Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория Чарльза Дарвина



XX в. в науке и философии часто называли веком человека: почти все философские школы и идеи вращались вокруг объяснения его природы и сущности.

В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результа-те естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет жи-вотных предков и, следовательно, его потребности формировались на основе потребностей животных. Еще Николай Коперник (1473-1543), образно выражаясь, сверг человека с пьедестала: оказалось, что мы живем не в центре мира, на «привилегированной» планете, а на одной из многих планет, обращающихся вокруг Солнца, которое тоже оказывается одной из многих звезд. По Дарвину, человек фор-мировался по тем же законам, что и другие живые существа. Не сле-дует ли и объяснение современного общества строить на этих общих биологических законах, прежде всего на законе естественного отбо-ра? Такой подход к природе человека предложил социальный дарви-низм, вульгаризировавший идеи Дарвина.

Социальный дарвинизм попытался свести закономерности раз-вития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособлен-ных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т. Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем -- Герберт Спенсер (1820-1903).

Социальные дарвинисты поставили важную и сложную научную проблему -- попытались понять, какую роль в человеческой жизни играют механизмы биологической эволюции, объяснить взаимодей-ствие биологического и социального начал в обществе. Однако их решение этого вопроса, как в конце концов признало большинство ученых, оказалось явно ошибочным. В обществе действительно про-исходят борьба и отбор, но их механизмы очень сильно отличаются от естественного отбора и борьбы за существование в живой приро-де. Поэтому все события в жизни общества (победа политической партии на выборах, переход от доиндустриального общества к инду-стриальному и постиндустриальному) остаются абсолютно непонят-ными, если их пытаться объяснять исходя не из социальных, а из биологических, дарвиновских законов. Сам Дарвин никогда не пы-тался это делать. Поведение отдельного человека также зависит от его социальных, а не только биологических потребностей. Крайние, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма сближа-лись с расистской и фашистской идеологией.





Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...