Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учреждение, коим порядком учители русских школ имеют поступать



1. Учитель есть человек, которой детей читать и писать или иным каким наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И для того он, яко един отец им обсчий вместо многих родителей. Он должен по совести не токмо в их предприатом учении, но во всех делах, обхожде­ниях и поступках твердое и прилежное надзирание и попече­ние иметь, как отец о сусчих детех. И им без лености и продолжения все ясно и внятно добрым порятком и настав­лением показывать. Но как известно, что младенцы образы жития старших над собою от видения приемлют и по тому прилежно следуют, того ради должен учитель быть благора­зумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненных поступков, отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном слу­чае как пред божиим, так е. в. судом ответствовать за всякое преступление и соблазн должен.

2. Учители должны каждодневно в школу приходить преже прихода учеников; и если где учитель не один, то наипаче молочшей повинен то чинить, дабы столы и скамьи, осмотря, в порядок поставить, школа чтоб чиста, а замою тепла, чада и смрада чтоб никакого не было, и ежели что не исправно, то исправить, книги учебные, которые в шкапах хранятся, по местам разложить и все к приходу их изготовить. Если оке ко­торой учитель то презрит, то за едино умедление жалованья за неделю лишен будет.

3. Ученикам собираться в школы летом, апреля с 1-го сентября по 1-му, поутру точно 6, после обеда 2, выходить до полудни 10, в вечеру 6 часов; зимою, т.е. октября с 1-го марта по 1-е число, приходить по утру 8, после обеда 12, выходить по утру 11, в вечеру 3; весною и в осень, т.е. в сентябре и марте, до обеда 4, после обеда 3 часа учиться.

Но сие разумеется о младенцах не меньше семи лет, кото­рые же меньше семи лет, тем убавить как пред позднем, так и по полудни полчаса и более, смотря по состоянию каждаго.

Самые же малые лет пяти и до шести не имеют долее си­деть как 2 часа споряд, дабы вдруг сидением не отяготить и науки им не омерзить, некогда же и междо учением может учитель на полчаса младенцем допустить погулять.

4. По собрании учеников в школу должен каждой учитель всех своих учеников, по росписи пересмотря, посадить и про­читать им гласно и внятно одно зачало из Новаго Завета, положеннаго на тот день, а имянно: поутру из Евангелиа, по обеде из Апостола и потом предписанную молитву, а в среду же и суботу часть ис катехизиса часть, чтоб всякой мог слышать и розуметь, и потом наминать учение. Пред отпуском же каждодневно всем ученикам за учителем говорить «Отче наш».

5. В учении младенцем должен учитель начинаюсчим аз­буку каждому сам начинать, и когда ему несколико раз буквы покажет, тогда посадить его подле такого, которой уже осно­вательно знает, и приказать, чтоб оной за ним надсматривал и как к показанию, так изречению букв поправлял, а за тем учителю почасту самому надзирать и поправлять, однако ж без всякой злобы и свирепости, но ласкою и с любовию показуя себя как словами, так и поступками любительно и ве­село. И когда будет чисто слова выговаривать и их позна­вать, тогда его похзалять и скорым науки окончанием обна­деживать. И потом же, как многие буквы познает и склады­вать начнет, тогда учитель может одному из учеников прика­зать, чтоб начинал, дабы ему к надзиранию других и прослу­шиванию уроков времени не оскудевало.

6. Чтоб ученики охотнее и скорее обучались и меньше при­нуждения и надзирания требовали, давать им мерные уро­ки, и как скоро которой урок свой выучит, так скоро его с похвалою из школы выпустить, чрез что и ленивым подается лучшая охота. Для котораго сперва давать уроки малые, и ко­гда способность в котором усмотрит, то по малу может учи­тель прибавливать, а ленивых наказывать, однакож не столь­ко битьем, как другими обстоятельствы, а наипаче чтоб более стыдом, нежели скорбию, яко стоя у дверей, привязану к ска­мье и на земли сидя кому учиться, или неколико часов из­лишнее пред другими в школе удержать. И если такие нака­зания жестокосердому недостаточны, тогда биением по рукам или лехкою плетью по спине, токмо того весьма храниться, чтоб часто не бить, ибо тем более побои в уничтожение и ученики в бестрашие приводятся. В голову же и по счеке учеников отнюдь не бить.

7. Хотя до сего времени неискуством учителей в обычай введено младенцев обучать азбуке, потом часовник, псалтирь, некоторые же Апостол и все оное наизусть, а потом писать, которым многих лет до пяти удерживали. И хотя оные книги наизусть читать могли, но силы слов не разумели, писать правильно и порядочно ничего не умели.

И для того ныне оный порядок отставить, а учинить тако:

Как скоро младенец азбуку выучит, то ученику начать для читания и показания склада учить книжицу, сочиненную преосвяченным архиереем новогородским Феофаном Прокоповичем, имянуемую «Первое учение отроком», и «Зерцало че­ловеческого жития», сочиненную его превосходительством гра­фом Брюсом; которыми при читании купно знанию закона божия и честного жития обучаться будет, Но и при том, когда младенец каков-либо стих выучит, должен его учитель спра­шивать, преж читая ему, знает ли он силу того, что учил, чтоб простым наречием и хотя непредписанным порятком пе­ресказал. (И хотя псалтирь же хотя не меньше страха божия и честнаго жития поучает, но для труднаго перевода неупо­требляемых нами многих славенских и весьма странных рече­ний и сложений многия и учители сами, что читают, не знают, и для того весьма бы нуждно такие учебные псалтири со ис­толкованием всех странных слов или вновь простым наречием переведши иметь напечатать, дабы всяк точно ее ра­зуметь мог). Но при том учителем смотреть, чтобы ученики читая не кричали, но каждой тихо про себя, чтоб другому в разумении, а учителю в прослушивании не мешали.

8. Как скоро объявленные книжицы, ученик складывать станет, тогда немедленно начать ему и писать буквы по чер­ной деревянной доске роствореным мелом, которой во всех школах иметь казенной. Оные буквы писать крупно, чисто и хотя разными, но употребляемыми почерки. И для того пись­ма уделять им после обеда час из вышеобъявленного времяни.

А когда внятно читать и все буквы хороше писать будет, тогда начать ему склады писать и сусче ис тех же, или для того нарочно сочиненных, книжек, тогда все время после обе­да оставить к писанию, токмо следуюсчее накрепко хранить: 1) чтоб в письме странных букв и много на верху стро­ки, а особливо целого слогу не писали; 2) чтоб одну букву з другою не мешали. И для того учителем грамматику и при сем приобсченныя правила прилежно читать, разуметь и хра­нить; 3) в начале всякого писания класть большую букву, потом також во всяком стихе начальную нечто побольше рядо­вых, а протчие все равны; 4) привыкать речь разделять точками, где дух переводить, запятыми, чтоб читаюсчему вразу­мительно было; 5) строки вести прямо и междо строк оставливать равно, в котором не малая письму краса есть, паки от младенчества правильно и порядочно писать и писанное чи­тать привыкнуть. И для оных же слогов давать каждому уче­нику бумаги казенной по 6 листов и смотреть, чтоб оное как для себя, так для других впредь хранили, а сверх того могут, от Канцелярии черные бумаги брав, обучаться, токмо им без­дельных сказок и врак писать отнюдь не допусчать. Сверх же того могут от Канцелярии данные указы или дела набело пе­реписывать.

9. Когда ученик довольно в писании основание положит, тогда начать ему писать и цифирь, а по выписании оной час пред полуднем и час по полудни ходить в арифметическую школу, токмо, чтоб не много вдруг во оную входило, разде­лить их по часам, дабы одни других переменяли. По научении же тройных правил начинать геометрии.

Для которого каждому ученику в школе давать инструмен­ты казенные и бумаги 12 листов, на которой должен все ученое в аривметике и геометрии записывать и хранить, чтоб при свидетельстве управителю мог оную бумагу не изодрану и не марану показать, в чем мастера тех наук должны ответствовать, и те тетрати по окончании года управителем, подпи­сав, отдавать ученикам, чтоб другой раз объявлять не могли.

А понеже арифметики и геометрии учители за недостатком есче не на все заводы определены, того ради оное положить на надзирателей работ тех заводов.

10. Понеже ори заводах обучаюсчимся для собственной своей пользы, чтоб в чины правления происходить и для пользы заводов, чтоб искуством надлежасчую услугу показыкать и вновь пользы изобретал приносить могли, нуждно разным необходимым к тому искуствам и ремеслам обучаться, яко: 1) и главнейшее есть, руды по их внешнему виду по­знавать и внутреннее содержание испытывать или пробовать и уведывать; 2) подобное сему механика, то есть хитродвижность, чрез которую научиться силу машин вычитать, оные вновь сочинять и с пользою в действо приводить; 3) архитектура или учение строений, чрез что искуство приобретет как всякое строение покойно и способно к намеренному упо­треблению заложить, крепко строить и с пристойною вида красотою отделать; 4) наука знаменования и живописи, к той же архитектуре и протчим наукам и ремеслам в помочь весьма полезна, понеже оная всех природных весчей сусчую подобномерность в членах разуметь и паче свет и тень различать поучает.

И сии все от нижнего ремесленника и до вышнего началь­ника каждому полезны и нуждны.

Протчия же особливо ремесленникам нуждны, яко: 5) каменья резать и грани, ибо, добывая руды, достают различныя каменья, которые иногда многократно дороже стоят, нежели руды 1000 пуд, но за незнанием бросают; 6) токарное ремесло, как собственно каждому, так наипаче при заводах нуждно и полезно; 7) столярное, 8) лояльное; механикам и другим многим мастерам нуждны, и если б кто сам работать не хотел, чрез оное удобнее о деле или сочинении росказать и ремесленника научить может.

И для того, при всех заводах, где искусные учители или такие ремесленники есть, всем, розделя время, по одному часу хотя и всякой день с переменами обучать, так, чтоб некото­рые приходили в ту или другую науку до полудни, а другие после полудни, дабы учители в наставлении могли исправляться и ученики за множеством напрасно не гуляли; но чтоб всякой учитель знал, в которой день и час кто у него мчаться имеет, должен главной той школы начальник роздать всем оным росписи, как приложенные при сем пример­ные табели показывают.

И тако ученики всех оных по малу обучиться могут. А ког­да кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему к той науке более времена допустить, а в другом убавить или весьма отставить. И для того инструменты а потребные мате­риалы неоскудно заготовлять и в готовности иметь казенное. Однако ж того смотреть, чтоб оные что-нибудь к заводам или на продажу годное делали, чтоб употребленные припасы на­прасно не пропали.

12. Управительские, подьяческие и церковничьи дети, как скоро по-русски научатся чисто писать и читать, тогда об них присылать ведомости и их самих к главному межевсчику для определения в немецкую, а церковничьих в латинскую школы. И оных более осми лет возраста их нигде не дер­жать, но понеже церкоеничьим детем не столько нуждно вышеобъявленные ремесла, того ради их некоторым, яко сто­лярному, токарному, пробирному, пояльному, весьма не учить, разве сам кто к чему охоту возъимеет, но вместо того учить пению по нотам, дабы в церкви искусными певцы быть могли.

13. Хотя выше сего о приходе и выходе учеником часы каждодневные показаны, но из оного выключаются все празд­ники и торжества, которым например сего года роспись при­ложена. Сверх же того, всякую суботу и среду, когда в седмице в учебные дни праздника не прилучится, после обеда не учить; ежели же в понедельник или другой учебной день праздник случится, то в среду и суботу по полудни учить, однако ж в суботу по полудни час прежде обыкновеннаго отпусчать. На дом ни для каких домовых праздников, яко имянин и пр., не увольнять, но отправлять им во дни недельные. И ежели которой ученик в урошное время не придет и прогуляет час или более, такого наказывать, кроме битья, по вышепоказанному в 6-м пункте; если же которой прогуляет без надлежасчей причины целой день, то оного наказать на теле; а буде которой более одного дня прогуляет, то у получаюсчих жалованье вычесть втрое, по чему на учебный день приходит, и сверх того донести управителю, которой помогаюсчего ро­дителя или содержателя равномерно накажет; а которые школьники не получают, то с тех родителей доправить против равных ему получаюсчих учеников, и сии деньги, записывая особно, употреблять на школьной расход со определенными на оную, и для того о всех прогулах в месечных ведомостях учи­телем писать имянно.

14. К научению грамоты и ко благонравию предпочтение подает немалую пользу. Того ради весьма нуждно различать, чтоб высший в науке высшее и место имел и всегда у нижайшаго правую руку брал, несмотря его рода, и возраста. Исче преимусчество: каждой в своей школе, в которой он другаго превосходить имеет, яко ежели Симен пред Маркою в руской школе – он и первенствует, а когда Марко в другой науке, яко геометрии или знаменовании и пр., превосходит, то во оной школе паки Марко преимусчество имеет.

Не в школе же должны все по классам друг друга почи­тать, и ежели из разных школ в равных классах вместе бу­дут, то латинские пред немецкими и немецкие пред рускими да первенствуют.

15) Для лучшего обучения, когда в церкви служба божия бывает, каждодневно посылать в церковь по очереди по 2 или по 3 ученика, чтоб оные, как благовестить станут, не медля шли читать, что им от попа повелено будет; тако ж им и на крыласе петь как в обедню, так заутреню и вечерню. А ежели которой прогуляет, то их наказывать учителю.

Во дня же праздничные должен всякой учитель всех своих учеников во время благовеста, собрав, отвести в церковь и поставить порядочно подле крыласов, малых спереди, а боль­ших позади, сам же над ними надзирать, чтоб кротко и чин­но стояли.

А которые петь учатся, тех должен учитель пения на крылосы для пения поставить и смотреть, чтоб согласно и гладко пели, а чрезвычайно не крычали.

16. Принуждать учителям учеников своих к чистоте, да­бы никто не умывшияся и не часавшися или с необрезанными нохтями в школу не явился.

17. Ни которому учителю позволено без ведома начальстуюсчаго своего вновь учеников не принимать и принятых от­пускать, ниже от учеников сверх своего жалованья что-либо не требовать и принимать.

18. Учителем смотреть, чтоб родители, сродники и те, у ко­торых они стоят, их домашних работ работать не заставляли, например дрова рубить и пр. тому подобное, понеже тем не токмо они в науке напрасно время потеряют, но от оной тя­желой работы руки портят и чисто писать делаются не способны, паче же от того в науке немалое продолжение чинится, что сии данные им уроки от сего помешательства не могут вытвердить, а учитель должен будет отвечать, что они долгое в школе учатся.

19. Должен он все непристойные игры ученическая пресечь и отрешить, наипаче же которые и не вредны, яко играть су­кою, городки, мясом, бабки – от того будет рука трястися, а особливо в кулачки, от того может потерять глаз, яко карты и протчие игры, но чрез частое увесчание свое во учтивость их приводить.

20. Учеников надлежит обучать честно говорить, кланять­ся, старейших почитать словом и местом, не токмо во училисче, но и в домех. Тако ж учеником пред протчими детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, не взирая на чин отца его и лета. Но когда кто во училисча придет че­ловек знатной для дела или присмотру их науки, тогда учени­ком надлежит встать от своих мест, обратя лицо на приходясчую персону, и по достоинству человека отдать поклон; ежели же он о чем спросит, дать отповедь кратко с почтением, а в лишней разговор и спор не вступать.

21. В содержании учеников учители должны со младенцами не слабо и не жестоко поступать, прилежно и внятно не токмо наукам, ремеслам принадлежасчим, но и страху Божию и благочестному житию поучать, с ними ласково поступать и более любовию, нежели страхом обходиться, и для того не токмо в школах, но и в гулянии за ними надзирали.

А понеже ложь во младенцах и кража суть такие злодея­ния, чрез которые, ежели во младости воздержаны не будут, то в возрасте от обычая вкоренившаяся всякое благонравное наставление изгоняют и благополучия лишают, того ради, онаго накрепко за учениками смотреть и по обличении, не упусчая ни малейшего, наказывать; если же к тому злодеянию от родителей повод или причина дастся, то немедленно доно­сить командиру, которой родителей и содержателей накажет; если же учитель презрит, то сам, яко потакаюсчий, постраждет.

22. Сквернословия и всякие непристойные слова не токмо во училисче, но и вне весьма накрепко запресчается, и дабы во училисче, кроме учения, лишних посторонних разговоров, а наипаче брани не допусчать, за которое по пристойности вины и возвраста наказывать.

23. Иметь ему об оных учениках, которые получают е. и. в. жалованье, каждого месяца имянной реэстр, и против каждого имяни в линейках отмечать - [не] явятца зачем, бо­лен или за отлучением куда. И при подании списков к даче жалованья писать имянно о том, у кого сколько в учении дней прогульных и больных, и уволенных.

А ежели кто из учеников Божиею волею разнеможется, то немедленно при письмах отсылать к лекарю и записывать имянно, с которого и по которое число был в лечении у ле­каря, також и от него принимать при письмах же.

24. Иметь ему каждодневальную записку всем о наличии, також о отлучаюсчихся и больных. И оной подавать по третям года, а к даче жалованья помесячно командуюсчим, однакож, чтоб от ленности болезней не притворяли или напрасно без надлежасчаго надзирания и лечения скорби не умножали, должен учитель немедленно о заболевшем доктору или лекарю объявить и требовать, чтоб осмотрел и о содержании определил.

25. Е. и. в. указы и протчие письменные дела, которые они получали и впредь получать будут от начальств, оным со­чинить числемой журнал с номерами и внесть с такою под­пискою – которого числа получены и под которым №. И со­держать оные всегда в чистоте под добрым охранением в удобном месте.

26. Иметь особливую книгу, в которыя вносить отходясчия доношение и протчия письма с номерами, каковы и с кем будут посланы подписывать, под которою подпискою должен он с кем пошлется, в приеме того ко отданию росписаться.

27. Всем полученным казенным в школы книгам и инстру­ментам иметь приходную книгу и всегда порядочно записы­вать. А которыя отдаются ученикам для обучения, те записы­вать в расходную книгу, имянно, - кому какая отдана бу­дет, - на ево имя с роспискою, а которые писать есче сами не умеют, вместо себя кому они верят, а без записки в росход и без росписки приемсчиков отнюдь никому не отдавать; и сказывать им, чтоб они приятые книги и инструменты всяк свое в чистоте и целости хранили и держали под страхом наказания и денежного платежа.

Ноября 9-го числа 1736 г.

На подлинном подписано тако: В. Татисчев».





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...