Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектический метод познания



«Диалектика есть душа всякого научного познания»

(Г.Гегель)

Законы и положения диалектики, направленные на познавательный процесс в виде методологических принципов, регулирующих ход этого процесса, составляют содержание диалектического метода познания. Он служит всеобщим методом и может использоваться любой наукой и на любом уровне познания. Данный метод включает в себя следующие основные принципы.

Принцип познаваемости сущностей заключается в признании того, что все сущности и законы как существенные связи постижимы, и в мире нет того, что было бы недоступно разуму. Это признание вытекает из положения диалектики о том, что сущность является, а явление существенно. По этому положению Гегель правильно отметил ошибочность взглядов Канта.

Принцип системности, служащий следствием учения о части и целом, системе и элементах, направляет исследователя на изучение объекта как некоего целого, вычленение его основных элементов, выяснение характера связей и отношений между ними и объяснение на основе этого закономерностей функционирования и развития объекта. Моментом этого принципа является положение о необходимости всесторонности рассмотрения объекта. Это положение вытекает из идеи всеобщей связи явлений и требует, во-первых, раскрытия всего многообразия свойств, связей и отношений изучаемого объекта и, во-вторых, дифференциации этих свойств и связей на существенные и несущественные, необходимые и случайные, общие и единичные, устойчивые и временные и т.д. Данный принцип позволяет преодолевать односторонность метафизического подхода

Принцип историзма, или развития, требует, чтобы в процессе познания происходило описание возникновения этого объекта, основных этапов его изменения и направлений дальнейшего развития. Знание прошлого и перспектив будущего есть условие глубокого понимания настоящего.

Принцип релятивности, вытекающий из положения из неисчерпаемости бытия, показывает: поскольку, во-первых, бытие – бесконечная иерархическая система систем и, во-вторых, развитие не имеет пределов, то в любой исторический момент наше знание характеризуется определённой неполнотой и определённой неточностью; развитие знания – это переход от знания менее адекватного к знанию более адекватному. Указанный диалектический принцип надо отличать от релятивизма - подхода, преувеличивающего относительность знания и вследствие этого отрицающего его возможную адекватность.

Принцип диалектического противоречия, вытекающий из закона единства и борьбы противоположностей, подразумевает, что для выявления главных причин, движущих сил развития изучаемых объектов необходимо раскрывать происходящие в них взаимодействия противоположных тенденций и сторон, т.е. противоречия, а также способы разрешения этих противоречий.

Принцип взаимосвязи качества и количества предполагает осуществлять переход от познания качественных и количественных характеристик объекта как самостоятельных к постижению их взаимосвязи, раскрытию превращения количественных изменений в качественные и обратного влияния нового качества на темп дальнейших количественных изменений. Данный принцип обеспечивает раскрытие механизма развития.

Принцип диалектического отрицания ориентирует исследователя на то, чтобы смену старого качества новым рассматривать как единство сохранения и уничтожения. В процессе развития новое, сменяя старое, включает в себя его определённые позитивные моменты, при последующем отрицании осуществляется возврат к старому, но на более высоком уровне и в другой форме.

Принцип восхождения от единичного к общему и обратно подразумевает переход путём индукции от исследования единичных объектов к выявлению их общих свойств, а среди последних наиболее главных – тех, которые представляют сущность изучаемых объектов. В последующем на основе знания сущности класса объектов путём дедукции даётся более глубокая характеристика единичных объектов.

Принцип детерминизма предполагает необходимость обнаружения причин и условий возникновения изучаемых объектов и установления однозначных и вероятностных форм причинности в объектах. Это позволяет, во-первых, прогнозировать с определённой точностью ход процессов в объектах и, во-вторых, открывает возможность управления этими процессами путём воздействия на их условия и причины.

Принцип единства необходимости и случайности ориентирует учёного на рассмотрение любой закономерности как инвариант (постоянный компонент) случайных явлений, а хаотичность, представленную массой случайных событий, как форму проявления скрытой закономерности. Этот принцип, лежащий в основе вероятностного стиля мышления, позволяет в хаотичном, неупорядоченном находить закономерное, необходимое. Значимость данного принципа сейчас возрастает в связи с ростом хаотичности и нестабильности жизни. Представители иррационализма всегда абсолютизировали хаотичность, в настоящее время это характерно для постмодернизма, который пользуется значительной популярностью в современной культуре и даёт ложную пессимистическую картину реальности. Диалектика может служить чёткой альтернативой постмодернизму.

Принцип многовариантности развития направляет исследователя на выявление спектра возможностей, которые содержит любая действительность, и соответственно на прогнозирование различных сценариев развития изучаемой системы. Этот принцип предполагает также обнаружение возможных пунктов бифуркации (разветвления) и изучение факторов, определяющих выбор системой того или иного пути развития. Этот принцип, вытекающий из положения диалектики о множественности заключённых в каждой действительности возможностей, конкретизируется сейчас в синергетических исследованиях и снимает ограниченность прежних представлений об однозначно предопределённом характере развития.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 988 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...