Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Техника как сфера бытия



Важной сферой материального бытия служит техника. Понятие «техника» (от греч. «техне» – умение, мастерство, искусство) используется в двух несколько различающихся, но взаимосвязанных смыслах. Техника в первом смысле – это способ деятельности. Примером такого рода может служить техника программирования, балетная техника, техника рисования и др. В этом смысле понятие техники близко к понятию методики. Техника во втором смысле – это совокупность изготовленных человеком устройств (машин, инструментов, строений, транспортных и коммуникативных средств и др.), предназначенных для создания различных веществ, предметов, энергии, информации, их преобразования, хранения и использования в производственных и непроизводственных целях. Далее будет идти речь о технике во втором смысле, т.е. об искусственных средствах и условиях деятельности и жизни человека.

В своём развитии техника в качестве промежуточного звена между человеком и природой как предметом труда прошла ряд этапов. Первый из них – этап использования ручных орудий труда. Он был характерен для доиндустриального общества. Здесь человек является основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй этап – этап машинной техники. Основой технологического процесса на этом этапе становится машина, а человек лишь дополняет её своими органами труда. Труд при этом становится механизированным. Машинная техника образовала материальную основу индустриального общества. Третий этап – автоматизированная техника. Человек перестаёт быть непосредственным звеном технологического процесса. К нему во всё большей степени переходит работа по созданию производственных программ, организации технологического процесса и контролю за ним. Непосредственно же управление технологическим процессом передаётся компьютерам. На этом этапе человек передаёт технике не только свои физические, но и определённые умственные функции. Автоматизированные и компьютеризированные предприятия составляют материальную основу посткапиталистического, информацинного общества. Человек, переставая быть непосредственным звеном технологического процесса, приобретает наиболее полные условия для творческой, специфически человеческой деятельности.

Таким образом, техника, с одной стороны, повышает преобразовательные возможности человека, а с другой – создаёт условия для его свободного развития. Именно благодаря технике труд в исторической перспективе должен перестать быть проклятьем, тяжёлой и изнурительной деятельностью по добыванию хлеба «в поте лица своего», но должен, по словам К.Маркса, превратиться в игру духовных и физических сил, в которой будут удовлетворяться высшие творческие потребности человека (3,с.285).

Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственная техника (промышленная, сельскохозяйственная, строительная), техника транспорта и связи, техника научных исследований, военная техника, техника процесса обучения, техника культуры и быта, медицинская техника, техника управления и обработки информации.

Поскольку предназначение техники заключается в повышении преобразовательных возможностей человека в отношении природы и самого себя, то техника характеризуется внутренней противоречивостью: в её конструкции учитываются как свойства природных объектов и материальной среды, в которой она действует и которую преобразует, так и физиологические, психологические и культурные особенности человека. Так, исторически первые орудия труда (каменные зубило и скребок, костяная игла, деревянная палица, копьё и т.д.) были приспособлены к обтёсыванию камня, сшиванию шкур, поражению дичи и др. Вместе с тем они были приспособлены и к человеческим руке, глазомеру, к передвижению на задних конечностях, к групповой деятельности и т.д. То же самое относится и к современной технике.

До ХVI века технический и научный прогресс были двумя относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности. В ХVI веке нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретического решения ряда технических задач. Компас, порох и книгопечатание были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу научной и технической деятельности. В последующем наука и техника всё больше стимулируют друг друга. Возникают специальные звенья научной деятельности, призванные доводить теоретические исследования до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, практические внедрения. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными открытиями: электротехника, радиоэлектроника, химия синтетических материалов, атомная энергетика, производство ЭВМ и др. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые задачи и обеспечивая её всё более точным и совершенным экспериментальным и вычислительным оборудованием.

До сих пор технический прогресс имел противоречивый характер, притом с середины ХХ века его противоречивость обострилась. Техника, с одной стороны, обеспечивала всё более комфортный образ жизни, массовое производство предметов потребления, средств связи, транспорта, более совершенного медицинского оборудования. И в этих своих проявлениях техника – благо, без которого немыслима цивилизация. Но с другой стороны, техника способствовала возникновению экологической опасности, многократно увеличила негативные последствия войн и терроризма, повысила количество различных аварий и катастроф, чрезмерно интенсифицировала жизнь и общение.

Как отражение в философском мышлении позитивной и негативной сторон технического прогресса в середине ХХ века сложились две крайние концепции. Первая из них – техницизм, который считал технику и технологии главными факторами развития человечества. Политика, наука, искусство, вся культура признавались целиком подчинёнными механизму научно-технического прогресса, а власть в обществе, по мнению техницистов, должна была принадлежать технической элите – технократам.

Другая концепция – антитехницизм – выступала как антипод первой. Антитехницизм рассматривал технику как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя. Антигуманизм, нивелировка личности, одиночество людей, безработица, создание примитивной массовой культуры – всё это, с точки зрения антитехницизма, - результат непомерного развития техники. Рецепт антитехницизма состоял в возврате к «естественному образу жизни», к ремесленному производству, к отказу от научно-технического прогресса, к бегству из городской промышленной цивилизации на лоно природы (3,с.285-286).

Представители техницизма преувеличивали роль техники в развитии общества и соответственно недооценивали значение политики, нравственности, искусства, религии. Сторонники антитехницизма тоже признавали зависимость всех сфер общества от техники, но считали эту зависимость чисто негативной. В настоящее время как преодоление крайностей прежних указанных концепций выработалось диалектическое понимание развития техники как противоречивого процесса и сформулирована задача гармонизации и гуманизации технического прогресса.

Дальнейшее развитие техники является необходимой стороной общественного прогресса, без совершенной техники невозможно достижение такого качества жизни, которое было бы достойно человека. В новом столетии, в частности, наукоёмкие технологии должны быть использованы для создания управляемой биотехносферы, в которой уже не будет существующего сейчас антагонизма между техносферой и биосферой. Только с помощью таких технологий возможно решение проблемы иссякающих сырьевых ресурсов, а также и других глобальных проблем. Великая гуманистическая роль техники состоит также в том, что с её помощью будут созданы полностью автоматизированные и компьютеризированные системы материального производства, человек будет освобождён от непосредственного труда в материальном производстве, будет устранена частная собственность на средства материального производства, а вместе с ней классовая эксплуатация, в результате чего и возникнет общество социальной справедливости, реальный гуманизм, о котором всегда мечтало человечество и о котором говорили представители религии и разнообразных социалистических учений. Однако надо не упускать из виду того, что в условиях, когда техника становится всё более могущественной, важно не допустить её использования для насилия и разрушения. В связи с этим возрастает роль этики в технической деятельности. «Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер – это служитель гуманности» (6,с.266).Главное для дальнейшего развития техники заключается в том, чтобы она была по-настоящему человечной.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...