Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практическая каббала



У большинства людей при слове “каббала” встает представление не о какой-либо философии, а о чер­нокнижии, магии и колдовстве. И действительно, практика магии всегда составляла ее непременную принадлежность. Каббала родилась окутанной в магию и чародейство.

Такого рода занятия противны Моисееву Закону.

Еврейское предание приписывает начало этим волшебствам царю Соломону, которого премудрость, по народным верованиям, и связана тесно с его знанием заклинаний и волшебств. Об этом пишет еще Иосиф Флавий. Современные каббалисты и ныне очень почи­тают так называемые “Соломоновы ключики,” приписыва­емые премудрому царю.

Чародейская практика сильно развилась в гаонский период в том ми­стическом движении, которое неразрывно связано с Каббалой. Тогда особенно проявилось увлечение физиогномикой, хиромантией, вызы­ванием духов и всякой магией, замечает Карпп. Некоторые ученые из Кайруана (в Персии) спрашивали Гаи гаона, как относиться к этим явлениям? “Эти мистики, — говорят они, — представляют нам множе­ство книг, которые наполнены таинственными именами Бога, ангелов, фигурами и тайными печатями. Кто желает предаться мистической прак­тике, пишет то или иное имя, исполняет то или иное действие, и тогда совершается чудотворение”.

Саадия гаон, живший в Суре Вавилонской в 892—914 годах по Р. X., очень почитаемый каббалистами позднейшего времени, излагал учение, дающее теоретическую основу магии (Там же. С. 170), а именно: го­ворил, что Бог в мире то же самое, что душа в теле, и одновременно присутствует во всех предметах. Это дает возможность обратного влия­ния от предметов на божество. Это тот же взгляд, который лежит в ос­нове Каббалы. Все существующее свыше и внизу, по ее философии, составляет одно целое, и нити всего космоса сосредоточены в человеке, который есть “распределитель влияний.” Человек соединяет в себе все элементы: бо­жественные, небесные, стихийные, материальные — и может влиять на все. Все существующее в мире высшем является здесь образом. “Все действующее на наши чувства имеет символическое значение, — харак­теризует А. Франк, — явления и формы материальные могут нам от­крыть то, что происходит в мысли божественной и человеческой” (A. Franck. La Kabbale. C. 163-164). Отсюда вытекают астрология и физиогномика с хиромантией. Каббали­сты читали “небесную азбуку,” которая образуется созвездиями и раз­личным расположением звезд. Наблюдая их, мы можем узнавать гряду­щие события. Точно так же физиогномика и хиромантия показывают нам не только характер человека, но и его судьбу.

В этом случае виды таинственного знания сообщают нам лишь пас­сивное предвидение событий. Но единство мира и положение в нем че­ловека дают нам возможность и активного влияния на события.

Обрисовывая учение Каббалы, Грец говорит: между миром здешним и миром божественным существует постоянная связь, и душа человека может воздействовать на божество. “Народ израильский призван способствовать обилию милостей (свыше) и, следовательно, сохранению мира. Для этого он получил откровение — Тору с 613 религиозными предписаниями, чтобы каждым своим поступком [мог] воздействовать на сефирот и некоторым образом вынуждать их к благодеяниям. Поэто­му обряд имеет огромное мистическое значение и непреходящую цен­ность. Обряды представляют магическое средство для сохранения всей вселенной.” “Предписанные молитвы производят безусловное действие, если молящийся умеет по тому или иному поводу обратиться к соответ­ствующей сефирот, ибо не прямо к Богу, а к ней нужно направлять молитву”.

Теория Каббалы, гово­рит Папюс (Папюс. Указ. соч. С. 37), связана с теорией магии единством идеи и символа в природе, человеке и вселенной. Действовать на символы, значит — дей­ствовать на идеи и на существа духовные — ангелов. Но не одни ангелы, а все вещи мира связаны между собою и со всеми другими субстанция­ми. Поэтому посредством материальных предметов можно оказывать влияние на духовные предметы.

“Внешние средства каббалистики, — говорит Папюс, — дает еврей­ская азбука с ее тройным значением букв: арифметическим, иерогли­фическим и непосредственным; и символическое соотношение букв ко всем трем мирам. Комбинировать еврейские слова значит — воздейство­вать на всю вселенную” (там же. с. 87).

Вся эта работа над Св. Писанием уже давно произведена, и в Каббале существует ряд таблиц, которые показывают соотношение между име­нами Божиими, ангельскими чинами, числами, буквами и разными отделами вселенной, элементами природы, членами тела и т. д. При со­ставлении таблиц и при установке этих соотношений Каббале служит та своеобразная форма “изучения” Св. Писания, которую мы уже отмечали в талмудической учености. Это — безгранично фантастический симво­лизм, рассечение текста и отдельных букв и расшифровка слов и даже букв.

История хасидизма и цадикизма полна рассказов о разных чудесах, но из нее мы не узнаем почти ничего о той стороне магических влияний, которые совершаются материальными средствами и жертвою. Несмотря на свое тысячелетнее существование, Каббала со сторо­ны практической остается весьма таинственной. А между тем она не есть движение отжившее. В течение всей истории она показывает себя живущей и развивающейся. С 16 века каббалистический мистический обряд получил новое развитие у Исаака Лурье.

Исаак Лурье — личность восторженная и увлекающаяся, жил в 1534-1372 годах в Палестине, где основал влиятельное каббалистическое об­щество, занимавшееся вызываниями духов, причем тайнодействующие облачались в какие-то особые ритуальные одеяния. Он рано умер в Иеру­салиме от чумы, но его дело продолжил его ученик Хаим Витали.

Этот Витали и подвергся жестоким нападениям известного ксендза магистра Пранайтиса, бывшего экспертом на суде по делу об убийстве Ющинского. Пранайтис доказывает, что еврейский мистицизм создал особое учение, будто бы при сотворении мира Иегова заронил в живые существа “искры” своей божественной святости и что из этих искр 288 были захвачены “злой” стороной мира, “клипот.” Освобождение этих искр необходимо для пришествия Мессии. Учение Витали, если его правильно передает Пранайтис, очень любопытно, так как воспроизводит манихейскую тему, проявлявшуюся и в христи­анских ересях. Это показывает, как разнообразны постоянные влияния, действовавшие на Каббалу.

Если подвести итоги, приходится сказать, что практическая Кабба­ла известна нам только в самом общем смысле, то есть в смысле разнообразного влияния человека на все сферы мира, от низших до высших. Что касается самих способов действия, они известны или поверхностно, или совсем неизвестны, служа предметом одних лишь догадок.

Известно, что существует две Каббалы. Одна европейская, родивша­яся из еврейской, но переработанная в главнейшем европейским умом; она наполняет собою наш оккультизм и поэтому даже в смысле воздействия на различные “планы” бытия известна относительно лучше. Другая Каб­бала, еврейская, известна лишь тесным кругам посвященных. Между евреями-талмудистами немало лиц, интересующихся Каббалой как уче­нием философским.

Но практическая Каббала остается тайной.

Каббалистические воззрения действовали на христианский мир, без сомнения, с самого начала своего возникновения, наряду с гностическими влияниями.

Пер­вым европейским каббалистом был уже Пико де Мирапдоль (1463-1494), изучивший Каббалу у евреев и распространивший знание ее сре­ди народов Европы. С тех пор ряд светил европейской науки и крупных общественных деятелей оказывается в связи с Каббалой, как, например, Рейхлин (1455-1522), Парацельс (1493-1541) и другие. Выработалась постепен­но так называемая “европейская” Каббала, которую по разным тонко­стям отличают от “еврейской.” От средних веков до новейших тянется цепь каббалистических мыслителей, связанных с умственным и обще­ственным движением Европы. Таковы Корнелий Агриппа, Постель, Роберт Флудд, известный деятель франк-масонства, крупнейший каббалист Сент Ив д’Альвайрд, Папюс (Жерар Энкос).

С другой стороны, Каббала глубоко воздействовала на еврейский мир.

Оно аналогично влияниям гностического и мистического характера.

По существу она твердо держится на почве мистической. Неразрывной остается Каббала и с разного рода магией. Но это тот ми­стицизм, который основан на идее самобытности природы, на замене природою идеи Бога Создателя, Бога Личного, существо Которого на­ходится вне созданной им природы. Поэтому каббализм подрывает как Моисееву веру, так и христианскую.

Kашрут on-line. О КАШЕРНОЙ ПИЩЕ

Наверняка, вы уже задумывались над тем, что неустанно повторяют диетологи: наше отношение к пище должно определяться не ощущениями «вкусно - невкусно», а понятиями «полезно - вредно». Наверняка, вы уже не раз пытались убедить себя в том, что вопрос о вашем питании требует разумного подхода: что есть, а от чего лучше воздержаться, когда следует есть одну пищу, а когда другую? И конечно же, не один раз вам приходилось читать статьи разных диетологических направлений, поднимающих вопрос о питании до уровня философских воззрений. А теперь, мы хотим задать вам вопрос: знаете ли вы, что сказано в Торе о том, как должен питаться еврей?

Авторы этого проспекта поставили перед собой цель - дать вам ясное представление о еврейских диетарных законах. Да, есть такое понятие: еврейское питание, и оказывается, что от него зависит в жизни еврея очень многое.

Тора относится к удовлетворению чувства голода совершенно однозначно: процесс еды - это духовный акт. Под воздействием пищи наши чувства делаются тоньше или грубее. То, что мы берем из мира, влияет на то, как мы потом живем... Что мы едим, как мы едим и в какой последовательности - все это влияет на жизнеспособность нашей души. Наша пища - это не только сочетание определенных химических веществ. Каждый вид ее несет в себе определенный заряд энергии. Авторитеты Торы (и в особенности мудрецы Каббалы) совершенно определенно говорят о том, что употребление запрещенной пищи крайне отрицательно влияет на еврейскую душу, изменяет в худшую сторону характер и в конечном счете приводит к многим душевным и даже физическим заболеваниям. Яркие примеры, доказывающие истинность этого мнения, - это масса истинных происшествий с людьми, казалось бы безнадежно больными, испробовавшими все средства медицины и в конце концов обращавшимися за помощью к Любавичскому Ребе, шлита, Королю Мошиаху. Что чаще всего отвечал им Ребе? «Проверить тфиллин и мезузы, тщательно соблюдать кашрут еды и питья».

Даже еврею, отправлявшемуся на Дальний Восток по делам бизнеса и попросившему благословения, Ребе ответил, что залог успеха - «соблюдение кашрута еды и питья».

Существует диета, прошедшая успешное испытание, самое длительное в истории человечества. Более 3000 лет назад Всевышний предписал особую диету целому народу - нам, сынам Израиля. В Своей Торе Он дал исчерпывающие указания, что нам полезно есть и пить, а что - вредно. «Полезно» - то, что, по Торе, является «чистым», а то, что она определяет термином «скверна» - в высшей степени вредно. И этот Диетолог - самый надежный на свете! Ведь только Тот, Кто сотворил мир, доподлинно знает, что действительно полезно, а что - вредно.

Что такое кашрут? Слово «кашрут» обозначает на иврите совокупность правил, с помощью которых определяют, какие виды пищи и напитков пригодны для употребления сынами Израиля. «Кашер» буквально и означает: «то, что пригодно» - это пища или напиток, которые Тора разрешает к употреблению. Каждый еврей обязан знать основные критерии кашерности. Однако, даже тот, кто более осведомлен в этих законах, далеко не всегда берет на себя ответственность самостоятельно определить степень кашерности продукта. Чем больше в нем составных частей - тем более сложна эта задача. Поэтому решающее значение имеет мнение раввина, в совершенстве знающего как законы Торы, так и технологию изготовления данного продукта. Отсюда следует, что покупая любые продукты, прежде всего необходимо обращать внимание на «эхшер» - знак кашерности. Это может быть надпись: «Под наблюдением раввината такого-то города», или: «Под наблюдением такого-то раввина». Более высокая степень кашерности обозначаечся словами «кашер лемеадрин», а самая высокая степень - «кашер лемеадрин мин амеадрин».

ПОМНИТЕ: надпись «кашер» без указания раввината или имени раввина, ответственного за кашерность продукта, не имеет никакого значения!

Мясо и птица. Мясо животных. Тора разрешает употреблять только мясо кашерных («чистых») животных, которые обладают одновременно двумя отличитсльными признаками: они имеют раздвоенные копыта и пережевывают жвачку. Это - домашний скот (корова, овца, коза) и некоторые дикие животные (например, олень или газель).

Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует - мясо этого животного есть запрещается. Так, хотя копыто свиньи и раздвоено, она является нечистым животным, так как жвачки не пережевывает. Это животное питается и нечистотами.

Наши мудрецы предостерегают, что тот, кто ест это мясо наносит большой вред и телу и душе.

Птица. Тора разрешает употреблять в пищу мясо только кашерных («чистых») птиц: кур, уток, индюков, гусей.

Некашерные птицы - это, главным образом, плотоядные и «санитары», пища которых - падаль, объедки, остающиеся от хищных зверей и птиц, гниющие отходы и т.п.

Для того, чтобы мясо «чистой» птицы стало разрешенным в пищу, необходимо выполнение трех из указанных ниже условии: «шхита», проверка и удаление крови.

Есть птичью печень разрешается только в том случае, если она прожарена на открытом огне.

Какое мясо считается кашерным? Для того, чтобы мясо «чистого» животного или птицы считалось кашерным, необходимо выполнение следующих условий:

1) Шхита. Животное или птица должны быть зарезаны «шохетом» - специалистом, соблюдающим все необходимые законы Торы. Евреям запрещено есть мясо животных или птиц умерщвленных другим способом или погибших от болезней.

2) Проверка туши - с целью выяснения, не имело ли животное или птица серьезных внутренних повреждений или болезней.

3) Удаление некоторых жил и нутряного сала - касается только животных и призводится опытным специалистом.

4) Удаление крови (строго запрещенной Торой к употреблению в пищу)

Все это, и в частности, последняя операция требует не только знаний законов Торы, но и практического опыта. Поэтому следует покупать только мясо «откашерованное» («мухшар» на иврите), то есть прошедшее всю эту необходимую процедуру.

ПОМНИТЕ: Тора разрешает есть печень, приготовленную только одним способом, - прожаренную на открытом огне!

Молоко и молочные продукты. Тора разрешает употреблять в пищу молоко только кашерных животных. Согласно еврейским законам, необходимо, чтобы за доением и приготовлением молочных продуктов наблюдал «машгиах» - доверенное лицо раввината. На всех молочных продуктах должен стоять знак кашерности.

Мясо и молоко. Особенно строго Тора относится к кушаньям, представляющим собой смесь мясного и молочного. Не только есть их запрещено, но и готовить и даже извлекать из них какую бы то ни было пользу - например, продать или скормить кошке или собаке.

Если такая смесь образовалась случайно, причем молочное и мясное имеют примерно равные или близкие объемы, то и само кушанье должно быть уничтожено, и посуда, в которой оно было приготовлено, подлежит очищению - «кашерованию». Пока это не сделано, пользоваться этой посудой запрещено.

Если же молочного в этой смеси намного меньше, чем мясного, или, наоборот, мясного намного меньше, чем молочного, необходимо обратиться за консультацией к раввину (так как, возможно, эта еда все же осталась дозволенной).

Для того, чтобы свести до минимума вероятность образования смеси молочного и мясного, в еврейских домах должны быть два полных комплекта посуды, ложек, вилок, ножей и всех кухонных принадлежностей вплоть до подставок для горячих кастрюль и мочалок для мытья посуды: один из них употребляется только для молочной пищи, другой - только для мясной»

ПОМНИТЕ: после того, как поели мясной пищи, необходимо подождать 6 часов, чтобы есть молочную; после того, как поели молочной пищи, прополаскивают рот и ждут всего полчаса (исключение - твердый сыр типа голландского: после него также выжидают 6 часов, чтобы есть мясное).

«Парвэ» - нейтральная пища. Пища, в состав которой не входит ни мясо, ни молоко, называется «парвэ» (нейтральной). Такую пищу можно подавать с мясом и с молоком, можно готовить ее в мясной и молочной посуде, добавлять в мясо и молоко.

Однако, если нейтральная пища была приготовлена в мясной посуде, пусть даже чисто вымытой, есть ее следует только на мясных тарелках, мясными вилками или ложками. А если еда «парвэ» готовится в молочной посуде, то и подается в молочной посуде.

Для нейтральной пищи не обязательна специальная посуда. Но обычно подносы и другая посуда, в которой пекут еду «парвэ» держат отдельно. Их не моют вместе с мясной и молочной посудой. При этом используют отдельные щетки, губки и полотенца.

Растительная пища. Любая растительная пища (овощи, фрукты, крупы и т.д.) разрешена в пищу, если эти продукты проверены и очищены от насекомых и червей. На употребляемые в пищу растения, выросших в Стране Израиля налагается ряд ограничений, связанных со святостью нашей страны. В своем естественном виде они являются «нейтральными» («парвэ»). Однако, после смешения с молочными или мясными продуктами, эти растительные продукты становятся соответственно молочными или мясными.

Осторожно - насекомые! Первая опасность, которая подстерегает нас в продуктах растительного происхождения - как свежих, так и сухих, и даже в консервированных, - это наличие червей и насекомых, даже мельчайших (есть которые Тора запрещает строжайше).

Поэтому все фрукты, овощи, крупы, даже прянности необходимо тщательно проверять перед употреблением в пищу, а муку - просеивать через очень мелкое сито. Главная трудность при этом - знать, что именно искать, где искать и как. Как правило, насекомые и червяки, живущие на зелени, имеют маскировочную окраску, что затрудняет их обнаружение. Метод проверки зависит от вида растения. Овощи с листьями - такие, как капуста - должны быть проверены лист за листом. Зелень (салат, петрушку, укроп и т.п.) замачивают в слабом растворе соли, уксуса на 10-15 минут, затем промывают под сильной струёй воды из крана и внимательно рассматривают. Внутри финика червяка обнаружить возможно только тогда, когда плод разглядывают на просвет против солнца или сильной лампы. Фасоль и другие бобовые сначала замачивают на несколько часов, а потом проверяют, выбрасывая те горошины, в которых есть дырочки или коричневые (или черные) пятна, проникающие под кожуру.

Особые законы в Стране Израиля. В Стране Израиля Тора предписывает исполнение целого ряда заповедей, связанных с земледелием и сельскохозяйственной продукцией.

«Трумот и маасрот»

Oт плодов Страны Израиля необходимо отделять некоторую часть (чуть больше 1/100), и лишь после этого плоды становятся пригодными в пищу.

«Орла»

Фрукты, созревшие на дереве в течение первых трех лет после его посадки называются «орла» и запрещены в пищу.

Урожай четвертого года должен быть «выкуплен», и лишь после этого плоды данного дерева разрешены в пищу. Из фруктов, выросших вне Страны Израиля запрещены лишь те, о которых достоверно известно, что они - «орла».





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...