Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Св. Престол



Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол, знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствии Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва "о всех и за вся", т.е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Во изображение единственности жертвы Христовой на одном Престоле в один день совершается только одна Литургия. Престол представляет собой стол с крышкой квадратной формы. Сооружается Престол из твердого материала: дерева, камня, металла, во изображение Христа краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится посредине алтаря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения.

· Нижнее облачение называется срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при погребении.

Срачица делается из белого полотна.

· Верхняя одежда называющаяся "индитией", делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Божия.

Индития может быть темного Цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

1.1 Антиминс ("вместопрестолие") это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гриб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением частицею св. мощей.На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых.

Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи; это же время он служит свидетельствам того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа.

Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основание в Св. Писании. В данном случае Церковь руководствуется:

· Откровением св. Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Божие и "за свидетельство еже имеяху" (Апок. 6,9)

· и тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее "багряницею и висом (тропарь при освящении храма).

Св. антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.

Антиминсы для большей сохранности завертываются в другой плат, наз. “илитоном” (обвертка, повязка). Он напоминает собою "сударь", которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на Литургии, перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угрожает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию.

1.2 Евангелие, как содержащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам 4-х евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения. Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

1.3 Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма пли надгробной Часовни в миниатюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Дарохранительницу в целях охранения от пыли иногда закрывают стеклянным футляром.

Около дарохранительницы стоит мирница — ларец, где находится флакон со св. миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.

Над Престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а также запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Св. Духа (Запрестольный крест и икона выносятся на крестных ходах).

Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т.е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его "горним Престолом''. Горнее место это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собой Господа Славы Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.

В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на Горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою подлокотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово "интронизация", по-славянски "воспрестолие", настолование".





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...