Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
<...> Мы должны осознать возможность повлиять своим сознательным решением на жизнь, и тогда нам представится единственно правильное решение этого вопроса об органе воспитания в форме 1) соединения или взаимопополнения семейного и общественного воспитания и 2) насыщения общественного воспитания, поскольку оно необходимо, духом и укладом семейного воспитания. <...> Взятый по отдельности, каждый из них окажется не в силах одолеть жизненную задачу во всей ее полноте, но вместе они, взятые с известным ограничением, дадут то, что нужно, и поведут по тому пути, на который указывает жизнь.
Семья одна как орган воспитания теперь уже недостаточна. <...> Жизнь настолько усложнилась и расширилась, что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждаются в обществе и знании как в необходимых помощниках. <...> Таковы директивы, которые нам дают интересы прежде всего детей, но в том же направлении, как мы убеждены, ведут и интересы взрослых.
Это решение диктуется и интересами женщины, наиболее заинтересованного в семье лица. При изменившихся условиях женщина ищет приобщения к человеческому труду. Этот труд нужен ей для поддержания и здоровья ее человеческой личности, он нужен и для семьи. Она хочет быть не только матерью, но и хочет жить как личность. Чтобы спасти ее от духовной гибели или упадка, ей нужно дать возможность сохранить семью и вместе с тем открыть возможность труда. <...> (с.209)
Огромная часть воспитательных задач требует в наше время специальных знаний и умений, и эти задачи большей частью не могут быть выполнены родителями не только по суровым жизненным условиям или по нелюбви к роли воспитателя, но из-за неподготовленности. <...> Всеобщее обучение, при котором дети проводят большую часть дня вне семьи, если оно нормально поставлено, не уничтожает семьи, а, наоборот, способно идти рука об руку с ней, точно так же нужно требовать всеобщего дошкольного воспитания, воспитательного воздействия школы и ряда воспитательных послешкольных учреждений; но все это вполне мыслимо при сохранении семьи. <...> На это время семья будет свободна от тяжести забот о детях, и женщина, где это нужно и где она этого хочет, может взяться за внесемейный труд. Тогда и для родителей, и для детей семья, в которую они будут возвращаться — одни со своих работ, другие из своих детских домов и школ, — перестанет быть домашним адом. Общественное воспитание дополнит то, что не в силах дать семья при современных условиях, но в основе оно само будет питаться тем, что может дать только семья. <...>
Социальное законодательство должно не только провести дошкольное воспитание и учредить везде наряду со школой дошкольно-воспитательные учреждения, детские дома или сады, где дети будут проводить основную часть дня и возьмут все, что можно взять в дополнение к семейному воспитанию. <...> Женщине должно быть гарантировано посильное рабочее время путем установления нормы рабочего дня; тут открывается бесконечная (и педагогическая) важность защиты экономической устойчивости семьи, избавления ее от грубых экономических случайностей, нормальной оплаты труда, государственной защиты и обеспечения материнства, беременности и периода кормления ребенка, страхования на широких началах и т.д. <...> И в самой семье необходимо укрепить материальное положение матери и вывести ее из современного тяжкого положения материально-правовой зависимости от мужа. Положение матери должно и материально оцениваться достаточно высоко. На него необходимо взглянуть как на общественное служение. <...>
Само собой разумеется, необходимо пойти дальше и в деле охраны детей от возможных злоупотреблений со стороны произвола родителей. Не без основания некоторые авторы требуют медицинского освидетельствования брачующихся. Эта мера должна ограждать женщину и детей по крайней мере от грубейшего нарушения их жизненных интересов.
Детям должна быть гарантирована возможность здорового вырастания, нормального воспитания и развития их личности. Государство и общество не должно мириться с тем, что дети массой гибнут в чаду улицы, от недоедания и т.д. (с. 210) Оно должно прийти на помощь семье, материнству и детям. Здесь педагог должен протянуть в своих требованиях руку социальному политику. <...>
Нельзя настаивать на необходимости семьи и в то же время ни в каком отношении не готовить к ней в школе, начиная с низшей и кончая высшей, — в школе, где учащиеся проводят огромную и важную часть своей жизни. Отсюда, в частности, и выясняется широта значения вопроса о совместном или раздельном обучении. <...> До тех пор, пока семья остается главным органом воспитания, нельзя взращивать и воспитывать детей так, что нашим питомцам ничто не напоминает об их будущей роли отцов и матерей, нельзя воспитывать бесполых существ, видящих в себе только будущих профессиональных деятелей.
Соответствующая подготовка к семье является насущной необходимостью. <...> Нельзя полагаться на один инстинкт, притом заглушённый и искаженный всякого рода ложными сторонами культурной жизни. <...> Необходимо обратить внимание на воспитание семейных склонностей, особенно материнских влечений у девочек, иначе судьба семьи, а с нею, может быть, и общества, будет решена в отрицательном смысле. Мы особенно подчеркиваем необходимость отражения этой идеи в воспитании девочек, потому что, по нашему глубокому убеждению, вопрос о том, какою будет семья, в очень большой, хотя и не исключительной степени, решается тем, какова будет женщина, потому что она, женщина-мать, нормально и наиболее целесообразно является центром и душой семьи; это верно хотя бы уже потому, что внутренний распорядок семейной жизни находится в ее руках, что дети всегда ближе к ней, чем к отцу. <...>
Необходимо сознательно культивировать дух семейственности нашей молодежи.
Сикорский Иван Алексеевич (1842—1919),
педагог, психолог, психиатр, доктор медицины.
СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА
1 Сикорский И. А. Семья как воспитательная сила // Педагогическая хрестоматия / Сост. К. Ельницкий. — 2-е. изд. - СПб., 1914. - С. 68.
За исключением небольшого числа талантливых детей, все остальные нуждаются в воспитательной помощи и воспитательном содействии для своего умственного развития. Такое содействие может быть дано семьей, правильно организованной. Эта самая естественная воспитательная среда. Все другие воспитательные учреждения — ясли, приюты, детские сады, школы — представляют только суррогаты семьи, и польза их... (взамен родителей) определяется тем, насколько они приближаются к семье. (с.211) В раннем детстве воспитательное воздействие семьи незаменимо. Важность семьи в деле воспитания вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность: детский сад, ясли, школа воспитывают среднего ребенка, среднюю, шаблонную душу, но не могут надлежащим образом вырастить индивидуальность. <...> Истинное развитие индивидуальности осуществимо только в семье.
Дети представляют собою нервно-психическое продолжение родителей и предков в физиологическом значении этого слова и носят на себе отпечаток родовых семейных свойств. Особенные отличительные качества ребенка и оттенки душевных дарований ума и чувства, — другими словами, индивидуальность дитяти находит в родной семье свою естественную почву, вернее и лучше понимается ею и потому легче и правильнее культивируется. Родители более всех других людей способны понять индивидуальность своих детей, потому что она есть отражение их собственных свойств. Родители продолжают жить в детях —- это не метафора только, но реальность.
И. А. Сикорский
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!