Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Физические упражнения и игры в социальной жизни древних татар



В возникновении и развитии физической культуры, как и других сфер человеческой деятельности, важную роль играют общие закономерности и подчинённые им характерные особенности, непосредственно связанные с политическими, социально-экономическими условиями их жизни, уровнем и спецификой культуры и другими факторами.

В нашем исследовании мы опираемся на концепции, разработанные К. Марксом. Ф. Энгельсом, Г.В. Плехановым и другими последователями ма­териалистического миропонимания.

Согласно материалистической теории происхождение и первоначаль­ное развитие физической культуры связано с трудовой деятельностью и бы­том первобытного человека. ''Первая предпосылка всякой человеческой ис­тории, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - это, конечно, существование жи­вых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов и об­условленное ею отношение их к остальной природе" [123, с.19].

О трудовой, производственной природе физических упражнений и игр свидетельствует Г.В. Плеханов, утверждавший, что труд старше игры. "Игра есть дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени" [206, с.61].

Материалистическая теория происхождения физических упражнений и игр нашла отражение во многих публикациях отечественных и зарубежных исследователей (Г.Ш. Абсалямов, Ф.А. Агапов, Я.Р. Вилькин, Г.С. Деметер, Т.М. Каневец, Н.И. Пономарёв, Ф.И. Самоуков, Ю.П. Симаков, В.В. Столбов, А.Б. Суник, Ю.А. Талалаев, Г.И. Чудинов, Г.Д. Харабуга, В.И. Элашвили и др.). Несмотря на обилие различных концепций, в т.ч. явно противоположных, материалистическую теорию пока ещё никому не удалось опровергнуть, поскольку она базирует­ся на неопровержимых доказательствах, почерпнутых не из субъективных умозрительных рассуждений, а на конкретном археологическом, этногра­фическом, демографическом материале, подтверждается наблюдениями из жизни народов различных частей света, стоящих и в наши дни на ступени родового строя (сохранившиеся аборигены Австралии, Африки, Латинской Америки, Крайнего Севера).

Из всей изученной нами научной литературы, отражающей рассматри­ваемые аспекты, наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают ра­боты ленинградского учёного Н.И. Пономарёва, особенно его монография "Происхождение и первоначальное развитие физического воспитания1' (1970). В этом капитальном труде Н.И. Пономарёв представил научно обоснованную и многогранно аргументированную концепцию общих зако­номерностей генезиса и типологической классификации физических упраж­нений и игр народов, живших в первобытном обществе. "Возникновение физических упражнений и физического воспитания, - делает один из выво­дов Николай Иванович, - обусловлено взаимодействием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень производства (охоты) и вызванные им потребности общества, под вторым - сознание человека" [211, с. 211].

Изучение литературы и источников дало возможность разработать ти­пологическую классификацию фундаментальных физических упражнений и игр, которые появились и получили развитие еще на ранней стадии суще­ствования человеческого общества. К их числу мы относим:

1. Имитационно-трудовые упражнения, которые трансформиро­вались в современном мире в производственно-прикладные системы физи­ческого воспитания.

2. Состязательные упражнения, которые стали первоосновой спорта.

3. Военные упражнения, которые впоследствии превратились в си­стемы военно-физической подготовки.

4. Ритуальные (культовые) упражнения и особенно игры, которые дали импульс для возникновения не только игр типа олимпийских, но ини­циировали в процессе длительной эволюции зарождение религий и формирование культуры.

Следует подчеркнуть, что все эти виды физических упражнений и игр в период первобытного общества были органически связаны между собой и функционировали как единый процесс, формировавший социальную куль­туру древнего мира. Дифференциация этих видов физических упражнений и игр стала происходить в условиях классового расслоения общества, осо­бенно в период образования рабовладельческих государств. Они составля­ли тот фундамент, на котором возникали и развивались системы физиче­ского воспитания в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, а также в более позднее время в цивилизациях Западного полушария среди ацтеков, майя, инков.

К числу первых по происхождению, несомненно, относятся имитацион­но-трудовые упражнения - ходьба, бег, метания, прыжки, переноска тяжестей, лазание по деревьям и скалам, плавание, гребля, стрельба из лука и другие, - составлявшие способы охоты, рыболовства, собирательства, т.е. неотъемлемые компоненты трудовой деятельности первобытного человека. Они были обусловлены потребностью передачи умений и навыков молодому поколению. Эти физические упражнения были первой школой, первона­чальной педагогикой, цель которой заключалась в том, чтобы научить де­тей тому, что знали родители. Имитационно-трудовые упражнения способ­ствовали появлению и развитию всех остальных, предоставляя им двига­тельные средства.

Наряду с общими закономерностями возникновения и развития физи­ческих упражнений и игр имеются и частные, свойственные отдельным на­родам или этническим группам в зависимости от климатогеографической среды их обитания, уровня социальной культуры и менталитета, интегра­ции с другими племенами.

Анализ произведений отечественных и зарубежных авторов, посвя­щённых исследованию физической культуры разных народов, свидетель­ствует о необычайно широком многообразии физических упражнений и игр у народов различных географических ареалов в различные исторические эпохи [Г.Ш. Абсалямов (1962, 1967), Г.Г. Агаев (1969), Ф.А.Агапов (1950,1971), М.А.Арипов (1961), А.К.Атаев (1969), Н.Т.Бабовская (1967), Х.К.Байрамкулов (1970), В.Г.Богораз (1949), В.Я.Бутанаев (1995), Г.М.Василевич (1957), О.В.Вахания (1960), Я.Р.Вилькин (1971), Г.Н.Волков (1970), М.А.Горгадзе (1961), Б.Д.Греков (1945), А.П.Ковалевский (1956), М.В.Косвен (1953), В.П.Кочнев (1968), В.В.Латышев (1893), А.Ф.Медведев (1966), Л.Г.Мррган (1934),Наджимов (1965), В.Николаев и А,Стручков (1971), Х.Д-Н. Ооржак (1994), О.П.Окладников (1950), Д.Омурзаков и Ю.Мухин (1973), Л.Н.Сагалаков (1969), И.Самбу (1979), Л.В.Певгова (1939), А.Н.Пискарёв (1976), Е.А.Покровский (1887), Б.В.Санданов (1964,1968), А.А.Сельбиков (1966), Ю.П.Симаков (1966, 1967, 1979), А.П.Смирнов (1966), М.Таникеев (1961), СА.Токарев (1964), Г.С.Туманян (1955), Н.Турсунов (1964), В.Цонков (1959) и др.].

Вопросы развития физической культуры татарского народа затраги­ваются в исследованиях историков, этнографов, культурологов и учёных других профилей [П.И. Борисковский (1957), В.Я.Бутанаев (1995), Н.И. Во­робьёв (1953), И.Г.Георги (1799), Б.Д.Греков (1945, 1948), А.Дудкин (1890), Б.Н.Заходер (1962, 1967), П.Знаменский (1910), Г.Ибрагимов (1966), Н.И.Ильминский (1892,1913), Исхакибн аль-Хусейн (XIV в.), Н.Ф.Катанов (1903, 1907), Я.Д.Коблов (1906, 1907), А.П.Ковалевский (1956), К.Лаврский (1953), Н.Лаптев (1861), В.В.Латышев (1893), А.Ф.Медведев (1966), О.П.Окладников (1950), Ф.Паули (1863), А.Ф.Риттих (1870), М.Рябушкин (1850), В.А.Сбоев (1856), П.Н.Третьяков (1934), К.Ф.Фукс (1814-1815, 1834, 1844), А.К.Халиков (1966), Г.Ф.Хрустов (1960), М.Худяков (1923). В.М.Черемшанский (1859), Н.П.Штейнфельд (1893) и др.] Как видно из библиографии, большинство работ написано в дореволюционный период и содержит в себе лишь фрагментар­ные сведения о развитии физических упражнений и игр. К сожалению, спе­циальных исследований по истории физической культуры Татарии слиш­ком мало [Н.Т.Колчин (1969), З.М.Кузнецова (1996, 1998), Н.А.Семенов (1929, 1945) и некоторые другие, опубликованные в периодической печати.

Анализ литературных источников показывает, что одним из первых кто письменно сообщил о приволжских татарах, живших в начале X в., был Ибн-Фадлан. Перевод и комментарии к его книге "Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу" были сделаны под редакцией академика И.Ю.Крачковского [226,с.77], а анализ её произвел харьковский историк А.П.Ковалевский [83, с.62]. Первые упоминания о племенах знаньинской культуры - предшественниках татар, проживавших на территории совре­менного Татарстана - встречаются у греческого историка Геродота в его сочинении "История в девяти книгах", написанном в V в. до н.э. Геродот называет эти племена иирками и тиссагетами [46, с.313]. Ценные сведения о культуре древних татар содержатся в монографии "Арабские источники X-XX вв.", тексты и переводы которой подготовили В.В.Матвеев и Л.Е.Куббец [4]. Большой интерес представляет описание основ и правил стрельбы из лука, изложенное в арабских трактатах.

Из исследований В.В.Латышева [107] "Известия древних писаний гре­ческих и латинских о Скифии и Кавказе" (1883) и П.Н.Третьякова [290] "К истории доклассового общества Верхнего Поволжья" (1934) известно о племенах, проживавших на территории современной Татарии. Кочевые племена в условиях патриархально-родового строя занимались скотовод­ством, охотой, бортничеством, рыболовством и торговлей со своими сосе­дями. На данном этапе развития первыми были физические упражнения и игры, связанные с трудом, которые способствовали выживанию в борьбе с соседними племенами и суровой северной природой, устройству быта. Их физические упражнения во многом были общими для всех тюркских наро­дов, вместе с тем имели свои специфические особенности, связанные с климатогеографическими условиями. Они получили своё отражение в устно-поэтическом творчестве, в характере бытовых привычек, ритуальных ак­тов, танцев и игр.

Анализ устного народного творчества показывает не только качества, какими в представлении людей этой эпохи должны были обладать физиче­ски совершенные люди, но и средства для их достижения: поднятие и пере­носка тяжестей, умение управлять конём, искусство владеть оружием - ко­пьём, дротиком, луком, палицей и др., - необходимые для воспитания вы­носливости, ловкости, быстроты, меткости, внимания и мышления.. Физи­ческие упражнения древнетюркского периода были обусловлены самими потребностями жизни, ибо в процессе труда человек постоянно совершен­ствовал орудия труда, а вместе с ними само человеческое тело и разум как производительную силу. Таким образом, возникали имитационно-трудовые упражнения, танцевальные движения и игровые элементы, подражающие рациональным трудовым действием, которые одновременно служили сред­ством военно-физической подготовки.

Вместе с этим в древнетюркский период появляются и первые школы батырства", возникают параллельно трудовыми состязательные упражне­ния, выделяются из общины группы лиц, ответственных за проведение це­ремоний посвящения, испытания и выбора вождей, старейшин для сохра­нения и передачи накопленного опыта. Состязательные упражнения спо­собствовали зарождению социальных институтов.

Население Волго-Камья в древнетюркский период находилось на по­следней ступени первобытнообщинного строя - на стадии первобытной со­седской общины, которая, по определению К.Маркса, "будучи последней фазой первичной общественной формации, является в то же время переход­ной фазой к вторичной формации, то есть от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности'' [123.С.160].

Эта переходная эпоха известна в истории под названием периода во­енной демократии, когда усиливается значение военной организации и утверждается персональная власть военных вождей племенных групп. В связи с этим возникают военные упражнения, которые потом перерастают в военно-физические системы.

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие материала, тема истории физических упражнений в древнетюркский период раскрыта явно недостаточно, лишь фрагментар­но. Докторская диссертация профессора Казанского университета Н.И.Воробьёва [35] "Казанские татары" (1953) посвящена этнографическо­му исследованию материальной культуры татарского народа и почти не затрагивает проблему физического воспитания. Этнографические очерки о татарах, их бытоустройстве написаны известными учёными Ф.Паули [204] "Народы России" (1863), А.Ф.Риттихом [229] "Материалы для этнографии России. Казанская губерния" (1870) также дают весьма скудные сведения о физической культуре. М.Рябушкин [236} в работе "Краткая история Каза­ни" (1850), рассматривает быт и обычаи татар, не касается интересующей нас проблемы.

Из иностранных учёных, которые путешествовали по России в XVIII-XIX вв. [Г.Балинт (1877), К.Мюллер (1776), И.Речберг (1812) и др.], только Й.Гнелин [342] в книге "Поездка через Сибирь" (1751) и Г.Вамбри (1885) описывают традиции физического воспитания татар, но не характеризуют их физические упражнения и игры.

Опираясь на общие закономерности, мы поставили задачей изучить и научно обосновать характерные особенности формирования и развития физических упражнений и игр татарского народа.

Первые сведения о татарах и их территориях относятся к 921-922 го­дам, когда арабский путешественник Ибн-Фадлан посетил страну Волж­ских Булгар [226]. Кочевые племена в условиях патриархально-родового строя занимались скотоводством, охотой, бортничеством, рыболовством и торговлей со своими соседями. Это и обусловило появление традиций способствующих выживанию в сложных условиях борьбы и сосуществования с природой, решению бытовых проблем. Эти традиции помогали обеспечить физическую подготовку человека к преобладающим видам деятельности, условиям жизни, а также дать определённое физическое воспитание в области гигиены, быта и труда.

На формирование физических упражнений и игр татарского народа, как и на весь уклад жизнедеятельности, менталитет его, огромное влияние оказал исторический процесс, при котором народы, населявшие террито­рию Российского государства, от первобытного строя перешли к феодалу ному, минуя классическое рабовладение. Процесс подчинения всей общественной жизни задачам военного дела не мог не повлиять на характер воспитания вообще. Традиции воспитания утрачивают свое единство, начинают приобретать сословные признаки, ко­торые используются господствующими" прослойками в своих интересах. Постепенно они приобретают классовый характер и разделяются на народ­ные традиции и традиции эксплуататоров. 'Это особенно заметно в ранне­классовом обществе Среднего Поволжья, которое известно под именем Волжской Булгарии.

Булгария была феодальным государством и в своем развитии прошла тот же путь, который был характерным для феодальных государств Евро­пы, возникших на базе разрушения родоплеменной организации, минуя ра­бовладельческое общество.

Булгаро-кипчакский период (Х-ХVI вв.). В традициях народов, населающих данный регион Среднего Поволжья, наблюдаются взаимопроник­новение и взаимосвязь. Наряду с этим происходят исторически важные" процессы объединения тюркских племен в единые народности.

Традиционными видами деятельности становятся земледелие, ското­водство, различные ремесла, торговля. Строятся деревни, появляются го­рода, возникают культурно-просветительские очаги, что предъявляет свои специфические требования к физическому воспитанию. В связи с этим из­меняются и требования к батырам: физическая сила перестаёт быть куль­том и на первый план выступают моральный облик и ум.

Этот период характеризуется следующими особенностями:

а) взаимообогащение и взаимопроникновение традиций в связи с объ­единением татарских племен в народность и с усилением связи с другими тюркскими племенами и народностями;

б) появление на социальной арене женщины как активной участницы состязаний, что закономерно приведет на следующих этапах к возникновению новых устойчивых традиций, связанных со специфическими областями женской жизнедеятельности;

в) формирование первых комплексов, систем упражнений и игр, обес­печивающих подготовку юношей к тем или иным видам соревнований.

Однако в этот период критерием оценки высокого уровня развития и физической подготовленности служит не достижение стандартного, отве­чающего единым требованиям, мастерства в технике выполнения отдель­ных, упражнений, а лишь победа в состязании.

Система физического воспитания кочевников-скотоводов была обус­ловлена образом жизни и была оптимальной для данных условий.

Основным занятием населения Среднего Поволжья в период феода­лизма (Х-ХVIII вв.) было земледелие и скотоводство. Подчиненное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество. Существенную роль играли торговля и ремесленные производства.

Развитие производительных сил в феодальном обществе привело к расширению ремесел и торговли народов края с соседними государствами и народами, способствовало усилению экономических связей между ними, развитию их культуры.

Вместе с тем феодальные отношения привели к экономической и по­литической раздробленности групп населения, их хозяйственной изолиро­ванности друг от друга, к ослаблению их военной мощи. К тому же междо­усобные столкновения приносили неисчислимые бедствия народным мас­сам, обнищание и закабаление. На развитие феодализма в Среднем По­волжье большое влияние оказало завоевание в ХШ-ХIV вв. татаро-монголами Поволжья и Руси. Волжские булгары - непосредственные пред­шественники современных татар, оказывавшие упорное сопротивление та­таро-монгольским завоевателям. Когда в 1223 году над их родиной нависла опасность, они хорошо сумели организовать оборону, проявив высокие моральные качества и хорошую физическую подготовку. Булгары через свою разведку заранее узнавали о продвижении монгольских войск, в нескольких местах "устраивали засады, выступали против них, встречались с ними и, заманив их до тех пор, пока они (татары) заходили за место засад, нападали на них с тыла, так что они оставались в середине;...перебито их множество и уцелели из них только немногие" [4, с. 126], - писал арабский исследователь Ибн-аль-Асир. Только в 1236 году, собрав огромное войско, монголы "силою и штурмом взяли город Булгар, который известен был в мире недоступностью местности и большой населенностью" [4, с.138]. Вся булгарская земля была разорена.

В течение всего "золотоордынского" периода булгары активно высту­пали против монголов, золотоордынских ханов и их ставленников. Эта борьба совместно с борьбой русского народа постепенно подтачивала власть завоевателей и привела во второй половине XIV века к распаду Золотой Орды.

Вопросы для контроля

1. Физические упражнения в процессе истории.

2. Особенности булгаро-кипчакского периода.

2.1. Особенности физических упражнений и игр у древних татар

Исторические социально-экономические, и природные условия жизни народов, проживающих на территории Татарстана, непосредственно, связаны с процессом возникновения и развития народных физических упражнений.

Первоначально физические упражнения состояли из движений, необ­ходимых в трудовой деятельности (бег, метание, лазание и т.п.), и движений, имитирующих трудовые действия. Они служили своеобразным сред­ством существования.

По мере развития общества, с одной стороны, и физической культуры, с другой, непосредственное сходство между формами трудовых действий и формами физических упражнений постепенно утрачивалось. Физические упражнения стали отличаться от трудовых действий тем, что ''они не слу­жат уже общественному производству непосредственно, но содействуют подготовке к нему, формируя определенные навыки, умения и знания" [211, с. 84].

С возникновением войн и военной подготовки последняя начинает влиять на развитие физических упражнений. Подготовка воина предпола­гает физическое воспитание, для которого использовались непосредствен­ные прикладные военные упражнения, взятые из трудовых.

В дальнейшем, по мере совершенствования военного дела, характер упражнений менялся. Наряду с узко прикладными упражнениями стали применяться упражнения, необходимые для общей физической подготовки.

Физические упражнения обогащались, в народной практике, приобре­тали более совершенные формы и местные особенности. Создавались новые оригинальные физические упражнения, умножались их варианты.

С расширением круга и числа физических упражнений возникают определенные методы и приемы быстрого их освоения, достижения высо­ких результатов в физическом развитии и выработке навыков прикладного характера. Таким путем эмпирически возникала народная методика обучения, воспитания и тренировки. Многочисленные и весьма распространенные физические упражнения, превратившиеся впоследствии в традиционные, являлись для широких масс населения школой физического воспитания, трудовой и военной подготов­ки. Верховая езда, борьба, охота, стрельба из лука, плавание, гребля, бег, прыжки и др. способствовали выработке у татарской молодежи ценных фи­зических качеств и боевого опыта.

Определенные физические упражнения (борьба "курэш", конные скач­ки и др.), выделившиеся по традиции как предметы соревнования в ма­стерстве, силе, способностях человека, стали впоследствии национальными видами спорта. Они превратились в один из мощных факторов подготовки человека к труду, военному делу, а также важным средством удовлетворе­ния его потребностей в здоровом отдыхе и развлечениях.

Рассмотрим некоторые из традиционных физических упражнений, ко­торые использовались татарским народом как главное средство педагоги­чески направленного воздействия на формирование и развитие человека. В этих упражнениях обобщен богатый опыт, накопленный человечеством и татарским народом, который отражён в литературных, произведениях К. Фукса "Праздники казанских татар" (1834) [301], ''Казанские татары в ста­тистическом и этнографическом отношениях" (1844) [303], Я.Д. Коблова "О татарских мусульманских праздниках" (1907) [82]. Эти упражнения опи­саны в произведениях М. Рябушкина ''Краткая история города Казани (1850) [236], М, Худякова "Очерки по истории Казанского ханства" (1923).[ЗЮ].

Верховая езда по-татарски. В физическом воспитании и военно-физической подготовке татарского народа верховая езда всегда занимала большое место.

Лошадь - это верный друг и товарищ татарина во время военных по­ходов, в военных действиях оборонительного характера. В мирное время лошадь - кормилица, а в свободное время, в дни праздников сабантуй и джиен она приносила хозяину радость победы на соревнованиях, славу. Вот почему татарский народ так любовно относился к лошади.

Уход за конем и умелая подготовка его к различного рода походам способствовали выработке отличных качеств у скакуна.

"Беговые татарские лошади малы, тощи, собой невидны, зато в бегу чрезвычайно быстры", - писал М. Рябушкин, хорошо знавший быт татар [236, с. 18].

Описывая историю Казанского ханства, М. Худяков отмечает: "...несравненными боевыми качествами отличалась казанская конница, Та­тары являются большими знатоками и ценителями лошадей. Все они - пре­восходные наездники, и с татарскими лошадьми в крае не могут сравниться никакие другие" [236, 27].

Стрельба из лука. Освещение основ и правил стрельбы из лука. Сравнение наставлений араб­ского трактата с приемами лучников Булгарии к Казанского ханства пока­зывает поразительное сходство этих приемов у населения края и у восточ­ных лучников. Это обусловлено сходными историческими условиями, ко­торые способствовали выработке одинаковой тактики, а также конструк­тивным сходством сложного лука лучников Булгарии и восточных лучни­ков.

Стрелок-лучник должен был знать мощность лука, которым он поль­зовался, мощность и прочность тетивы, бросок лука, предельное расстоя­ние полета, свойства и особенности каждой стрелы. Кроме того, он должен был обладать способностью натягивать тетиву на полную длину стрелы до наконечника без рывков и чрезмерных усилий, которые сильно бы вредили точности прицельной стрельбы. Автор трактата настоятельно рекомендо­вал лучнику не пользоваться ни слишком сильным луком, натяжение кото­рого вызывает дрожание рук, ни слишком длинными или слишком корот­кими для его руки стрелами [4, с. 131].

Кроме того, стрелок должен оставаться во время стрельбы в выпрям­ленном положении, занимать устойчивую позицию независимо от того, стреляет ли он стоя, сидя или с коня. Поза конных лучников Булгарии и Казанского ханства также была устойчивой. Они занимали косое положе­ние по отношению к цели, причем могли, приподнимаясь на коротких стременах, принимать позиции "стоя" и прикрываться щитом. Естественно, что поза лучников определялась и условиями, в которых они вели стрельбу, но основой являлись изложенные выше правила [4, с. 134].

Исхак ибн-ал-Хусейн в своём трактате описывает, что чрезвычайно важным для эффективности стрельбы из лука было прицеливание. О прин­ципах прицеливания у лучников Волжской Булгарии и Казанского ханства прямых сведений не имеется, но несомненно, что огромное значение при­давалось прицельной стрельбе, иначе не было бы возможности на полном скаку поражать цель, сбивать птицу на лету, попадать в движущуюся цель, будь то вражеский конник или зверь на охоте [4, с. 118].

Вызывает удивление огромная сила сложных луков булгар (40-80 кг и более), превышающая вдвое и вчетверо силу современных спортивных лу­ков (20 кг) [209, с.182].

Насколько велика была сила пущенной из лука стрелы, можно судить по разнообразным археологическим, письменным и этнографическим дан­ным. Так, например, в Лаврентьсвской летописи под 1184 г. есть прямые сведения о том, что от стрелы булгар не всегда могла надежно предохра­нить и кольчуга (броня) [209, с. 187].

Конечно, не всякая стрела могла пробить броню. Но в Булгарии были в употреблении не только панцири и кольчуги, но и специальные броне­бойные наконечники стрел. Стрела, снабженная таким наконечником, при огромной метательной силе, которой обладал сложный лук, могла сравни­тельно легко пробить кольчугу и другие оборонительные доспехи [4, с. 126].

По данным А.Ф. Медведева, "рекорды дальности полета стрел в древ­ности и в новое время очень редко превышали 500 м". У булгар эти цифры были намного больше. Об этом можно судить по тому, что в Булгарии существовала особая мера длины, именуемая ''полетом стрелы". Ею обозначали расстояние, которое пролетела из лука стрела, и равнялась она 0,6 верстам, или 642 м. Эта же единица измерения длины бытовала и у других тюркских народов. Кроме того, при стрельбе из лука, рассчитанной на вы­сокий результат, булгары использовали для своей безопасности различные предохранительные приспособления: орнаментированные щитки (найдены в Билярске), бронзовые и костяные защитные кольца и др. [136, с.49].

В.М. Беркутов в своей статье "Древние способы определения про­странственных расстояний у булгар-татар" (1964) считает, что татарский народ, на основе большого и длительного опыта, создал самобытную методику обучения приемам стрельбы и тренировки [25].

В основе обучения стрельбе из лука был правильный и совершенный показ приемов тренером-отцом, старшими братьями, а также стариками.

Мастерство владения луком и стрелой у татар доходило до такой сте­пени, что они могли безошибочно попадать в самые мелкие предметы, уда­ленные более чем на 100 шагов. Луком широко пользовалась чрезвычайно маневренная татарская конница, лучники которой могли выпустить в ми­нуту до 12-15 стрел, т.е. сделать 12-15 выстрелов [26, с.56].

Передача из поколения в поколение найденных и закрепленных прие­мов стрельбы из лука, традиционность этого вида народных физических упражнений является одним из важнейших достижений культуры татарско­го народа.

Стрельбой из лука татары занимались вплоть до второй половины XIX века. До настоящего времени лук и стрелы сохранились в различных районах республики, что отражено в литературе (например, в книге Б. Марихина "Тетюшские стрелки") [121].

Большое значение в быту и физическом воспитании молодежи имела охота (ау) как комплексный вид упражнений, который служил средством выработки меткости, глазомера, ориентировки. Она развивала силу, вы­носливость, ловкость, мужество, храбрость, настойчивость, формировала жизненно необходимые навыки в метании камня, копья, дротика, в меткой стрельбе из лука и ружья (позднее), быстрой ходьбе и беге за зверем, все­возможных прыжках и лазании, в переноске тяжестей, в быстрой езде вер­хом и т.д.

Развитие охоты на территории Татарии в период первобытнообщин­ного строя детально рассмотрено, наряду с другими вопросами, на боль­шом археологическом и этнографическом материале в работах А.Х. Халикова "Среднее Поволжье в эпоху камня и бронзы" (1966) [306], а также в работах О.П. Окладникова [166], П.Н. Третьякова[290], Г.Ф. Хрустова [309].

Охота использовалась в военно-физической подготовке, особенно в период военной демократии. Греческий историк Геродот, живший в 5 веке до н. э., так описывает один из способов охоты племен знаньинской куль­туры (Геродот называет их иирками и тиссагетами) Волго-Камья: "Охотник влезает на дерево и там устраивает засаду, а деревьями изобилует вся страна их; у каждого охотника имеются наготове лошадь и собака; ло­шадь низкого роста и потому приучена лежать брюхом на земле. Завидев­ши с дерева дичь, охотник стреляет по ней из лука, потом садится на ло­шадь и пускается в погоню за добычей, собака неотступно следует заним". Такая охота требовала длительной предварительной подготовки в стрельбе из лука, умения управлять конем в различных условиях местности, приуча­ла переносить непогоду [46, с.203].

Охотой успешно занимались и в период феодализма. По данным ака­демика Б.Д. Грекова, "болгары выделывали из березового дерева, в изоби­лии растущего у них, стрелы, необходимые им для охоты и войны" [50, с.208]. Среди археологических материалов, относящихся к этому периоду, имеются "многочисленные наконечники стрел - железные и костяные. Сре­ди них особое внимание обращают тупые наконечники, которые позволяли добыть драгоценную шкурку пушного зверя, не повреждая ее''. Охоту на крупных зверей вели "отравленными стрелами". Булгары на охоте доби­вались изумительной точности в поражении цели, что было замечено и иностранными путешественниками. Так, Ибн-Фадлан пишет, что "они (жители) искусные стрелки". Исследователь рассказывает также и о спосо­бе охоты "на четвероногое животное, лоб и рог которого продавался" "И они преследуют его в диких лесах и местах, чтобы убить его. А это (делается) так, что (они) влезают на высокие деревья, между которыми оно (животное) находится, Для этого собираются несколько стрелков с отрав­ленными стрелами, и когда оно окажется между ними, то стреляют в него, пока не изранят его и не убьют [226, с.302].

Как описывает Ибн-Фадлан, обучаться охоте татары начинали с детства. Она соединяла в себе верховую езду, стрельбу из лука, ружья, ме­тание камня, дротика или копья, ходьбу или бег с естественными препят­ствиями.

Охота разделялась на пешую и конную, одиночную, групповую и об­лавную. Для крестьян она была важным источником существования. Кроме того, охота являлась средством военно-физической подготовки, забавой и развлечением. Детей обучали быть на охоте приметливыми, познавать, в каких местах какая дичь (зверь) водится, учили ориентироваться на мест­ности по ее ландшафту. Недаром в народе говорится, что у охотника долж­ны быть глаза зорки и уши востры. Татары с малых лет учили своих детей выслеживать зверя, добывать пушнину. Летом догоняли зверя по следу, ко­торый только привычный глаз охотника мог различить в траве по едва смятым перевернувшимся листьям я погнутым стебелькам. Зимою пресле­довали белку по следу или снежным порошинкам, которые роняет это ма­ленькое животное, перебегая по ветвям. Татары обладали большим искус­ством выслеживания, угадывали в зимнюю пору, где зверь останавливался для еды, а где для отдыха; у голодного след легче, а у сытного - яснее и глубже.

Среди татарских детей и подростков было весьма распространено уча­стие в облавах на зверей (в XIX и в начале XX вв. преимущественно на зай­цев). В этих облавах участвовали даже дети восьми-девяти лет. Организа­торами таких облав были юноши и подростки. Нередко в них принимали участие до 30-ти и более детей. Облавы приносили детям много радости и веселья, в лесу стоял шум и крик, повсюду слышались возбужденные детские голоса. В то же время в коллективной охоте проверялись мужество и отвага, выдержка и выносливость юного поколения.

В старину коллективные облавы на зверей с участием детей и подрост­ков во главе с каким-либо опытным охотником были весьма распространены. Привлечение детей к охоте содействовало приобщению их к производственной деятельности взрослых и имело непосредственное воспитательное значение.

Зимние виды упражнений. Как известно, приспособления, увеличи­вающие ступающую плоскость при передвижении по снегу, употреблялись человеком еще в глубокой древности, задолго до нашего летоисчисления. Трудовая деятельность древних народов, живущих на севере, в Сибири, в высоких горах Кавказа, в Среднем Поволжье и в других местах, вызывала необходимость создания соответствующих приспособлений для передвиже­ния по снежному покрову. Это были простейшие лыжи, использовавшиеся в быту, на охоте, в военном деле и торговле с другими народами как сред­ство быстрого передвижения по снегу, а также для развития определенных физических качеств.

Арабские и персидские путешественники оставили ценные сведения о применении булгарами различных лыж и палок, о способе передвижения на лыжах, когда они ездили к северным народам Европы и вели с ними торго­влю. Б.Н. Заходер, анализируя иностранные источники о булгарах, пишет: "Булгары везут в страну вису и йура (северным народам. - З.Г.) товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега; сами люди передвигаются на лыжах [66, с.216]. Арабский путешественник Марвази, рассказывая о торговле булгар с северными народами, сообщает о сплошном снежном покрове, по которому нельзя иначе ходить, как на лыжах. Он указывает на то, что булгары ходили по такому снегу, "прикрепляя к ступням ног своих бычьи кости. Берут они свои два копья, втыкают их в снег позади себя, та­ким образом, скользят ноги их вперед по ледяной поверхности, и двигаются они со скоростью ветра, так что проходят за день большое пространство" [66. с.228]. Далее Б.Н. Заходер дает сведения о размерах лыж, способе прикрепления их к ногам, о своеобразных лыжных палках булгар, используя опубликованный Ц. Деблером вариант путешествия Абу-Хамида в Восточную Европу: "Дорога к ним (разумеется, северным народам, - Б.З.) по земле, которую никогда не оставляет снег; прикрепляют люди к коленям своим дощечки, специально приготовленные; длина каждой дощечки - 1 ба (равняется трем метрам), а ширина ее - 1 тгядь; передняя и задняя часть этой дощечки приподняты от земли, а в середине место, куда вставляет идущий свою голень, и там дыра; вот они прикрепляют голени свои ремнями из крепкой кожи и привязывают между двумя дощечками, что на ногах, длинными шандал подобно лошадиным поводьям, берут их в левую руку, а в правую - посох по длине ноги; нижняя часть посоха походит на мяч из ма­терии, набитый значительным количеством шерсти, такой же величины, как человеческая голова, но весьма легкий; (идущий) опирается на эту пал­ку, на снег, палка толкает его в спину, подобно тому, как действует моряк на судне. Таким образом, он быстро идет по этому снегу; если бы не это приспособление, не мог бы никто, конечно, там передвигаться" [66, с.235).

Татарская борьба "Курэш". Этот вид борьбы описан Г. Ахмаровым в его работе "Сабантуй': (1906), в других произведениях различных авторов: "Сабан у татар Казанской и Вятской губерний'' (1875), "Сабан - татарский народный праздник" (1874). Развитие борьбы "курэш", наряду с другими вопросами, детально рассмотрено, в работах Н.А. Семёнова "Сабан-туй" (1929). ''Национальные народные праздники в Татарии и их физкультурное значение" (1945). Самобытная, оригинальная борьба ''курэш'' создавалась на протяжении многих веков. Обогащаясь новыми техническими и такти­ческими действиями, она постепенно принимала чисто спортивный харак­тер.

Татарские народные игры. Трудно переоценить воспитательное значе­ние народной игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка, молодежи, да и взрослого человека. Игра органически присуща людям любого возраста, но особенно велика ее роль во всестороннем воспитании детей. Многие игры татарского народа существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты игр я забав, наполняет их новым содержанием, отражающим развитие общест­ва. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся множество усложнён­ных вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Народные игры, отражая реальную действительность, знакомят детей с национальной культурой, верованиями, обрядами и обычаями. Они способствуют форми­рованию мировоззрения, служат незаменимым средством воспитания пат­риотизма.

Татарские народные игры, по свидетельству многих летописных и литературных источников [40, 164, 307, 344, 345], отличаются разнообразием и динамизмом. Типологическая классификация, татарских народных игр включает более 300 различных игр, большинство из которых проводится на открытом воздухе и имеет, кроме того, закаливающий характер. Это игры на траве, на снегу, на воде и др.

Рассмотрим для примера некоторые наиболее характерные народные игры татар.

"Разбивание горшка" (Чулмяк вату). Играющий становится так, чтобы касаться пятками находящегося на земле горшка. Ему завязывают глаза и дают в руки палку длиной 150-370 см. По сигналу организатора игры он делает 10 шагов вперед, останавливается и поворачивается кругом на 180°. После этого начинает двигаться обратно по направлению к горшку. Когда, по его мнению, требуемое расстояние пройдено, он поднимает палку и бьет по горшку.

В некоторых районах эта игра проводится по-другому. На ровном мес­те ставят горшок. Шагах в 15-20 от него становится один из участников игры. Ему дают палку, завязывают глаза, три раза поворачивают на одном месте. После этого он проходит нужное, по его мнению, расстояние и три раза ударяет по горшку. Если ему удается разбить горшок, он выигрывает приз [250, с.32].

"Искание жгута" (Бау эзляу). Посредине майдана вбивают кол высотой 80-100 см. На нем укрепляют за середину веревку длиной 10-15 м. На обоих свободных концах ее завязывают петли такого размера, чтобы участники игры свободно могли накинуть их на плечи. Веревка с петлями на концах называется арканом. Игрокам завязывают глаза и разводят на диаметраль­но противоположные от кола стороны, недалеко от которого кладут жгут. По сигналу игроки начинают искать жгут, ползая на четвереньках. Как только одному из них удается его найти, ведущий опять разводит игроков на противоположные стороны. Наступает самый интересный для зрителей момент игры. Нашедший жгут старается ударить им другого участника игры. Последний, убегая от преследования, должен время от времени да­вать свистки, по звукам которых ориентируется ищущий его [250. с.39].

"Перетягивание арканом" (Аркан тартышу). Двое участников надевают на плечи петли аркана (веревка длиной 8-12 м с петлями, обшитыми мате­рией на концах) и становятся на четвереньки спиной друг к другу. По сиг­налу они ползут в противоположные стороны, стараясь перетянуть друг друга за определенную черту. Не разрешается хвататься за траву и вставать на ноги [300, с.9].

"Тянуть веревку" (Бау тарту). Игроки делятся на две равные партии и располагаются в колоннах друг против друга. Во главе каждой стоит наи­более сильный вожак, между ними расстояние примерно 1.5-2 м. Посредине на земле проводится черта. Играющие обоих партий берутся за веревку длиной 4-5 м и тянут ее, стараясь перетянуть противников за черту на свою сторону. Обязательным правилом является то, что игроки каждой партии, когда тянут веревку, должны быть лицом к противнику, нельзя поворачи­вать корпус вбок или назад, не разрешается упираться ногами в специально выкопанную для этого ямку. Сила и ловкость демонстрировалась и в таких играх, как "Бой мешка­ми на бревне", ''Лазание на столб", "По качающемуся бревну", "Кто силь­нее?" [300, с.14-19].

"Бой мешками на бревне" (Капчык сугышы). Двое, вооружившись не­большими мешками, набитыми соломой, садятся на бревно лицом друг к другу (бревно укрепляется на обычных козлах так, чтобы оно находилось над землей не выше одного метра для взрослых и 75 см для детей). По ко­манде участники начинают бить друг друга мешками. Кто упадет с бревна, считается побежденным, Запрещается держаться свободной рукой за брев­но - его можно коснуться только при падении [301, с.38].

"Лазание на столб" (Баганага мену). В землю закапывается вертикаль­но поставленное обстроганное бревно длиной 1-15 м для взрослых и до 5-6 м для детей, на верхнем конце которого помещается флажок или приз (тюбетейка, рубашка, гармонь и т.п.). Иногда столб смазывается жиром. Все желающие участвовать в игре по очереди подходят к столбу и старают­ся на него залезть. Обычно подтягиваются за счет усилия рук, а затем обви­вают ногами столб. Кому удается дотронуться до флажка рукой, награж­дается особым призом, или получает приз, укрепленный на столбе [250. с.40].

"По качающемуся бревну" (Селкенеп торгам бураня буенча). Бревно длиной 3-4 м устанавливается над землей горизонтально на высоте 1-1,5 м, Причем только один конец бревна укрепляется неподвижно, а на свобод­ном качающемся конце помещается приз с корзиной. Все желающие по очереди подходят к бревну и стараются пройти по нему до свободного кон­ца. Кому это удается, тот получает приз. Иногда упражнение выполняется с палкой в руках, помогающей поддерживать равновесие. В этом случае дли­на бревна увеличивается [301. с.39].

"Кто сильнее?" (Кем кочлеряк?). Двое, стоя спиной друг к другу, наде­вают через голову лямку, которая должна пройти под мышками и крепко обтянуть грудь. По сигналу каждый старается перетянуть другого за черту, отмеченную в трех метрах от него [250, с.41].

Подробно о содержании татарских народных игр для детей школьного возраста автор изложил в учебном пособии "Народные игры на уроках физической культуры" [101].

Вопросы для контроля

1. Верховая езда по-татарски.

2. Стрельба из лука и хота.

3. Популярные игры в быту татар.

2.2. Игрища и празднества татарского народа

Традиционные народные игрища и празднества, как уже отмечалось выше, берут начало от ритуальных (культовых) обрядов глубокой древ­ности. Их происхождение органически связано с язычеством. В процессе своего развития они постоянно претерпевали изменения в зависимости от политических и социально-экономических перемен и трансформации веро­исповедания, но всегда веками сохраняли сложившиеся традиции, служили ярким выражением духовных и физических качеств народа.

В отличие от игр и забав, народные игрища и празднества представля­ли собой, если говорить современными терминами, комплексные меро­приятия, включавшие в себя, кроме культово-религиозных отправлений, сопровождаемых нередко жертвоприношениями, художественные пред­ставления (пляски, танцы, хороводы и др.), спортивные соревнования.

Народные игрища и празднества с незапамятных времён были состав­ной частью жизнеустройства всех народов и эпох. Именно они у древних греков приобрели то великолепие и социальную значимость, которые во­плотились в Олимпийские игры и спустя пятнадцать веков возродились, завоевав признание и любовь в современном мире.

Традиционные игрища и празднества народов татарской диаспоры от­личаются до сих пор многообразием и неповторимым колоритом. Они но­сили как религиозный, так и светский характер и приурочивались, как пра­вило, к календарным сельскохозяйственным циклам, а также к отдельным событиям, например, крупной победе в сражении, рождению, свадьбе или смерти хана и др. Классификация татарских народных праздников, по данным Большой советской энциклопедии, включает мусульманские праздни­ки, посвящённые жертвоприношению - Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста - Ураза гаете, дню рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Их обрядовая сторона заключалась в коллективном утреннем богослуже­нии в мечети с участием мужского населения. В домах устраивались семей­ные торжества в кругу родственников [28, с.325].

Светские народные праздники возникли еще в доисламский период и продолжали бытовать в послеисламский. На территории Среднего По­волжья они появились в X века. Примерно в это же время казанские татары начали ежегодно отмечать праздник Сабантуй. Название праздника сабан­туй состоит из двух слов: сабан - плуг, туй - свадьба, торжество. Таким об­разом, праздник сабантуй является торжеством землепашцев в честь плуга - основного земледельческого орудия, праздником яровых, весеннего сева.

Татары праздновали сабантуй весной, когда на лугах не оставалось снега и появлялась зеленая трава. В этом празднестве принимало участие все население.

Традиции празднования сабантуя - очень древние. Сабантуй возник и сформировался в процессе трудовой деятельности людей еще во времена родового строя и господства языческой веры. Население края сопровожда­ло земледельческие работы различного рода магическими обрядами и це­ремониями. Земледельцы приносили в жертву своим богам "белую лошадь, уток, гусей" [18, с.72], просили о хорошем и обильном урожае. Культовая езда на конях должна была способствовать созреванию хлеба и урожая. В дальнейшем эти обряды и церемонии в пору весеннего сева приобретали все большее значение в жизни людей и становились все более определенными, повторяясь из года в год в одно и то же время. Постепенно они укорени­лись в народе, вылившись впоследствии в праздник, связанный с хозяй­ственной деятельностью человека. Игры и состязания, являющиеся неотъ­емлемой частью сабантуя, подчеркивали важность этого праздника в жизни земледельца. Позднее, в силу постоянного воздействия ислама, вытрав­лявшего языческие элементы этого праздника, на сабантуе сохранились лишь такие традиции, как проведение конных скачек, борьбы, бега, появились и некоторые особенности, отличающие его от подобных праздников чувашей (ака-туй), марийцев (ага-пайрам), удмуртов (гырны-потон), башкир (сабан-туй) и других соседних народов [228, с.21].

Со временем, с изменившимися историческими условиями подвергся изменениям и сабантуй, который народ продолжает праздновать и поныне, сохранив саму суть этого великолепного праздника.

Необходимо отметить, что история знает немало фактов, когда реак­ционно настроенная часть общества выступала против празднования са­бантуя и требовала его запрещения. Ярким выразителем подобных тенден­ций был, например, член-корреспондент Российского общества покрови­тельства животным Г.Е. Соловьев [240, с.45]. Светская аристократия и ре­лигиозные деятели неоднократно пытались включить в сабантуй ритуалъные и культовые отправления, однако мусульманство не внесло, по сути, ничего нового в празднование сабантуя. Несмотря на запреты и религиоз­ные преграды, сабантуй не потерял своего организующего и воспиты­вающего значения в деле физического развития и совершенствования наро­да.

Согласно обычаю, за несколько недель до сабантуя старейшины села устанавливали место и день праздника, собирали призы победителям. Каж­дое хозяйство выделяло обычно платок, красиво вышитое полотенце или другой предмет девичьего рукоделия для подарка будущим батырам. Местом для проведения праздника, как правило, избирались луг, ровное поле или поляна в лесу. Красота родной природы импонировала празднич­ному настроению людей. Майдан, или место состязаний, отгораживали ве­ревкой. Специально выделенные люди наблюдали за порядком и выполне­нием судейских обязанностей во время состязаний [238, с.51].

О предстоящем сабантуе извещались окружающие села, откуда прихо­дило очень много участников состязаний и зрителей. Наряду с татарами, в празднике участвовали русские, чуваши, удмурты и другие, что укрепляло дружбу между представителями разных национальностей. Население де­ревни еще до полудня начинало стекаться на майдан. Туда шли обычно пешком во главе со стариками, один из которых нес длинный шест с привя­занным полотенцем - своеобразным символом праздника. Иногда отправ­лялись на майдан и на подводах. В этом случае лошадей, сбрую и т.д, празднично украшали: в гривы лошадей вплетали разноцветные ленты, ду­гу обертывали цветной тканью или полотенцем. По прибытии на место вкапывали в землю длинный шест с прикрепленными на нем полотенцами, платками и другими вещами, предназначенными для награждения победи­телей соревнований. Зрители располагались тут же, вокруг майдана. В про­грамме праздника сабантуй были широко представлены различные виды физических упражнений, которые условно можно разделить на две группы. Это, во-первых, игры и состязания, сохранившиеся с глубокой древности, во-вторых, игры и состязания, возникшие сравнительно недавно. К первой группе можно отнести состязания по бегу, борьбе, конным скачкам, ко вто­рой - состязания с оттенком зрелищно-комического эффекта и игры, осно­ванные на ловкости и силе, которые появились во второй половине XIX в. Игры и физические упражнения сабантуя, как по форме, так и по характеру были весьма просты, но вместе с тем колоритны и самобытны. Они пользо­вались большой популярностью у народа и, становясь традиционными, превращались в могучее средство физического воспитания, укрепления бодрости и здоровья.

К одному из популярных видов соревнований на сабантуе, сохранив­шихся с древнейших времен, относится татарская борьба "курэш" (коряш). У большинства народов страны имеются свои национальные виды борьбы: ''кох" - у армян, ''гюлеш'' - у азербайджанцев, ''кураш" - у узбеков и т.д. У татар таким видом является борьба на поясах (кушаках), когда в качестве пояса используется полотенце [95, с,8]. Борьба "курэш'' широко отражена в целом ряде татарских сказок. В них она фигурирует, с одной стороны, как верное средство проверки физических и моральных сил различных предста­вителей народа, с другой стороны, как отражения техники борьбы, приемы тактических действий. Так, в сказке "Одиннадцатый сын Ахмет" отмечает­ся, что в борьбе "курэш" конечная цель схватки заключается в том, чтобы бросить противника на лопатки. В другой сказке, "Тан-батыр", описывает­ся борьба с дивом, где применяются такие приемы тактических действий, как утомление противника, отдых в схватке и т.д. [287, 178].

Герои татарских сказок, как правило, в совершенстве знают народную борьбу, искусно владеют ее техникой и тактикой и неспроста, так как в фольклоре всегда отражалась реальная действительность. Борьбе "курэш" татары начинали обучать своих детей с раннего возраста. Сначала детям общие наставления давал отец, а когда мальчик подрастал, его обучением занимался деревенский специалист по борьбе, который в совершенстве вла­дел техникой приемов и всеми ее тонкостями. Хорошей школой являлись соревнования по борьбе, организуемые на празднике сабантуй.

В этих соревнованиях добивался победы тот, кто был хорошо развит физически, в совершенстве владел техническими приемами, был смел и ре­шителен, предвидел действия противника, точно знал свои возможности и не переоценивал их, контролировал темп и ритм схватки. Не последнее место в его арсенале занимали внезапность, приемы, отвлекающие внима­ние противника, страховка, искусство падать и т.д. Поэтому к соревнова­ниям по борьбе специально готовились и мальчики, и взрослые. В свои тренировки борцы включали отработку приемов борьбы, упражнения по поднятию тяжестей - мешков с зерном, больших камней, молодых бычков. Например, победитель многих сабантуев по борьбе Шарифулла Гатиятуллин (1894 г.р.) из села Янгулово рассказывает, что его, когда он был маленьким, на тренировках отец заставлял поднимать мешки с грузом и кам­нями, а сам готовился к предстоящей борьбе, поднимая живого бычка. Иногда проводились тренировочные схватки, однако они носили неоргани­зованный, стихийный характер [250,с.74].

Определенный интерес представляет соблюдение особого режима пи­тания: за несколько дней до праздника и в день соревнований наиболее опытные борцы питались особо, например, медом и яйцами, то есть рацион питания состоял из легкой, но более калорийной пищи, которая позволяла возместить затрачиваемую энергию. Эту традицию соблюдения режима пи­тания можно встретить во многих районах Татарии и в наши дни.

Борцы на весовые категории не разделялись. Однако, по существую­щей издавна традиции, народ на глаз подбирал в пары борцов приблизи­тельно равного веса. Количество схваток и их продолжительность не огра­ничивались. Проходили они в быстром темпе, с небольшими перерывами для отдыха.

По неписаному закону соревнования в борьбе начинали самые малень­кие участники праздника сабантуй, их сменяли юношеские пары, а затем мужские. Иногда для юношей устраивали отдельный майдан. Во время борьбы мальчиков старались выпускать борцов примерно одного роста. Победитель схватки оставался в кругу, а против него выходил новый борец и т.д. Тот, кто завоевывал окончательную победу в борьбе, объявлялся "батыром", то есть богатырем, и награждался. Интересно отметить, что по исстари заведенным традициям самым почетным для борца призом счита­лось вышитое национальным узором полотенце. Батыр свято хранил полу­ченные на сабантуях полотенца. Знаменитые батыры завешали, чтобы пос­ле смерти их тело несли на этих полотенцах или даже клали их с ними в мо­гилу. Кроме того, очень часто батыру преподносили живого барана. Побе­да на соревнованиях по борьбе считалась очень почетной. Батырами гор­дилась вся деревня, сами же батыры не ограничивались выступлениями только в своих деревнях, а часто состязались на праздниках и в соседних деревнях. Наиболее знаменитые батыры приезжали на сабантуй в Казань.

Татарская борьба привлекала большой круг участников и зрителей, среди которых батырами нередко оказывались представители других национальностей. Борьба "курэш'' пользовалась необычной популярностью и давала возможность трудовому народу проявить свои физические способ­ности.

Одним из центральных моментов на состязаниях на сабантуе были конные скачки (ат чабышы) - один из национальных видов спорта у татар. Во многих районах Татарии сохранились названия мест "Ат чабышы урыны", "Ат чабышы болыны", в переводе - "Место скачек". Скачки проводи­лись в одном направлении. Очень выразительное описание конных скачек в Казани представлено в книге Шарля Речберга [345, с.201].

Наличие в состязании моментов острой спортивной борьбы и напря­женного соперничества сделали скачки очень популярными в народе. Глав­ная же причина популярности конного спорта заключалась еще и в особом, любовном отношении людей к лошади, имевшей в то время громадное зна­чение в хозяйственной и военной жизни народа. Немаловажным фактором в развитии конных скачек являлась и система награждения победителей крупными призами.

Во время подготовки к сабантую особое внимание уделяли подготовке лошадей к скачкам: кормлению, отдыху и в целом хорошему уходу. Однако предварительных регулярных тренировок лошадей, как это делается сейчас, до революции почти не было. Только за день до праздника, в так называе­мый, "Ат аягы кыздыру коне" молодежь выезжала на улицу. В этот день проводилась своеобразная тренировка лошадей.

Дистанция скачек на сабантуе колебалась от трех до восьмидесяти верст. В состязаниях участвовало до 20-30 наездников. Нельзя, конечно, утверждать, что все участвовавшие в скачках животные были первокласс­ными скакунами. Это были по большей части "обыкновенные деревенские лошади, однако довольно резвые и часто побеждавшие даже на соревнова­ниях в Казани [239, с. 16]. Обычно во время конных состязаний в качестве наездников приглашались несовершеннолетние мальчики 10-12 лет, кото­рые "умеют хорошо оными управлять" [239, с.18], или люди небольшой комплекции, так как легкость человека в весе и связанная с этим подвиж­ность и быстрота лошади особенно высоко ценились татарами на скачках. Все участники состязаний выстраивались на майдане в ряд (для легкости бега лошади были не оседланы), затем отъезжали к месту старта, делая разминку на пути. На старте всех лошадей выстраивали в один ряд, остав­ляя расстояние между ними. Устроители скачек пользовались большим уважением среди народа.

Стремительность и красота состязаний в беге (йогеру) всегда привлека­ли большое количество болельщиков и участников. Поэтому часто игры и состязания на сабантуе начинались с бега на различные расстояния [302, с.43]. Как правило, первыми бегали мальчики на дистанцию 500-600 м (полверсты). Один из аксакалов отводил бегунов к месту старта, и по его команде все участники устремлялись к тому шесту, около которого распо­лагалась комиссия. Вслед за детьми состязались юноши и взрослые на ди­станции от одного до двух-пяти верст. По традиции бегунов на длинные дистанции сопровождал конный всадник, который их контролировал, а при неожиданных травмах мог оказать необходимую помощь. В соревно­ваниях участвовало до 30 и более человек по каждой возрастной группе. Порядок состязаний взрослых был тот же, что и мальчиков. В деревенских сабантуях придерживались такой тактики бега: по сигналу судьи начинали бег все вместе, одной группой, в медленном и нарастающем среднем темпе, чтобы, так сказать, разогреться. Через некоторое время один из группы по­давал сигнал: "Киттек!'' ("Пошли!") - и все устремлялись вперед и бежали в полную силу. Встречались и другие варианты тактики бега. Например, на­чав бег в быстром темпе, участники умело распределяли силы и выдержи­вали темп до конца дистанции. Сразу после соревнований судья выстраи­вал участников и вручал им подарки. Затем они делали круг почета [302. с.44].

Заслуживают внимания методы тренировки бегунов, способы передачи взрослыми знаний, техники бега подрастающему поколению, которые представляют определенный интерес и сегодня. Например, как рассказывал победитель многих сабантуев по бегу Габидулла Тухватуллин (1880 г.р.) из деревни Кирби (Хаерби), перед соревнованиями по бегу на сабантуе отец давал ему такие советы: "Не закидывай при беге голову назад, не перевали­вайся с боку на бок, выше поднимай колени, не стискивай зубы, не задер­живай дыхания, быстро работай руками, не сжимай пальцы в кулак, на по­следних метрах пути ни в коем случае не укорачивай шаг" [250, с.82].

Победитель многих сабантуев по бегу Сабирзян Галимуллин (1886 г.р.) из деревни Сосна, еще будучи подростком, по совету аксакала Г. Магазова, тренировался перед сабантуями бегом вниз по уклону, включая рывки в полную силу. По его мнению, когда бежишь под уклон, шаги сами собой получаются широкими и свободными, и со временем приучаешься бежать так же свободно и по ровной дороге. Такая тренировка помогла С. Галимуллину легко побеждать на соревнованиях сабантуя [250, с.83].

Кроме обычных видов дистанционного бега, устраивались традицион­ные для сабантуя комические бега: "бег в мешке'' (капчык киен йогеру)", "бег с яйцом в ложке" (кашыкка йомырка салып йогеру), "бег на "трех ногах" (оч аякта йогеру), бег петухов" (атячляр йогеру), "бег кенгуру" (кенгуру йогеру), которые способствовали воспитанию быстроты, ловкости, согласо­ванности движений [250, с.85].

Указанные комические бега включались в программы праздников мно­гих народов. Но у каждого народа они имели некоторые различия в исполнении. Если, например, горские народы Северного Кавказа, надев на ноги мешок, подвязывали его под мышками и бежали до заранее обусловленно­го места по прямой линии [2, с.37], то татары придерживали мешки руками у пояса и бежали в мешках вокруг майдана. Причем, в зависимости от воз­растной группы, участники соревновались на один, четыре и более кругов. Очень оживленно и весело проходят традиционные для сабантуя игры, " Разбивание горшка", "Искание жгута", "Перетягивание аркана", "Тянуть веревку", о которых говорилось ранее. Уместно напомнить, что бег татар, "как и у многих народов имел и оздоровительно-профилактическую направ­ленность''. Ряд народных рекомендаций свидетельствует о том, как уберечь­ся от различных болезней, травм и при занятиях бегом: "После долгого бе­га не купайся - заболеешь" (Озак йогерганнян сон су коенма - чнрлярсен); "Если ты бегал и вспотел, то не пей холодную воду - простудишься" (Йогереп тирлягач, салкын су эчмя - суык тидерерсен); "В темноте не бегай - можешь ушибиться" (Карангыда йогермя - бярелеп имгянуен бар); "Когда держишь в руках что-нибудь острое - не бегай" (Кулына очлы айбер алсан - йогереп йормя); "Слишком туго не обматывай портянки - обморозишь но­ги" (Аяк чолгавын кысып урама - аягынны ошстсресен) и др. [61, с.26].

Нередко программа праздника сабантуй включала ''ряд обрядов, дет­ских и юношеских забав, составляющих его подготовительную часть - карга (дэрэ, зэрэ) боткасы - коллективное угощение кашей, приготовленной из со­бранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. В угощении и проводимых там играх участвовали все деревенские ребя­тишки. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц, которые готовила каждая хозяйка. Проводили его до сбора подарков, рано утром. Сбор продолжался 2-3 часа, затем дети высыпали на улицу и там начинались различные игры с собранными яичками" [28, с.326].

Вплоть до XIX века во время празднования сабантуя проводилась игра с куриными яйцами, в которой участвовали как взрослые, так и дети. Эта иг­ра была описана Е.А. Покровским [208, с.126-127].

Наряду с этими веселыми играми, в дореволюционном сабантуе быто­вали также игры и состязания, которые унижали достоинство человека, ко­торые, к тому же, очень часто носили и антисанитарный характер. Можно привести следующие примеры.

Предлагалось, например, такое упражнение на ловкость: из глубокого блюда или таза, наполненного катыком (кислым молоком), надо было до­стать ртом мелкие монеты, бросаемые туда богачами. Делалось это, ко­нечно, в угоду и по прихоти татарских баев, торговцев и купцов, а бедняки - крестьяне вынуждены были идти на всякие унижения, чтобы заработать немного денег. Или же практиковался такой номер: из публики вызывали несколько мальчиков, большей частью из детей татарского неимущего на­селения. Полуголодным детям давали по булке, и, по известному сигналу, у них начиналось соревнование, кто скорее ее съест. Подобные развлечения имели место в силу социально-экономических и культурных особенностей того времени и во многом соответствовали вкусам имущих слоев населе­ния, стремящихся к ''острым" зрелищам. [251, с.24].

Нужно иметь в виду, что не все описанные выше состязания сабантуя могли встречаться в одной деревне. Некоторые из них, за исключением борьбы, бега и скачек, могли и не проводиться в какой-либо деревне, но встречались в другой, могли не быть в один год, но проводиться на сле­дующий. Однако все перечисленные выше игры и состязания были харак­терны для праздника сабантуй в татарских деревнях. Игры и состязания на празднике сабантуй, кроме нездоровых, с точки зрения нашей этики и мо­рали, являлись прекрасной школой совершенствования физических и мо­ральных качеств, навыков трудового и оборонного характера, повышения техники выполнения упражнений и обмена опытом. Кроме сабантуя, бытовали у татар и другие игрища и празднества – джиен, кьзыл йомырка кене ("День красного яйца"), нардуган (роштва), по­лучившие наибольшее распространение в периоды Казанского ханства и Казанской губернии.

Вопросы для контроля

1. Сабантуй как первый национальный праздник.

2. Игры и состязания на сабантуе.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 955 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...