Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы социальной педагогики



Классификация принципов социальной педагогики основана на выделении важнейших факторов, определяющих эффективность социально-педагогической деятельности по регулированию отношений личности и среды.
Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности:
1) конструирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника:
2) использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания;
3) использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально-педагогического процесса, своевременная корректировка и трансформация воспитательных средств для достижения конечной цели воспитания.
Реализация принципа целостности способствует упорядочению социально-педагогического процесса.
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов. Впервые он был сформулирован учеными Древнего Рима, получил научное обоснование в трудах чешского педагога Я. А. Коменского (середина XVII в.) и швейцарского педагога-исследователя И. Песталоцци (рубеж XVIII—XIX вв.).
Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.
Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения определенных условий:
1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;
3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка;
4) при осуществлении педагогических отношений следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.
Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.
Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации.
Гуманизм — это исторически изменяющаяся система взглядов, признающая самоценность человека как личности, его право на свободное развитие, проявление своих способностей. Гуманистическое мировоззрение отражает социальную действительность«не с точки зрения сущего, а с точки зрения должного». Принцип гуманизма имеет прочное существование в истории человечества и лежит в основе формирования социально-педагогической деятельности в устойчивые формы социализирующей практики, в основе которой — признание человека высшей целью и смыслом существования общества.
В связи с этим человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сфере, рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи, целью которой является обеспечение ему возможно более полной интеграции в общество, а само отношение общества к таким людям становится критерием уровня его развития.
Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Реализация этого принципа требует соблюдения определенных условий, а именно:
1) разработки социально-педагогических технологий для осуществления процесса социального воспитания на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку;
2) полного признания прав ребенка;
3) создания ситуаций успешности при опоре на положительные качества личности воспитанника;
4) целенаправленного осуществления гуманистического просвещения участников социально-педагогического процесса;
5) обеспечения комфортности отношений участников социально-педагогического процесса с позиций этики и эстетики.
Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс.
Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:
1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;
2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;
3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.
Эти основные принципы социальной педагогики взаимосвязаны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач, тщательный отбор содержания, методов, средств и форм, соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической деятельности.

4. Возникновение социальной педагогики и социального воспитания

Социальная педагогика - одно из направлений буржуазной педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.

Время возникновения соц. Педагогики (рубеж ХIХ - ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики, выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме - в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни.*

Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит; Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-

педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных

интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.**

Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П.Нечаев).

Научное представление о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека - пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники "свободного воспитания" совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике. Советская педагогика, признающая, что проблема школьного советского воспитания не могут быть выведены ни из биологии, ни из психологии, ни из каких либо других положений, стоящих вне советской общественной жизни и советской политической истории, не сводится ни к социологии ни к политики, т.к. она имеет свой предмет и свои задачи.*

Советские педагоги четко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно.** В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки - сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2946 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...