Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Контрольные задания. 1. Мировоззрение, его структура и уровни



Вариант 1

1. Мировоззрение, его структура и уровни.

2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).

3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии.

4. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. в 6 тт. Ч. 1 М., 1965. С. 439-500).

– Объясните, что имел в виду И. Кант?

– В чем по И. Канту проявляется пропасть, лежащая между человеком и миром?

– Сформулируйте нравственный императив Канта.

5. А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, сказал: «Сущность такова: раньше считали, что если бы каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».

– Какие концепции пространства и времени здесь охарактеризованы? В чём их суть? Какой из них отдаётся предпочтение сегодня?

6. «...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обу­словливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются, в конечном счете, все же решающими и образуют ту красную нить, кото­рая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию».

- При каких же условиях духовная деятельность оказывает активное влияние на жизнь общества?

Вариант 2

1. Философия как мировоззрение и наука. Проблема научности философии, ее различные интерпретации. Единство и различие философии и науки.

2. Философия средневековья, ее религиозный характер.

3. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Понятие личности и ее структура.

4. Дайте определение движения, если Вы:

Материалист-диалектик

Материалист-метафизик

Объективный идеалист

Субъективный идеалист

5. У немецкого философа XX века К. Ясперса основной философской категорией является смерть. Ясперс заявлял: “Философствовать – это значит учиться умирать”.

У другого немецкого философа этого же направления М. Хайдеггера основная философская категория – страх. Согласно Хайдеггеру, сущность человека – в существовании во страхе.

У французского философа А. Камю основная философская категория – самоубийство. Он писал: “Решить – стоит или не стоит жизнь того, чтобы прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии”. Представителями какого течения западной философии XX века все они являются и в чём основная идея и новизна этого течения?

6. Крупнейший ученый и философ XX в. В. И. Вернадский писал: «Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

– Как называется это учение В. И. Вернадского о взаимоотношении общества и природы, в чём его суть? Как соотносится данное положение В. И. Вернадского с сегодняшней экологической ситуацией?

Вариант 3

1.Структура философского знания.

2. Антропоцентрический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения.

3.Природные, биологические и социальные предпосылки происхождения человека.

4. Ряд философов высказывает мысль о том, что «…когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде, то такая философия может быть чем угодно, может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть» (Сорокин А. А. Философия – это форма самополагания человека в мире. //Философское познание: драматизм обновления. М., 1991. С. 179.).

– Чем же должна быть философия и какую роль она призвана выполнять в обществе?

5. «Русь надо угадать» (А. С. Хомяков). «Все, что мы утверждаем о нашей истории, о нашем народе, об особенностях нашего прошедшего развития, все это угадано, а не выведено» (Ю. В. Самарин).

– Как вы понимаете данные высказывание русских философов?

– В чем, с вашей точки зрения, проявляется «национальный дух» русского народа?

6. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?

а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.

в) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.

с) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконт-рольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.).

Вариант 4

1. Проблема субстанции в философии. Эволюция философского учения о материи.

2.Особенности философии Нового времени. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.

3 Проблема определяющих факторов общественного развития и ее основные решения (натурализм, идеализм, материализм, технологический детерминизм).

4. «В процессах саморазвития материи, в основе которых диалек­тическое единство и борьба противоположных тенденций - организации и дезорганизации, важное значение имеют изучения качественных уров­ней организации материи и раскрытие их взаимосвязи в ходе поступа­тельного движения от низшего к высшему».

– Какие подходы к классификации форм движения материи вы знаете?

– Что понимать под качественными уровнями организации материи?

5. Реальность же такова, с болью и горечью говорил П. Я. Чаадаев, что «мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принадлежали ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого».

– На основе данного высказывания проанализируйте, в чём заключается различие в оценке места России в мире по сравнению с западниками и славянофилами?

– Согласны ли вы с высказыванием П. Я. Чаадаева? Ваша оценка места России в мире.

6. Верно ли, что «сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его»? В чем, с вашей точки зрения, проявляется творческую активность сознания?

Вариант 5

1. Методы философии.

2. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Нового времени (Вольтер, Дидро. Монтескье, Руссо).

3. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект).

4. О каких принципах диалектики идет речь в цитате и в чем их органическое единство? «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел… В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они взаимодействуют друг с другом, и это их взаимодействие друг на друга и есть именно движение».

– Кратко сформулируйте основные принципы диалектики.

5. Бытует мнение на уровне здравого смысла: «Сколько людей, столько и истин». Имеется в виду, что у каждого человека – своя истина. Дайте оценку такому пониманию истины.

6. Дайте оценку нередко бытующей точке зрения на сознание, согласно которой сознание присуще и высшим животным, однако самый высокий уровень сознания имеет человек. Согласно ей сознание человека отличается от сознания высших животных только большей глубиной, большей способностью к труду и т. д.

Является ли сознание атрибутом только человека или животных тоже? Дайте определение сознания.

Вариант 6

1. Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

2. Немецкая классическая философия. И. Кант - родоначальник немецкого диалектического идеализма.

3. Общество как система. Экономическая сфера общества. Понятие материального производства. Структура материального производства, его элементы.

4.. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа XVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».

Что даёт человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?

5. «…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим».

– В каком смысле отрицание есть определенное нечто?

– В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите примеры.

6. Согласны ли вы с утверждением Э. Реклю: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят»? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 7

1. Специфика философии как мировоззрения, ее отличие от других типов мировоззрения.

2. Основные идеи и историческое значение марксистской философии в развитии мировой философской мысли.

3. Формационный, культурологический и цивилизационный подходы к исследованию общества, их соотношение и значение.

4. Согласны ли вы с утверждением А. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Как называется такая концепция истины?

5. В чем, по мнению Аристотеля, состоит отличие философии от других видов знания и наук, выраженное им в следующем утверждении: «Первая философия имеет своим предметом познание причин сущего, поскольку оно – сущее»?

6. Дайте анализ следующих суждений о сущности человека:

– человек есть животное, сознание и поведение которого сводятся к физиологическим реакциям на раздражители;

– человек – существо, сотворённое и управляемое богом, его сущность раскрывается через связь с богом;

– человек – иррациональное существо, его сущность – в свободе существования в себе и для себя;

– человек – сознательное существо, приспосабливающееся к среде для достижения успеха;

– человек – продукт и субъект деятельности, его сущность предстаёт как совокупность общественных отношений.

Вариант 8

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание

2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

3. Проблема происхождения человека в философии и науке.

4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философи­ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».

– Как Вы понимаете данное высказывание?

5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?

а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.

б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.

в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.).

6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?

Вариант 9

1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

2. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).

4. Какое, с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является наиболее правильным и точным? Аргументируйте свой ответ.

Сознание – это …

космическое явление;

свойство мозга отражать объективную реальность;

свойство, присущее всем живым организмам;

свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения.

Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественной продукт) без языка?

5. Как вы понимаете слова П.А. Флоренского о том, что «культура есть среда, растящая и питающая личность»?

6. Как вам представляется роль морали, права, власти в развитии общества?

Вариант 10

1. Проблема познаваемости мира и ее различные интерпретации. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о познаваемости мира.

2. Идейные истоки, особенности и исторические этапы развития русской философии.

3. Специфика и взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.

4. «Новая философия, – писал Л. Фейербах, немецкий философ X1X в., излагая суть своего учения, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии…»

– Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую новую разновидность материализма разработал Фейербах, её достоинства и недостатки.

5. С какими убеждениями Вы не согласитесь:

– «Человек – самая слабая в мире тростинка, но эта тростинка –мыслящая» (Б. Паскаль);

– «Прочие твари, пригнувшись к земле, только землю и видят. Лик человека ж вознесся, и небо стал созерцать он, гордо подняв свои взоры к далеким небесным светилам» (П. Овдий);

– «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он ее переделывает» (А. Франс);

– Человеку свойственно стремиться к новизне» (Плиний Старший);

– «Без многого может обходиться человек, но только не без людей»

(К. Берне),

– «Человек отличается от других созданий способностью смеяться» (Д. Адиссон).

6. Как вы понимаете слова К. Маркса о культуре как показателе степени отдаленности человечества от животного состояния, степени «человеческой сущности общества» и «общественной сущности человека»?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.

2. Исторические типы мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения.

3. Специфика философского познания, его единство и различие с наукой.

4. Предмет философии, ее структура и функции.

5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.

6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические формы.

7. Зарождение философии, ее исторические типы.

8. Особенности античной философии, ее космоцентрический характер.

9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.

10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

11. Философия Нового времени, ее отличительные черты.

12. Философия Просвещения. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв.

13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика.

14. Антропологический материализм Фейербаха.

15. Предпосылки возникновения марксистской философии, ее особенности и качественно новые идеи.

16. Историческая ограниченность марксистской философии.

17. Основные особенности западной философии XX в.

18. Проблема взаимоотношения философии, научного знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

19. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

20. Неотомизм – философия католической церкви XX в.

21. Главные особенности русской философии XI–XVIII вв.

22. Русская философия XIX–XX вв., ее основные идеи и течения.

23. Бытие и формы его проявления.

24. Философское учение о материи, основные этапы его развития.

25. Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи, их специфика и взаимосвязь.

26. Пространство и время – формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени в философии и естествознании.

27. Понятие категорий диалектики. Единичное, особенное, общее.

28. Причина и следствие.

29. Необходимость и случайность.

30. Возможность и действительность.

31. Содержание и форма.

32. Сущность и явление.

33. Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

34. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Закон единства и борьбы противоположностей.

35. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Отрицание отрицания как выражение поступательного и спиралевидного характера развития.

36. Происхождение человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.

37. Природа и сущность человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, ее решения.

38. Смысл жизни человека.

39. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Проблема отчуждения личности и пути его преодоления.

40. Философское понятие общества. Проблема определяющих факторов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм).

41. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

42. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее.

43. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демографическая проблема и будущее человечества.

44. Роль народных масс и личности в истории.

45. Общественный прогресс и его критерии.

46. Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.

47. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

48. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, формы общественного сознания.

49. Философское понятие культуры, ее структура и роль в общественной жизни.

50. Понятие цивилизации, ее основные типы. Особенности и противоречия современной цивилизации.

51. Нравственные ценности, их роль в общественной жизни.

52. Эстетические ценности и их роль в общественной жизни.

53. Религиозные ценности и свобода совести.

54. Отражение – всеобщее свойство материи, ступени его развития. Происхождение сознания как высшей формы отражения.

55. Сущность сознания и его основные свойства.

56. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о возможности познаваемости мира.

57. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в познании.

58. Понятие истины, ее объективность. Истина и заблуждение.

59. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины.

60. Понятие практики и ее роль в познании. Практика как основной и всеобщий критерий истины.

61. Сущность научного познания. Критерии научности.

62. Структура научного познания, его методы и формы.

ТЕСТЫ

по философии

Из предложенных ниже вариантов ответов выбрать правильный ответ (или правильные ответы).

1. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:

А) мировосприятие;

В) миропонимание;

С) мировоззрение;

мироощущение.

2. Совокупность подходов, способов, приемов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:

А) методика;

В) метод;

С) методология;

D) механизм.

3. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира в целом – это:

А) гносеология;

В) онтология;

С) эстетика;

D) аксиология.

4. Методы философского познания – это:

А) анализ и синтез;

В) индукция и дедукция;

С) описание и сравнение;

D) диалектика и метафизика.

5. Что изучается в философии науки:

А) природа современного научного знания;

В) знания;

С) природа человека;

D) техника.

6. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

А) природных явлений;

В) объективного мира в целом;

С) социальной жизни;

D) судьбы, предназначения и высших идеалов человека

7. В философии «агностицизм»» понимается как:

А) рассмотрение процесса познания;

В) рассмотрение объектов познания;

С) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

D) сомнение в возможности познания.

8. Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия …

А) разрабатывает общетеоретическую модель социума;

В) накапливает и транслирует новое знание о мире;

С) разрабатывает методы научного познания;

D) способствует формированию у человека представлений об основных ценностях.

9. Выделите историческую форму идеализма:

А) метафизический;

В) объективный;

С) стихийный:

D) антропологический.

10. В основании плюрализма лежит:

А) одно начало;

В) равноправие двух первоначал;

С) множество исходных оснований;

D) ни одного начала.

11. Какой признак не свойственен философскому мировоззрению:

А) максимальная общность;

В) абстрактность;

С) наглядность;

D) системность.

12. Что, по мнению Демокрита, является главным условием для движения

сущего:

А) сгущение и разрежение воздуха;

В) пустота;

С) энергия атомов;

D) вакуум.

13. Кто из античных философов произвел впервые классификацию наук:

А) Пифагор;

В) Платон;

С) Аристотель;

D) Сократ.

14. Проблема человека в философии была поставлена…

А) Зеноном;

В) Гераклитом;

С) Демокритом;

D) Сократом.

15. В схоластике провозглашалось различие между:

А) верой и разумом;

В) наукой и теологией;

С) теологией и философией;

D) философией и наукой.

16. Какое положение характеризует такое направление средневековой философии как реализм?

А) сущность вещи не обладает подлинной реальностью;

В) сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до самой вещи;

С) подлинной реальностью обладают единичные предметы, а не общие понятия;

D) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом.

17. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…

А) психологии;

В) науке;

С) богословию;

D) этике.

18. Наиболее видным представителем зрелой схоластики является:

А) Пьер Абеляр;

В) Ансельм Кентерберийский;

С) Фомы Аквинского;

D) Роджер Бэкон.

19. Крупным социальным философом эпохи Возрождения считается:

А) Галилей;

В) Кальвин;

С) Макиавелли;

D) Коперник.

20. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противопоставляющая схоластике и духовному господству церкви:

А) теоцентризм;

В) материализм;

С) дуализм;

D) гуманизм.

21. Основной объект исследования в антропоцентризме – это…

А) космос;

В) Бог;

С) человек;

D) природа

22.Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:

А) Эразм Роттердамский;

В) Никколо Макиавелли;

С) Франческо Петрарка;

D) Томмазо Кампанелла.

23. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон является родоначальником европейского:

А) идеализма и стоицизма;

В) объективизма и скептицизма;

С) материализма и эмпиризма;

D) позитивизма и прагматизма.

24. К какому философскому направлению относится мировоззрение Р.Декарта:

А) эмпиризм; В) монизм;

С) дуализм; D) плюрализм.

25. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

А) агностицизм;

В) скептицизм;

С) стоицизм;

D) гуманизм.

26. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского просвещения:

А) математика;

В) механика;

С) психология;

D) астрономия.

27. Последователи марксистской философии:

А) В. Дильтей;

В) Г. Плеханов;

С) Ф. Ницше;

D) К. Леонтьев.

28. Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:

А) межличностные;

В) политические;

С) производственно-экономические;

D) классовые.

29. В основе общественного развития согласно материалистическому пониманию истории, лежит:

А) воля великой личности;

В) политическая доктрина;

С) способ производства;

D) система ценностей.

30. Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название:

А) абсолютный идеализм;

В) субъективный идеализм;

С) диалектический и исторический материализм;

D) агностицизм.

31. Класс социума способный переустроить общество, по К. Марксу – ….

А) элита;

В) пролетариат;

С) крестьяне;

D) буржуазия.

32. Субстанция - это…

А) Предельное основание, первооснова мира;

В) То же, что и бытие;

С) Элементарное материальное образование;

D) То же, что и материя.

33. Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как…

А) позитивизм;

В) сциентизм;

С) наукоцентризм;

D) антисциентизм.

34. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания – это…

А) релятивизм;

В) постпозитивизм;

С) неопозитивизм;

D) структурализм.

35. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

А) безосновная воля;

В) воля к жизни;

С) воля к власти;

D) воля «как жизненный порыв».

36. Основная проблема в философии экзистенциализма – это…

А) формирование этики;

В) отчуждение человека;

С) развитие науки;

D) анализ языка.

37. Понятие, обозначавшее ситуацию, сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.:

А) модернизм;

В) неопозитивизм;

С) постмодернизм;

D) экзистенциализма.

38. Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем:

А) XIII –XVII вв;

В) XI –XVIII вв;

С) XI –XVII вв;

D) XIII –XIXвв.

39. Автором произведения «Слово о законе и благодати» является:

А) Иоанна Дамаскин;

В) Иларион;

С) книжник Иоанн;

D) Филипп Пустынник.

40. Течение, утверждающее самобытный характер развития России:

А) гуманизм;

В) славянофильство;

С) западничество;

D) евразийство.

41. Каково центральное понятие течения славянофильства в русской философии?

А) абсолютный дух;

В) благодать;

С) всеединство;

D) соборность.

42. Пионер ракетострое­ния, обосновывающий необходимость выхода человека в космос:

А) К. Э. Циолковский;

В) В. И. Вернадский;

С) Н. Ф. Федоров;

D) А. Л. Чижевский.

43. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:

А) менеджмент; В) синергетика;

С) социология; D) эпистемология.

44. Человеческому сознанию присуще:

А) пассивное отражение действительности;

В) активная, творческая деятельность;

С) непосредственное воздействие на действительность;

D) порождение объективной реальности.

45. Что появилось у человека раньше – мышление или язык:

А) мышление;

В) язык;

С) одновременно;

D) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

46. Социал-дарвинизм признает, что:

А) человек есть и природное, и социальное существо;

В) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;

С) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людьми;

D) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.

47. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, получается в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это:

А) чувственное отражение;

В) познавательный контакт с объектом познания;

С) представление;

D) объяснение.

48. Поскольку истина не зависти от познающего субъекта, она:

А) абстрактна;

В) объективна;

С) субъективна;

D) абсолютна.

49. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

А) основой познания и его движущей силой;

В) целью познания;

С) критерием истины;

D) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

50. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепленные в определениях (словах):

А) понятие;

В) категория;

С) дефиниция;

D) термин.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 834 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.061 с)...