Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, и в результате этого обладания цветок погибает. Басё же хочет просто созерцать, причем не просто смотреть на цветок, но стать c ним единым целым - и оставить его жить...
Отношение Теннисона к цветку является выражением принципа облaдaния, или владения, но обладания не чем-то материальным, a знанием. Отношение же Басё... к цветкy выражает принцип бытия. Под бытием я понимаю такой способ сyществовaния, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в еди нении со всем миром.
Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между Востоком и Западом. Это различие касается типов общества - одно ориентировано на человека, другое - на веши. Ориентация на обладание - характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой и властью. В обществax, в которых отчуждение выражено в меньшей степени, и которые не заражены идеями современного «прогресса», например, в средневековом обществе, y индейцев зуни и африканских племен существуют свои Басе.
Фромм Э. Иметь или быть? - 2-e изд. - М., 1986. - C. 2З-25.
Вопросы и задания:
1. Почему античный человек не был человеком в современном смысле этого слова? Что в наибольшей степени сдерживало и ограничивало его свободу?
2. Какие новые возможности открывает христианская религия для сознания человеком своего «Я»?
З. B каком плане осознает себя средневековый человек?
4. Какие социально-экономические изменения, происходящие в эпоху Возрождения, делают человека более свободным, чем раньше?
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!