», «Капля росы». Вл. Солоухина.

Подъем национальных литератур. Дебюты Ч.Айтматова, Р.Гамзатова, Ю.Рытхеу, О.Сулейменова, В.Санги, Ю.Шесталова, Г.Матевосяна и др. Роль и значение русской литературы в этом процессе.

Формирование «критического направления» в русской прозе и роль журнала «Новый мир» в этом процессе. Первые подступы к осмыслению «белых пятен» нашей послеоктябрьской истории, к феномену Сталина и сталинизма (Вл.Дудинцев «Не хлебом единым», А.Яшин «Рычаги», Г.Николаева «Битва в пути», А.Твардовский - глава «Так было» в поэме «За далью - даль», поэма «Теркин на том свете»). Статья В.Померанцева «Об искренности в литературе». Гуманизм и человеческая порядочность - против «этики» революционного насилия в повестях П.Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок».

Возвращение в литературу реабилитированных писателей, а также ранее запрещенных писательских имен и произведений. Выход книг и сборников М.Цветаевой, А.Платонова, И.Бабеля, И.Катаева, А.Веселого, М.Кольцова, Б.Пильняка.

А.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) - одно из самых значительных событий в литературно-общественной жизни «оттепельных» лет. Художественное своеобразие, образ главного героя. Общественный резонанс повести, связанная с нею критическая полемика. Статья В.Лакшина «Иван Денисович - его друзья и недруги» (1964). Другие произведения А.Солженицына, увидевшие свет в 60-е годы («Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела»). Место и значение солженицынской прозы в литературном процессе 60-х гг.

М.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» - первая публикация (рубеж 1967-68 гг., журнальный вариант) - еще одно знаменательное событие в литературе этих лет. Критика о романе. Приход к читателю романов «Белая гвардия» и «Театральный роман», пьес «Бег», «Кабала святош» и др.).

Критическая полемика вокруг альманаха «Литературная Москва» и романа В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Самоубийство А.Фадеева и его предсмертное письмо в ЦК КПСС.

Встречи Н.С.Хрущева с литераторами и деятелями искусства в 1958-59 гг. Критика И.Эренбурга, В.Померанцева, М.Алигер, А.Яшина, Е.Евтушенко, А.Вознесенского. Исключение Б.Пастернака из Союза писателей, его кончина. Исключение из Союза писателей А.Солженицына и его выдворение из страны. Судебные процессы А.Синявского, Ю.Даниэля, И.Бродского и других «диссидентов». «Третья волна» литературной эмиграции.

М.Шолохов в эти годы. Рассказ «Судьба человека», вторая книга «Поднятой целины», роман «Они сражались за Родину». Присуждение Нобелевской премии роману «Тихий Дон». Трагедия писателя и его кончина.

А.Твардовский в эти годы. Поэмы «За далью - даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». «Закатная лирика». А.Твардовский - редактор журнала «Новый мир». Художественные публикации и критика в этом журнале, его полемика с журналом «Октябрь».

А.Ахматова в эти годы. Лирические циклы «Полночные стихи», «Трилистник московский», «Вечер» и др. «Реквием» и его судьба.

Ленинская тема в литературе этих лет (Э.Казакевич, М.Шагинян, В.Катаев, А.Вознесенский, М.Прилежаева, Е.Драбкина, пьесы Н.Погодина и М.Шатрова). Ленин в трактовке А.Солженицына (романно-эпический, историко-революционный цикл «Красное колесо»).

Тема Великой Отечественной войны. Трилогия К.Симонова «Живые и мертвые». Образ Серпилина в трилогии. Тема Сталина. Дилогия В.Гроссмана «Жизнь и судьба». Ведущие персонажи. Художественное своеобразие. Критика о романах. «Проза лейтенантов» (В.Астафьев, Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Быков, Б.Васильев, Ю.Гончаров, Вяч.Кондратьев и др.). «Убиты под Москвой» и «Крик» К.Воробьева. «На войне как на войне» и «Железный дождь» В.Курочкина. Критические дискуссии вокруг «лейтенантской прозы», споры об «окопной правде», «ремаркизме», «дегероизации», о методах и принципах изображения войны. Документальная проза С.Смирнова, А.Адамовича, Д.Гранина, С.Алексиевич, Е.Ржевской, А.Крона и других.

Темы деревни и крестьянства. Очерки А.Яшина «Вологодская свадьба», Ф.Абрамова «Вокруг да около», П.Ребрина «Головырино, Головырино...» (60-70-е годы) и связанная с ними критическая полемика. Очерки Ю.Черниченко, И.Васильева, А.Стреляного.

Феномен «деревенской прозы». Воздействие ее на читателя-современника. Произведения Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева, В.Распутина, В.Шукшина и др. Стилистика и поэтика деревенской прозы, традиции русской классики. Деревенская проза и традиция устного народного творчества. Возрождение сказового колорита. Традиция сказа в эти годы. С.Писахов и Б.Шергин.

Экологические и нравственные проблемы в творчестве Ч.Айтматова, В.П.Астафьева, С.Залыгина, В.Распутина и других писателей. Их участие в борьбе за спасение природы.

Развитие во второй половине 60-х и начале 70-х годов «городской повести» (Ю.Трифонов, А.Битов, Д.Гранин, Г.Семенов, И.Грекова и др.). 70-80-е годы. Творчество прозаиков, вступивших в литературу в эти годы (В.Маканин, А.Ким, В.Крупин, Р.Киреев, А.Афанасьев и др.). Полемика вокруг прозы «сорокалетних» (статьи И.Дедкова, В.Гусева и др.).

Дальнейшая разработка сюжетов, посвященных исследованию сталинской эпохи (Ю.Трифонов «Дом на набережной», «Старик», «Исчезновение»; В.Катаев «Гвоздика», «Уже написан Вертер», Л.Чуковская «Софья Петровна», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», Г.Владимов «Верный Руслан»). Критическая полемика вокруг прорвавшихся к читателю «запрещенных произведений».

«Ассоциативная» проза (Ю.Олеша, В.Катаев, А.Битов, Вл.Солоухин, В.Лихоносов), использование фольклорно-сказочной поэтики, притчи, мифа, легенды, гротеска (А.Ким, Вл.Орлов и др.).

«Тихая лирика» (Н.Рубцов, Вл.Соколов, О.Чухонцев, А.Жигулин). Поэзия Ю.Кузнецова и связанная с нею критическая полемика.

Драматургия этих лет (А.Арбузов, В.Розов, И.Дворецкий, Г.Бокарев, Э.Радзинский, А.Гельман, Л.Петрушевская и др.). Театр А.Вампилова, критические дискуссии, связанные с ним. «Лениниана» М.Шатрова.

Усиление публицистического начала в прозе 80-х (В.Распутин «Пожар», В.Астафьев «Печальный детектив», Ч.Айтматов «Плаха»).

Легализация произведений антисталинской тематики (В.Шаламов, А.Ахматова, Л.Чуковская, Ю.Домбровский, В.Гроссман, А.Жигулин, А.Рыбаков, А.Бек, Г.Владимов, А.Приставкин).

Возвращение книг А.Солженицына. Начало освоения его творчества отечественной критикой и литературоведением.

Возвращение и публикация «запретных» сочинений М.Горького, М.Булгакова, А.Платонова, М.Зощенко, Е.Замятина, Б.Пильняка, Б.Пастернака, Н.Гумилева, А.Ремизова, С.Клычкова, Н.Клюева, М.Волошина, О.Мандельштама и др. Начало публикации в советской периодике и отдельных изданиях произведений литераторов-эмигрантов всех поколений. Легализация так называемой «другой прозы» (Вен.Ерофеев, Вик.Ерофеев, С.Соколов, Вл.Войнович, А.Терц и др.). Явление «новой женской прозы» (Л.Петрушевская, Т.Толстая, С.Василенко и др.) и так называемой «метафорической» поэзии (А.Еременко, И.Жданов, А.Парщиков) как одна из характерных примет дальнейших тематических и формальных поисков на рубеже 90-х годов. Выход на авансцену литературы бывшего «андерграунда». Понятие «постмодернизма» в контексте изменения сложившихся представлений об истории, характере и содержании русской литературы.

Критика и литературоведение этих лет. Споры о «соцреализме».

Литература на нынешнем этапе.

Эпоха русского литературного «воссоединения»: следствия и перспективы (конец 1980 -1990)

Современный этап литературного развития, благодаря общественным и культурным переменам, приобретает новые качественные характеристики.

Снятие литературно-идеологических табу, воссоединение литературных «потоков» метрополии и русского зарубежья, возвращение запрещенных произведений (от М.Горького до А.Солженицына), «освобождение» «андерграунда», пересмотр взаимоотношений советской литературы с мировым литературно-художественным контекстом.

В литературной динамике этого периода обнаруживает два взаимосвязанных, но неравноценных по духовному содержанию этапа. Первый («перестроечный») связан с надеждами на позитивное культурное обновление, обретение художественным сознанием подлинной творческой самостоятельности и характеризуется мощной литературно-публицистической и активностью. Отказ литературы от диктата идеологии и унифицирующих принципов советского «идейно-художественного единства». Эйфория единодушного приветствия центробежных тенденций, с которыми связываются радужные творческие перспективы. Дискредитация советской цивилизации и ее ценностей. Господство «альтернативного» стиля мышления, дискуссионность и поляризация мнений в критике, литературоведении, публицистике и художественной литературе. Пересмотр содержания и форм литературного процесса, распад писательских союзов, литературных организаций, издательств. Критика и дезавуирование соцреалистической методики и эстетики. Восприятие разрушения как творчества лучшей жизни. Обострение традиционного спора «почвенников» и «западников».

В то же время, феномен «возвращенной литературы» и интенсивный диалог писателей метрополии и русского зарубежья создают условия для новых центростремительных тенденций: быстро набирает силу тенденция рассматривать всю русскую литературу как единое пространство, включающее в себя все многообразие художественно-эстетических явлений. Тенденция к восстановлению православной идеологии и христианских ценностей в литературе. Появление литературно-публицистических концепций государственного и культурного обустройства (сб. «Иного не дано», «Как нам обустроить Россию» А.Солженицына и др.).

Новые подходы к изображению военной темы в романах В.Астафьева “Прокляты и убиты”, Г.Бакланова “И тогда приходят мародеры”. Современная кавказская повесть (Ф.Искандер, А.Приставкин, С.Липкин, С.Бородин, В.Маканин, Ч.Гусейнов, А.Черчесов и др.).

Появление новых писательских объединений, журналов, альманахов, государственных и негосударственных премий (Букер, Антибукер, “Триумф”, премии им. Л. Толстого и А.Солженицына).

Второй этап отмечен духовно-эмоциональным спадом, разочарованием в путях и формах общественного и культурного обновления. Скорая перемена идеалов и социальных форм и отсутствие ожидаемой позитивной динамики, неготовность общественного и культурного сознания к декларированному «демократическому» жизнетворчеству. Калькирование западных культурных и литературных образцов без учета их органичности русской культуре и национальному самосознанию. Общественная апатия, скепсис, этический релятивизм как благодатная почва для распространения в русской литературе заимствованной на Западе постмодернистской концепции искусства. Теоретические и эстетические концепты постмодернизма (деконструктивизм, симулятивность, безличность, принципиальная бездуховность, иллюзорность познания, отчуждение слова от реальности, «смерть автора» «мир как текст» и др.) в восприятии определенной частью русского художественного и литературно-критического сознания. Отождествление художественного развенчания тоталитарного режима в СССР и постмодернистской деконструкции ценностей западной цивилизации. Игра, гротеск и трагифарс в русской «постмодернистской литературе («Москва-Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Пушкинский Дом» А. Битова, поэзия Тимура Кибирова) как творческая реакция на искажение истины и постмодернистская «пляска смерти» как констатация отсутствия истины как таковой.

«Постмодернистская» проза Вен. Ерофеева, Саши Соколова, А.Битова, В.Пелевина и ее связь с традицией русского модернизма (А.Белый, В.Розанов), авангарда (В.Хлебников) и ОБЭРИУ (К.Вагинов). Развитие авангардистских и поставангардистских принципов изображения в новейших литературных течениях (метаметафоризм И. Жданова, А. Парщикова, А Еременко, «другая проза» Т. Толстой, Г. Петрушевской, В. Пьецуха, концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Вс. Некрасова.).

Тенденция к преодолению постмодернистских заимствований из западно-европейской культуры, осознание внутренней разнородности духовно-эстетических целей в западно-европейском постмодернизме и в русской «постмодернистской» литературе. Русский литературный «постмодерн» как «черта» под эпохой культурных деформаций в советской России.

УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Список текстов к курсу «Литература 20– 80-х годов»

Асеев Н. Лирика. Маяковский начинается [1].

Ахматова А. Лирика. Реквием. Поэма без героя.

И. Бабель Конармия.

Э. Багрицкий. Дума про Опанаса.

А. Блок. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция.

Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

М.Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Дни Турбиных. Бег.

Мастер и Маргарита.

А. Веселый. Россия, кровью умытая.

Вс.Вишневский Оптимистическая трагедия.

Ф.Гладков. Цемент.

М. Горький. Несвоевременные мысли. Жизнь Клима Самгина. На дне.

С. Есенин. Лирика 1917 – 1925 гг. Анна Снегина. Черный человек.

Е. Замятин. Мы. Пещера. Рассказ о самом главном.

М.Зощенко. Рассказы.

Вс. Иванов. Бронепоезд 14 – 69.

И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

В. Кириллов. Мы. Матросы. Железный мессия.

Н. Клюев. Сосен перезвон, Мирские думы, Плач о Есенине, Погорельщина.

А. Малышкин. Падение Даира. Люди из захолустья.

О. Мандельштам. Камень, Tristia, Шум времени, Египетская марка.

В. Маяковский. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня. Лирика.

Н. Олейников. Стихотворения.

Ю Олеша. Зависть. Вишневая косточка. Ни дня без строчки.

Б.Пастернак. Охранная грамота, Люди и положения. «Сестра моя – жизнь», Лирика 20-30-х гг., Доктор Живаго, «Стихи из романа».

Б. Пильняк. Голый год. Повесть непогашенной луны.

А. Платонов. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан. Возвращение.

М. Светлов. Гренада.

А. Серафимович. Железный поток.

А. Фадеев. Разгром.

Д. Фурманов. Чапаев.

Д. Хармс. Стихотворения.

В. Хлебников. Творения. Ладомир. Зангези.

М. Цветаева. Волшебный фонарь, Версты, Лебединый стан, Поэма горы. Поэма конца.

Е. Шварц. Тень. Дракон. Обыкновенное чудо.

М. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина.

Н. Эрдман. Мандат. Самоубийца.

* * *

Ч. Айтматов. Белый пароход. И дольше века длится день. Плаха.

В. Астафьев. Последний поклон. Царь-рыба. Печальный детектив. Пожар. Людочка.

А. Бек. Новое назначение.

А. Битов. Пушкинский дом.

Ю. Бондарев. Берег. Выбор.

В. Богомолов. В августе 44-го.

И. Бродский. Лирика.

В. Быков. Сотников. Знак беды.

А. Вампилов Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске.

Г. Владимов. Верный Руслан. Генерал и его армия.

В. Войнович. Необычайные приключения солдата Чонкина. Москва-2042.

А. Вознесенский. Лирика. Поэмы: Оза. Ров. Юнона и Авось.

Ф. Горенштейн. Койко-место.

Д. Гранин. Зубр.

В. Гроссман. Жизнь и судьба.

Е. Евтушенко Лирика. Поэмы: Братская ГЭС. Мама и нейтронная бомба. Фуку!

В. Ерофеев. Москва-Петушки.

С. Довлатов. Зона. Иностранка. Компромисс. Заповедник.

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.

В. Дудинцев. Белые одежды..

Ф. Искандер. Кролики и удавы.

В. Кондратьев. Сашка.

В. Маканин. Рассказы. Один и одна.

В. Некрасов. В окопах Сталинграда.

Л. Петрушевская. Уроки музыки. Три девушки в голубом. Время – ночь. Проза последних лет (по выбору).

А. Приставкин. Ночевала тучка золотая

Э. Радзинский. Беседы с Сократом. Театр времен Нерона и Сенеки. Лунин, или Смерть Жака.

В. Распутин. Последний срок. Прощание с Матерой. Живи и помни. Пожар.

Н. Рубцов. Лирика.

А. Рыбаков. Дети Арбата.

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Архипелаг ГУЛАГ.

А. Твардовский. Лирика. Поэмы: Василий Теркин. Дом у дороги. За далью – даль. Теркин на том свете. По праву памяти.

В. Тендряков. Хлеб для собаки. Пара гнедых.

Т. Толстая. Рассказы.

Ю. Трифонов. Московские повести. Время и место.

В. Шаламов. Колымские рассказы.

В. Шукшин. Рассказы.

Л. Улицкая. Сонечка. Медея и ее дети. Казус Кукоцкого. (Одна из повестей – по выбору)

Б. Ямпольский. Московская улица.

Б. Чичибабин, Н. Коржавин, В. Соколов, А. Жигулин, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич – лирика.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...