Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Экономические воззрения в эпоху феодализма

Экономическая мысль феодальной эпохи формировалась под влиянием новых условий жизни общества. Базис феодальной экономики – мелкое производство крестьян и ремесленников, собственность феодалов на землю, внеэкономическое принуждение. Феодальная экономика носит феодальный характер, господствует натуральное хозяйство. Идеология формируется духовенством, поэтому экономические воззрения дошли до нас в религиозной оболочке.

Самым авторитетным идеологом средневековой Европы был монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274). Широкую известность приобрел его трактат «Сумма теологии», в котором дана морально-этическая характеристика экономических категорий и применяется двойственность оценок (религиозная и естественная) экономических явлений. Исходной категорией у Аквинского является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что «обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям..., во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...». Ф. Аквинский делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия – для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса.

Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе – нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

В ХV – XVII вв. в Европе произошли глубокие перемены, связанные с переворотом в общественном сознании и первоначальным накоплением капитала, составившим предысторию капитализма.

Критика феодализма была направлена в первую очередь против католической церкви. Теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) использовали идеи первоначального христианства для обоснования буржуазного предпринимательства. Реформация сформировала хозяйственную этику, отличную от этики католического христианства.

Каковы же эти новые нормы экономического поведения людей и характер отношений между ними? Это честность, умеренность, бережливость, предусмотрительность; стремление хорошо выполнять свою работу и за счет этого богатеть (расходы никогда не должны превышать доходов; умение держать деньги в обороте, чтобы они приносили доход; понимание того, что следует избегать сомнительных сделок и неоправданного риска, основывая дело на трезвом расчете). Формируется новый тип делового человека – активного, предприимчивого, бережливого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового идти на разумный риск.

Меркантилизм – это прежде всего экономическая политика, направленная на создание сильных централизованных государств, которые должны были обеспечить национальному торговому капиталу благоприятные условия для его развития за счет притока денег из-за рубежа.

Идеология меркантилизма такова: сущность богатства выражают драгоценные металлы; труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт; государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию; увеличение населения необходимо для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

При изучении меркантилизма нужно учитывать два этапа его развития: ранний и поздний меркантилизм. В период раннего меркантилизма (до XVII в.) проводилась политика денежного баланса страны, т. е. сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра, чтобы обеспечить приток денег (активный баланс).

Поздний меркантилизм (XVII – первая половина XVIII в.) характеризовался переходом к системе торгового баланса. Ведущим идеологом позднего меркантилизма был Томас Ман. Идея такова: покупать дешевле, продавать дороже, получая добавленную стоимость и прибыль. Важную роль играла колониальная политика. Поздний меркантилизм был прогрессивным, он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. Капитал становится важнейшей категорией, его оборот увеличивает богатство страны. Меркантилизм имел не только общие принципы и черты, но и страновые особенности. Нужно рассмотреть их в Англии, Голландии, Италии, Германии, России. Важно выявить рациональные элементы меркантилизма.

Наиболее известным и авторитетным представителем развитого меркантилизма был Томас Ман (1571 – 1641). Он был крупным купцом, директором Ост-Индской компании, влиятельным членом могущественной буржуазной корпорации, называемой Лондонским Сити. Ман являлся автором теории торгового баланса. Славу Ману принесла его книга, заглавие которой само выражает основную идею: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства» (1664).

Как говорил Маркс в работе «Теории прибавочной стоимости», сочинение Мана оставалось еще в течение ста лет евангелием меркантилизма и составило своего рода эпоху. В этой книге, составленной из довольно разнородных глав, сжато и точно изложена самая суть меркантилизма. Как подлинный меркантилист, Ман видит богатство преимущественно в его денежной форме (золота, серебра). Над его мышлением довлеет точка зрения торгового капитала. Ман был против запрещения вывоза денег, так как деньги приносят богатство, только находясь в обороте. Он четко формулирует теорию торгового баланса. Ман указывает, что основное правило внешней торговли состоит в том, чтобы продавать иностранцам товаров на большую сумму, чем та, на которую в данной стране потребляются иностранные товары. Ман сравнивал деньги с семенами, которые «земледелец, бросая в землю, как бы расточает, но зато осенью получает обратно в виде обильной жатвы». Ман высказывался за развитие промышленности, за вывоз готовых изделий, а не сырья, за развитие транзитной торговли, судоходства.

В эпоху меркантилизма забота государственной власти о поддержании активного торгового баланса служила сразу двум целям. Не имея возможности оказывать прямое воздействие на норму процента внутри страны и на побуждения к инвестициям, государство применяет единственное прямое средство – увеличение активного сальдо торгового баланса для увеличения заграничных инвестиций. В то же время эти меры были единственным косвенным средством понижения внутренней нормы процента и, следовательно, усиления побуждения к внутренним инвестициям.

В конечном счете меркантилисты стремились к национальной выгоде и относительному могуществу.

Тема 5. Особенности феодальной экономики в России

Первобытнообщинный строй у восточных славян разлагается в VII – IX вв., и в его структуре зарождаются явления, ведущие к формированию классового общества. Возникновение элементов феодального строя было обусловлено развитием новых производительных сил.

Основой экономики того периода стало сельское хозяйство, в котором господствовала подсечно-переложная система. Главными орудиями труда были мотыга, топор и суковатка, но уже в конце I – начале II тысячелетия почти во всех русских землях сложилась пашенная паровая система земледелия: плуг (на юге), соха (на севере), серп, цеп и др. Применяется тягловая сила скота: волы и лошади. Переход от подсечной системы к пашенному трехполью сопровождается более чем удвоением производительности труда и появлением прибавочного продукта. Все это превратило землю в главный ресурс экономики и создало необходимые условия для феодализации Руси.

По развитию производительных сил и уровню урожайности южные области стояли выше северных. Центром земледельческой культуры и сельскохозяйственного прогресса являлись Киевская, Черниговская и другие южные земли, откуда по мере роста колонизации эта культура распространялась и на север страны. Письменные источники X – XII вв. рисуют картину развитого земледелия: пахота плугом при помощи лошади, посевы пшеницы, проса, ячменя, ржи, льна, гороха и др. Там же говорится о гумне, стогах сена, о содержании лошадей, коров, овец, баранов, свиней.

Как и в первобытном хозяйстве, видное место в это время занимали охота, рыболовство и бортничество. Для массы населения эти промыслы давали продукты, необходимые для даней, податей и продажи. Особенно широко были развиты эти промыслы в северных лесных областях. Пушные звери, например, являлись главным богатством Новгородского края. Область Югры славилась соболями, Двинская земля – бобрами и куницами, Печерский край – горностаями, песцами, лисицами, куницами. Белок было так много, что торговля ими шла на десятки тысяч шкур. Реки и озера изобиловали различной рыбой.

Феодализация Руси началась после завоевания её варягами. В IX – X вв. варяжские князья Рюриковичи и их дружинники составили класс феодалов и первоначально ограничивались сбором дани с населения. Дань являлась начальной и наиболее простой формой классового подчинения. Она часто имела в своей основе прямое военное насилие. Известный русский историк В. М. Соловьев писал о том, что дань, за которою ходил сам князь, была первоначальным видом подчиненности племени одной общей власти, связи с другими соподчиненными племенами. Так возникал тип отношений, переходных к феодальным. Постепенно князья и бояре, вышедшие из дружин и из туземной знати, начинают обзаводиться собственной землей и хозяйством. При этом они используют труд рабов (холопов), захваченных в войнах и лишенных личной свободы. Это были полные холопы. Появляется первый вид принудительного труда. Крупные землевладельцы уже в XI в. стали переводить этих рабов на земельные участки и, по существу, превращать их в крепостных работников, т. е. осуществляли переход от рабовладельческого хозяйства к феодально-крепостному. У средних же владельцев рабов почти не было, поэтому им предстояло искать другие пути приобретения рабочей силы для своего хозяйства, например, кабальное холопство. При этом они возлагали надежды на помощь со стороны образовавшегося Киевского государства.

В нашей литературе утвердилась концепция о том, что в России феодализм появился непосредственно из первобытнообщинного строя и что наша страна избежала рабовладельческой формации. Конечно, рабовладение у нас не стало господствующей формой отношений, но рабство было необыкновенно живучим и длительное время сосуществовало с крепостной системой, да и последняя во многом походила на рабовладение (например, продажа крепостных и т. п.). Русское холопство известно с момента появления «Русской правды» – нормативного документа, который хотя и появился в 1072 г., но отражал явления и обычаи гораздо более раннего периода. Завершается эта история только в XVII в., в 1679 г., когда холопы были признаны государственными тяглецами, т. е. людьми, платящими налог государству и, следовательно, фактически приравненными к крестьянам. Известный русский историк В. О. Ключевский писал, что «крепостное право на крестьян и дворовых людей… имеет прямую юридическую связь с древнерусским крепостным правом на холопов», что «центром тяжести в этом вопросе должно служить не поземельное прикрепление крестьян, а развитие и изменение личной крепости». «Не государство создало крепостное право посредством поземельного прикрепления крестьян, а оно допустило распространение на крестьян прежде существовавшего крепостного холопского права».

С XI в. усилился процесс образования крупного частного землевладения, а вместе с ним начались обезземеливание мелких земледельцев, смердов и обращение их в зависимых держателей владельческой земли. Варяжские князья, их дружинники и земские бояре, составлявшие уже класс феодалов, насильственным путем, обманом, за долги захватывали общинные земли, а также осваивали пустующие земли с помощью своих рабов и зависимых крестьян. Так создавались крупные феодальные владения, хозяйственные комплексы – княжеские, боярские, а затем и церковные. Эти владения назывались вотчинами (от отца, отче), были полной наследственной собственностью феодала. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.

Население княжеских и боярских сел и деревень составляли различные группы работников под общим названием «челядь» (отсюда в последующем – человек), в состав которой входили холопы, закупы, рядовичи, смерды, т. е. как свободные, так и несвободные группы населения. Рядовичи и закупы весьма близки по своему положению: они заключали договор, ряд по поводу денежного кредита (купы) и в натуральной форме. Были также и вдачи (изорники) – разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем. Тиуны и ключники – привилегированные домоправители, добровольно отдавшиеся в услужение. С. М. Соловьев пишет: «смерд означал простого человека, противополагался мужу княжому, так же как сельское народонаселение под именем смердов противополагается городскому». «Подле свободных людей, горожан и сельчан, находим ряд людей зависимых. Первой степенью зависимости было закупничество, или наймитство. Закупнем, или наймитом, назывался работник, нанимавшийся на известный срок и за известную плату, которую, как видно, он получал вперед, в виде займа. Если наймит бежал от господина до срока, то становился за это ему полным (обельным) холопом, «обелью». Полное холопство проистекало, кроме того, следующими способами: рождением от холопа; покупкой работника; если кто женится на рабе; если кто пойдет к кому в тиуны или ключники без ряду; наконец, невозможность заплатить долг вела должника также в рабство к заимодавцу.

Итак, с XI в. в земельных отношениях все более четко проявляются два типа землевладения. С одной стороны, существовали земли свободных мелких земледельцев, смердов, сидевших на «окняженной» «черной земле», которые несли князю повинности за эту землю и владели ею на началах общинного пользования. С другой стороны, существовали частные вотчинно-феодальные, свободные от податей «белые земли» привилегированных владельцев. Хозяйство на этих землях велось на крепостной основе, т. е. путем эксплуатации холопов и прежде свободных земледельцев, смердов, сидевших теперь на «обояренных» землях и терявших свою самостоятельность. В этих хозяйствах происходит превращение дани в примитивную феодальную форму отработочной ренты. Появляется и рента продуктами – оброк.

Уже на первом этапе феодализации ясно выявилась тенденция замедленности этого процесса. Русские крестьяне очень долго сохраняли свою относительную личную свободу. Процесс закрепощения растянулся на века. Важной причиной этого было изобилие свободных земель при относительно небольшом населении. При нажиме на крестьянина он всегда мог уйти в новые места и заново мог там обосноваться. С. М. Соловьев писал: «Мы знаем, что князья тяготились малочисленностью жителей в волостях своих и старались населять их, перезывая отовсюду народ».

В Киевской Руси уже в IX в. произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, выделяются ремесленники как особые общественные группы. Со временем появляются все новые виды ремесел, их численность доходила до 60 видов: кузнецы, оружейники, ювелиры, гончары, ткачи, строители, плотники, сапожники и др. Киевские мастера в совершенстве владели сваркой, литьем и ковкой металла, наваркой и закалкой стали. По целому ряду ремесел в X – XII вв. Русь превосходила Западную Европу. Однако удельный вес городских промыслов и ремесла в народном хозяйстве Киевской Руси не был значительным, так как подавляющая масса населения в пределах своего натурального хозяйства занималась как земледелием, так и первичной обработкой его продуктов, а ремесло обслуживало главным образом нужды городского населения и феодалов.

Развитие земледелия и ремесла способствовало росту городов. Всего в Киевской Руси было построено более 200 городов. Они располагались в районах наибольшего сосредоточения земледельческого населения. Такие города, как Киев, Новгород, Суздаль, Ростов, Кострома, Рязань, Смоленск и др., находились в окружении большого количества сельских поселений. На расположение и развитие городов влияла также и торговля. Города являлись крупными рынками для сельского окружения и для торговых связей с другими городами. Важную роль играла внешняя торговля как способ сбыта князьями и боярами даней с населения и получения заграничных товаров из Византии и других стран. Она шла старым днепровским путем «из варяг в греки». Первоначальной формой денег были скот и меха. По мере развития торговли появились серебряные деньги – гривна, ногата, куна, резана, веверица.

Под влиянием укрепления крупного феодального землевладения Киевское государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Распад был обусловлен отсутствием экономического единства русской земли, замкнутостью, обособленностью феодальных вотчин, земель, княжеств. Распад усиливался междоусобными войнами, начавшимися между отдельными князьями после феодального раздробления Киевского государства. Киевская Русь второй половины XII в. переживает политический и экономический упадок, который становится все значительнее в XIII в. под влиянием многочисленных нашествий кочевников. Раздробленная Русь была разгромлена монголо-татарами, установившими тяжелое иго на два с половиной столетия. Центр хозяйственной и политической жизни переместился из Приднепровья в Волго-Окское междуречье, защищенное от монгол густыми лесами. Поэтому сюда переселилось много трудоспособного населения из южных районов Руси, что способствовало подъему производительных сил северо-восточных русских земель. Благодаря этому здесь усиливается развитие феодально-крепостных отношений.

Пашенное земледелие продвигается далеко на север. Увеличились пашни, улучшилась обработка почвы, стали применять органические удобрения, выросла урожайность зерновых, достигая «сам-четыре», т. е. сбор превосходил посеянное в четыре раза. Важной отраслью хозяйства стало скотоводство.

Усиление княжеской власти вызвал захват общинных земель. Происходило «окняжение» этих земель. Являясь лишь формальным выражением государственной принадлежности этих территорий и земель, титул «окняжения» первоначально не вносил существенных изменений в условия владения и пользования этими землями. Право собственности долгое время безусловно признается за сидевшими на этих землях крестьянами и их общинами. Это так называемые «черные земли». Обязанностью этих крестьян является платить с земли подать великому князю.

Тем не менее в условиях феодализации идет быстрый процесс потери значительной части «черных земель» их владельцами, крестьянами-общинниками, и захват их в частную собственность князьями, боярами и монастырями. В результате этого «обояривания» общинных земель значительная часть свободных крестьян превращалась в зависимых «держателей» владельческой земли. Такие крестьяне вместе с землей теряли свою хозяйственную самостоятельность, а также личную свободу. Крестьянин попадает в экономическую и личную зависимость от феодала в связи с получением от землевладельца ссуды (орудиями производства, семенами, деньгами), задолженностью и невозможностью при таких условиях бросить землю и работу на владельца. Причина этого крылась в том, что положение смердов было очень неустойчивым: неурожай, падеж скота, пожар, набег татар и т. д. Обедневшие смерды попадали в кабалу к «сильным людям», крупным землевладельцам-феодалам.

«Русская правда»[1] упоминает также и «закупа», «ролейного закупа», называя его «наймитом». Известны также «изорники», «огородники», «кочетники». Это все люди, живущие на чужой земле и обрабатывающие ее на условиях найма, но фактически зависимые от владельца. Заем натурой или деньгами (так называемая «покрута») являлся весьма распространенным и обычным спутником закабаления. Покрута – заем натурой для обзаведения хозяйством и для пропитания до сбора урожая – являлась необходимостью для малосостоятельного земледельца.

Была в данный период еще одна группа сельского полусвободного населения – «изгои». Это слово обозначало человека, «выбитого из колеи» прежней жизни (бывший холоп-вольноотпущенник, несостоятельный купец, земледелец, ремесленник, лишившийся земли и возможности ведения хозяйства, и т. д.). Они поселялись на княжеской и церковной земле, формально сохраняя личную свободу, но фактически были зависимыми от владельца. В XIII в. смерды, закупы и другие сословия стали называться «крестьянами» («христианами»).

В результате значительного захвата общинных земель князьями и боярами распространяется вотчинное землевладение, закрепощающее массы земледельческого населения. Феодальный способ производства становится решающим в русском государстве. Хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства, становится фундаментом всей экономики. Феодал-вотчинник уже является не только организатором и руководителем хозяйства своей вотчины, но и независимым, суверенным распорядителем, «государем» над всем населением, живущим на территории его вотчины.

Феодальная вотчина становится не только организационной формой хозяйства, но и центром всей экономической системы государства. По своей хозяйственной основе вотчина представляла собой типичную натуральную организацию замкнутого характера, т. е. производящую главную массу своих продуктов для собственного потребления. Лишь небольшая часть продуктов вотчины шла на продажу с тем, чтобы феодал мог купить предметы роскоши, оружие. Эксплуатация крестьян в вотчине осуществлялась в форме барщины и оброков, причем продуктовая рента (оброк) была главной формой примерно в течение XIII – XVI вв.

Рядом с вотчинным землевладением развивается новый тип хозяйства и землевладения, аналогичный вотчинному – монастырское землевладение. Церковь и монастыри стали сильнейшим сосредоточием земельных владений. Князья отводили и закрепляли за церковью и монастырями обширные земельные владения. Бояре также оставляли монастырям села и имения, надеясь на блага загробной жизни, например, Троице-Сергиевский монастырь владел вотчинами в 13 уездах с несколькими сотнями селений в них и с множеством крестьян и ремесленников.

В XIII – XV вв. происходит формирование нового политического и экономического центра страны – Московского княжества, Москвы. По своему географическому положению этот город стоял на важных после падения Киева водных и сухопутных путях. Находясь в центре русских земель, Москва притягивала массы населения окраин Руси, страдавших от татарских набегов. Это ускорило развитие московского хозяйства. Москва была окружена многочисленными селами, деревнями, ремесленными и торговыми посадами, монастырями и церквами. Московские князья, проводя гибкую политику взаимоотношений с Золотой ордой, начинают прибирать к своим рукам территории и вотчины других князей, а вместе с тем приобретают и политическую власть над ними, уничтожая их самостоятельность. Расширение территории Московского княжества привело к усилению политического и военного могущества нового государства.

XV – XVI вв. – это время освобождения России от татаро-монгольского ига, образования русского централизованного государства и складывания русской нации. Борьба за национальное объединение и независимость, за ликвидацию феодальной раздробленности требовала создания централизованного аппарата и формирования служилого сословия, подчиненного центральной государственной власти.

В состав служилого сословия вошли все элементы прежнего феодального общества: прежние удельные князья, вотчинное боярство, перешедшее на службу Москвы, вольные слуги, простые тяглые люди, иностранцы. Государство должно было содержать всех этих служилых людей. Единственным источником для этого была земля. Землей расплачивалось государство со своей армией и аппаратом управления страной. Правительство раздавало землю служилым людям в условное владение: за обязанности несения службы. Так возникла поместная система землевладения. Этот процесс начался в XV в., но особенно развернулся в XVI и закончился в XVII в.

Создание централизованного государства и его армии сопровождалось крупным социально-экономическим переворотом – ликвидацией остатков независимого от центральной власти феодального боярства, развитием зависимого от центральной власти поместного служилого дворянства. Служба дворян в войсках была пожизненная и наследственная. Размеры поместий были неодинаковы и зависели от служебного звания и разряда служилого человека. Так, бояре получали от 3 до 6 тысяч четвертей земли (1,5 – 3 тыс. га), а рядовой дворянин – всего от 300 до 1500 четвертей (150 – 750 га). С конца XV в. и до середины XVI в. за счет конфискованных государством боярских вотчин и черносошенных земель было роздано дворянам свыше 3000 новых поместий – всего более 1 млн десятин пашни. Окончательный удар по старому боярско-вотчинному землевладению был нанесен царем Иваном IV учреждением «опричнины», в результате которой во многих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы и на их месте были созданы поместья опричников, происходивших из малоземельных дворян и разного мелкого люда. Сохранившиеся же вотчины находились теперь в полном распоряжении царя.

В 1562 г. произошло событие, которое лишало вотчинников их былой свободы: служилые князья не могли без разрешения царя свободно распоряжаться даже вотчинами, продавать их, отдавать в наследство или в качестве приданого и даже жаловать монастырю. Быстрые изменения форм собственности всегда приводят к кризису в экономике. К 70-м гг. XVI в. страна была ввергнута в жесточайший экономический кризис. Значительная часть уездов московского центра пришла в запустение. Все большее количество крестьян бежало на юг и на север страны.

Одновременно с процессом развития поместной системы шел и дальнейший процесс земельной экспроприации мелких землевладельцев, сидевших на «черных землях». На их месте возникают частновладельческие поместья. В XVI в. общинные волостные земли уже совершенно исчезают в центральных районах и в значительных количествах сохраняются лишь на окраинах: в причерноморских степях, на севере и т. д.

Закрепощение крестьянства проходит с большими трудностями. С одной стороны, землевладельцы стремились к полному закабалению крестьян, требуя от центральной власти энергичной поддержки в этом процессе. С другой стороны, крестьяне упорно защищали свою свободу. Развитие товарно-денежных отношений в XVI в. создает у землевладельцев стремление к увеличению крестьянских повинностей. По подсчетам академика Струмилина, рентные изъятия деньгами и товарным хлебом с 1500 по 1581 г. выросли в семь раз из расчета на выть (15 – 17 десятин). Расширение поместной системы приводит к еще большему усилению эксплуатации крестьян. Помещики, имея земли меньше, чем вотчинники, стремились выжать из зависимых крестьян максимум возможного. Они расширяют свою запашку и начинают превращать повинности крестьян, сидевших на их землях, в отработочную систему. К концу XVI в. отработочная барщинная система эксплуатации крестьян становится преобладающей. Она позволяет помещикам получать больше доходов от своих хозяйств.

О напряженной потребности феодального хозяйства в рабочей силе свидетельствует то обстоятельство, что в XVI в. в Московской Руси впервые появляется особый вид холопства – кабальное холопство. В результате обеднения части крестьян чрезвычайно увеличилось количество свободных людей, которые не хотели продаваться в полное холопство, но не могли поддержать своего хозяйства без помощи чужого капитала. Следовательно, кабальное холопство возникло на чисто экономической почве займа (кабала – расписка о займе). Важно, что в течение XVI в. вместо временного холопства, до уплаты долга, кабальное холопство постепенно превращается в постоянное и пожизненное, с отменой даже права возврата кабальных денег. Отсюда недалеко было и до записи в холопство «вольных людей», т. е. до добровольного холопства и без получения кабальных денег, по каким-либо другим экономическим причинам.

В учебнике «История России…» (под ред. А. Н. Сахарова и А. П. Новосельцева) указывается на тот факт, что истоки закрепощения понимались различно: в результате становления барщинной системы, усилении государственной эксплуатации, ограниченных возможностей крестьянских хозяйств в тех природно-климатических условиях. Сами авторы учебника не говорят о том, какая точка зрения верна. В. О. Ключевский связывал происхождение крепостного права с кабальным холопством, но при этом он сам говорил, что распространение холопства было вызвано переломом, совершившимся в народном хозяйстве, но который трудно объяснить. Видимо, усиление закрепощения вызывалось комплексом взаимосвязанных факторов: политических (образование централизованного государства), социальных (появление класса служилого дворянства), экономических (распространение поместий и отработочной системы), природных (частые неурожаи из-за тяжелых природно-климатических катаклизмов).

С борьбой крестьян против закабаления были связаны не только все крестьянские движения XV – XVII вв., но и менее заметная, длительная и повседневная борьба в виде «бегства» крестьян от крепостничества. Для крестьян особенное значение имело право отказа и отхода от помещика, хотя фактически это право при задолженности и экономической зависимости было трудно осуществить. Судебники 1497 и 1550 гг. устанавливают юридическое ограничение перехода крестьян от одного помещика к другому в течение Юрьева дня (26 ноября), т. е. после окончания полевых работ. Свободный переход и отказ были еще весьма распространены почти до конца XVI в.

Постепенно свобода ухода крестьянина от помещика все более сжимается законодательством в пользу владельцев. Устанавливаются так называемые «заповедные годы», т. е. годы временного запрещения крестьянского выхода и приостановки правил Судебников о Юрьевом дне. Устанавливаются также «урочные годы», т. е. сроки исков о возврате беглых крестьян владельцам: сначала с 1581 по 1586 г., затем – с 1590 по 1595 г., после чего запрещение выхода фактически превратилось в меру постоянную.

Итак, социально-экономический переворот второй половины XVI в., вылившийся в ликвидацию феодальной вотчины и усиление роли дворянского крепостного поместья, привел к фактическому закабалению большинства русского крестьянства, а для достижения полной устойчивости в положении и организации труда в поместье возникла необходимость юридически прикрепить крестьянина к земле, а не только к помещику. Именно совокупность этих процессов и экстремистская политика государства привели к тяжелейшему политическому и социально-экономическому кризису, который на долгое время охватывает страну.

Царское правительство Михаила Романова, пришедшее к власти во время кризиса, ставило первостепенную задачу восстановить разрушенную основную силу дворянства – его землевладение. Для этого оно продолжило раздачу как крестьянских «черных» земель, которые сильно запустели, так и дворцовых земель. В первые же годы воцарения Романовых дворянам было роздано 45 тыс. десятин земли, и в последующие годы (на протяжении всего XVII в.) эти раздачи продолжались. Нуждаясь в деньгах, правительство продавало поместным владельцам земли, предоставленные им прежде на поместном праве, в вотчинную, т. е. полную наследственную собственность. В результате такой земельной политики в течение XVII в. произошло громадное сосредоточение земельного фонда в руках дворянства на началах частью поместного права, частью – вотчинного.

Для широкого развития поместного хозяйства дворянству нужно было право монопольного распоряжения рабочей силой. Фактически оно было достигнуто уже к концу XVI в., но затем несколько поколеблено разрухой и крестьянской войной. Правительство царя Алексея Романова усиливает процесс закрепощения. Так, увеличивается срок исков беглых крестьян до 10 – 15 лет. В 1646 г. была проведена перепись населения.

Соборное уложение 1649 г. окончательно узаконило отмену «урочных лет», полностью установило безусловное прикрепление крестьян к поместьям, за которыми они были записаны в писцовых и переписных книгах, составленных в 1646 г. Уложение подтвердило бессрочность права владельцев на беглых крестьян. Прежняя «крепость по земле» по Судебникам XVI в. превращалась Уложением 1649 г. в полную личную крепость, в полную власть помещика не только над личностью и трудом крепостного крестьянина, но и над всем имуществом и трудом всей его семьи. Крепостное право ничем не стало отличаться от рабства.

Таким образом, закрепление монопольных прав дворянства на землю и на труд крестьян совпало с подъемом помещичьего крепостного хозяйства, подъемом, достигнутым ценой закабаления и обеднения крестьянства.

В промышленности происходит постепенное превращение ремесла в мелкотоварное производство: от работы на заказчика ремесленники переходят в основном к работе на широкий рынок. Происходит дальнейшее углубление разделения труда, появляются новые ремесленные специальности – их насчитывается уже свыше 200. Растущий спрос на промышленную продукцию приводит к возникновению мануфактур. Всего в XVII в. возникло 30 мануфактур: железоделательные, поташные, кожевенные, полотняные, оружейные и др.

Рост производительных сил создал условия для усиления торговых связей: они приобретают национальные масштабы, местные рынки концентрируются в один всероссийский рынок. Руководили этим процессом купцы-капиталисты. Следовательно, национальные связи начинают приобретать буржуазный характер. Возникают крупные торговые центры, в которых основываются ярмарки, имеющие всероссийское значение: Макарьевская, Ирбитская, Архангельская. Основным торговым центром была Москва, в которой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. Растущая торговля способствовала зарождению процесса первоначального накопления капитала.

XVIII в. в России является веком расцвета абсолютной монархии. Конечно, в начале этого века Россия существенно отставала по уровню своего развития от главных европейских стран. Основная часть населения находилось в крепостной зависимости от помещиков. Рост доходов поместий достигался не путем прогресса техники и организации, а путем усиления эксплуатации крестьян, расширения барщины. Отставание России заметным было и в промышленности, и в торговле, и в культуре.

Для преодоления отставания Россия встала на путь преобразований. Особенно решительными они стали во время царствования Петра I: создана регулярная армия, реорганизован государственный аппарат, преобразована денежная и налоговая система, завоеван выход в Балтийское море, создан морской торговый и военный флот, построена новая столица, реорганизованы школы, созданы типографии, музеи, Академия наук. Резко усилилось строительство мануфактур: их число в 1725 г. достигло 200. Петровское правительство стимулировало развитие торговли, изучение и освоение Сибири и Дальнего Востока, расширение экономических связей с передовыми капиталистическими странами. Таким образом, в петровское время в промышленности был заложен капиталистический уклад.

Однако в основу этой «европеизации» Петр не мог положить ничего другого как тот же крепостной строй. Крепостнический гнет в петровскую эпоху усилился многократно и был невыносим для народа. Даже на мануфактурах стали использовать крепостной труд. Главный результат петровских реформ – уменьшение населения страны на 20 %, а в некоторых губерниях – до 40 % и более. Снизился общий уровень грамотности. Голод и нищета охватывали широкие массы крестьян и рабочих. Волнения и восстания трудящихся жестоко подавлялись государством. По мнению К. Маркса, Петр I боролся с российским варварством варварскими же методами.

Государство в российской экономике играло все возрастающую роль, оно выступало на внутреннем рынке как крупный монополист в производстве, продаже и покупке различных масс товаров. Государство устанавливает собственную монополию на вино, соль, икру, нефть, шелк, медь и др. Это не позволяло развить конкурентную среду, а также делало исключительно важными управленческие функции чиновников, бюрократии, позволяя им формировать коррупционные принципы осуществления хозяйственных процессов.

Развитие мануфактурного производства и рост городов в России во второй половине XVIII в. увеличили емкость рынка. Обладая выходом к морю, Россия получила возможность возить в Европу в огромных количествах сельскохозяйственную продукцию. Это стимулировало повышение товарности сельского хозяйства. Расширяются посевные площади, распахиваются новые земли на юге и востоке страны, более широко применяются плуг и удобрения, внедряются технические культуры. В обширных степных районах Новороссии за счет пожалований Екатерины II создавались крупные помещичьи имения, куда их владельцы переселяли крепостных из центра. Пшеницу, которую выращивали на южных плодородных землях, в больших количествах вывозили за границу.

Так как подлинно интенсивное сельское хозяйство несовместимо с принудительным крепостным трудом, главным средством повышения продуктивности помещичьего хозяйства было дальнейшее усиление эксплуатации крестьян. Укрепляется барщина и увеличивается и денежный оброк. На барщине состояли три четверти помещичьих крестьян. Помещики вводят уроки, удлиняют рабочий день. Продолжительность барщины была три и более дня в неделю. Денежный оброк возрос в 2,5 – 5 раз. Чрезмерные усиление барщины и увеличение оброка разоряли крестьян, а это неизбежно подрывало хозяйство самого помещика. Это было первым проявлением начавшегося разложения крепостного хозяйства.

Под воздействием денежного оброка крестьянское хозяйство все теснее связывалось с рынком. Из массы крестьян выделяется богатая верхушка. Богатые крестьяне развивали товарные отрасли сельского хозяйства (льняное, конопляное, мясо-молочное, огородничество, садоводство и др.), основывали различные промыслы (мукомольные, винокуренные, рыболовные и др.). Беднеющие крестьяне работали по найму в деревне, уходили на заработки в города. Это «отходничество» явилось формой потери крестьянами связи с сельским хозяйством и своей общиной. Возникшее расслоение крестьянства вело к разложению феодализма и зарождению в деревне капиталистического уклада.

В промышленности также произошли перемены: резко выросло количество мануфактур – с 200 до 1200. Особенно важно то, что происходило существенное увеличение капиталистических мануфактур, т. е. увеличивалось число работающих не на крепостном, а на вольнонаемном труде, чаще всего – крестьян-отходников и др.

Сельское хозяйство России в первой половине XIX в. исчерпало свои возможности роста производства. Крепостной труд оказался несовместим с новыми капиталистическими тенденциями. Как и прежде, основная масса помещичьих имений представляла собой примитивные экстенсивные хозяйства с рутинной техникой и чрезвычайно низкой производительностью труда. Только 3 % общего числа поместий применяли более совершенные системы полеводства, начинали развивать интенсивное земледелие. Для получения значительных доходов помещики продолжают дальше усиливать эксплуатацию крестьян. Происходит уменьшение крестьянских наделов и увеличение помещичьей запашки, что приводит к увеличению барщинных дней. По этой причине крепостные стали хуже обрабатывать землю.

Таким образом, подневольный труд (барщина) становится экономически не выгодным. Дело не могут улучшить никакие телесные наказания. Беспощадная порка крепостных за малейшие проступки становится единственным методом улучшения труда. Продолжается практика продажи крестьян, как вещи, на ярмарках и базарах. Право суда над крепостными принадлежало помещикам. Крестьяне не обладали правом собственности, помещик мог лишать их земли, переселять в другие места. Таким образом, ухудшается не только экономическое, но и правовое положение крепостных. В результате неуклонно поднимается волна крестьянских выступлений.

В этот же период Россия становится на путь промышленного переворота, перехода от мануфактур к фабрикам, где уже применяется машинная техника. Однако промышленный переворот сдерживался феодально-крепостной системой и прежде всего отсутствием широкого рынка наемных рабочих.

Итак, к середине XIX в. кризис феодально-крепостной системы достиг такого предела, при котором дальнейшее развитие страны на базе крепостных отношений становится невозможным. Крепостной труд становился все менее эффективным. Россия сильно отстала от передовых зарубежных стран по всем показателям экономического развития. Требовались радикальные реформы в социальной, экономической, правовой и политической сферах. Это стало особенно понятно после поражения России в Крымской войне.

В ХVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство товаров для продажи на рынке рыноке.

Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А. Л. Ордын-Нащокин (1605 – 1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству.

С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Среди соратников Петра I оригинальностью и глубиной мышления выделялся И. Т. Посошков (1652 – 1726). Он написал знаменитую книгу «О скудности и богатстве». Книга пронизана глубоким патриотизмом, заботой о благополучии Родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее.

Книга была закончена в 1724 г., а в августе 1725 г. Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии, но при этом критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудности и умножению богатства в стране.

У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах.

Задачей экономической политики государства Посошков ставил «всенародное обогащение». Он писал: «… в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». Рост народного богатства выгоден и народу, и государству.

Для достижения богатства, считает Посошков, необходимо заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.

Посошков выступает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные принципы их эксплуатации.

Большое внимание он уделяет развитию русской промышленности. Он писал о необходимости строительства на средства государства железорудных, стекольных, полотняных и других заводов и передаче их затем в частные руки. Предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства.

Много места в своем сочинении Посошков отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий – купечеству. «Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может», писал Посошков. При этом он был сторонником раздачи купцам прав на торговые монополии, устранения конкуренции и игры цен на рынке. Он высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху государством. А вот к системе внутренних пошлин, сильно стеснявших товарооборот, Посошков относился отрицательно. Посошков предлагал такую организацию внешней торговли, которая, по его мнению, способна была обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно невозможно. В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.

Посошков подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков четкими рамками, определить законом размер крестьянских повинностей, существенно понизив их.

Таким образом, в своей книге Посошков сумел правильно для своей эпохи понять основные задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.

Тема 6. Формирование капитализма в странах Европы

Капиталистическая эра начинается с XVI в. Именно с этого времени развитие капиталистических отношений в недрах феодального строя делается стойким, неодолимо нарастающим экономическим процессом. Переход от феодализма к полному господству капитализма в странах Европы и Америки охватил огромный трехвековой период – XVI – XVIII вв. На всем его протяжении происходит становление капиталистического способа производства. Основными тенденциями формирования капитализма являются:

– появление новых ценностей;

– сдвиги в производительных силах;

– процесс первоначального накопления капитала;

– развитие капиталистической мануфактуры.

В XV – XVII вв. произошло существенное изменение в общественном сознании и системе ценностей Европы. В это время разворачивались два неодинаковых процесса – Возрождения и Реформации.

Первое направление пошло по пути постепенного отказа от чисто религиозных ценностей. Те, кто пошел по этому пути, подвергли сомнению догматы христианского вероучения и соответствующую идеологию, отвергая авторитет церкви. Религиозный авторитет откровения замещается авторитетом человеческого разумения.

Христианство уже воспринимается многими как источник несвободы, угнетения человеческого духа и разума. Формируется новый стиль жизни. В центре оказывается сам человек, свободный от предписаний и навязанных извне представлений (предрассудков). Возвеличивается индивидуум, его внутренний мир, его стремление к удовольствию и счастью. Такая культура получила название гуманизма.

Отказ от христианской традиции поворачивает культуру лицом к дохристианской древности – к античности, ее великим ученым, скульпторам, поэтам писателям, архитекторам. В этом заключается Ренессанс (Возрождение) культурных традиций античности.

Второе направление стремилось не упразднить христианство, а реформировать его. Реформацию возглавили Мартин Лютер (1483 – 1546) и Жан Кальвин (1509 – 1564). Их проповеди воспринимались сторонниками как протест против католицизма, поэтому данное направление получило название протестантизма. Протестанты сформировали новую хозяйственную этику. Обман, насилие, нарушение законов считаются злом. Стремление к богатству признается естественным для человека. Человек имеет моральное право стремиться к повышению своего благосостояния. Священны и неприкосновенны частная собственность, частная жизнь человека и сама его личность.

Провозглашаются такие добродетели, как трудолюбие, честность, умеренность, бережливость и предусмотрительность. Деньги плодоносны, они должны быть всегда в обороте; расходы никогда не должны превышать доходы.

Новое мышление и новая этика подготовили хозяйственный переворот. М. Вебер полагал, что протестантская этика создала дух капитализма.

Прогрессивные сдвиги в производительных силах в XV – XVII вв. были вызваны прежде всего значительными успехами в науке, которая начинает сближаться с практикой. Осуществляется разработка теоретических основ механики, металлургии, гидравлики и других наук, заложивших общий фундамент для решения самых разнообразных задач машиноведения. Гениальным ученым-механиком того времени был Леонардо да Винчи, который сделал множество изобретений (шлюзовые ворота, текстильные машины, роликовые подшипники, центробежный насос, гидравлический пресс, нарезное оружие и т. д.). Исследования Галилея, Торричелли, Паскаля, Бойля, Гюйгенса и других ученых теоретически подготовили изобретение механических часов, различных насосов и новых двигателей.

В производственной сфере к XVI в. наступили довольно серьезные изменения, позволившие повысить производительность труда. В связи с быстрым ростом спроса на ткани в текстильном производстве начинается применение простейших механизмов (самопрялка, ткацкий станок с ножным педальным аппаратом). В энергетике широко используется водяной двигатель, который приводится в движение силой падающей воды. С применением огнестрельного оружия и развитием кораблестроения резко возрос спрос на металл. В связи с этим происходит переход от кричного производства металла к доменному, более дешевому и производительному.

Увеличение производства металла потребовало новых методов металлообработки. Начали применять механические молоты для ковки, простейшие виды токарных, сверлильных и шлифовальных станков. Потребовалось больше руды, и горнорудная промышленность стала оснащаться простейшими механизмами (водоотливные насосы, подъемники). Это увеличило глубину шахт, повысило добычу руды.

Огромное значение имело создание книгопечатания.

В сельском хозяйстве улучшились породность и продуктивность скота, сортность злаков, выросли посевные площади за счет вырубки лесов и осушения болот.

XVI – XVII вв. отмечены целым рядом новых изобретений: механические приводы к водоотливным насосам, воздуховодным мехам плавильных печей и кузнечным молотам, вязальная машина, шелкопрядильный и шелкоткацкий станки, новая технология изготовления стекла, волочения проволоки, обработки медных руд, внедрение каменноугольного топлива в промышленность и т. д.

В конце XVII – начале XVIII в. люди приступили к настойчивому изучению свойств пара в поисках способов использования его энергии.

Таким образом, производительные силы стали перерастать рамки феодального производства средневекового города. Стала зарождаться новая форма производственных отношений. Крупную технику можно было использовать в полной мере лишь в крупном производстве, при объединении совместно работающих людей.

Для организации крупного производства по капиталистическому принципу необходимо было первоначальное накопление капитала.

Процесс первоначального накопления капитала активизировался в последнюю треть XV в., получил огромный толчок в XVI столетии благодаря Реформации и сопровождавшему ее колоссальному расхищению церковных имений, заканчивается этот процесс во второй половине XVIII в. Его история в различных странах имеет различную окраску, но везде применялись методы насилия над трудящимися, обман, казнокрадство. Значительное накопление капитала давала торговля (покупка товаров дешево, чтобы продать дорого). Быстрое обогащение возникало за счет захвата колоний и ограбления их населения. Крупные капиталы сколачивались на работорговле и эксплуатации рабов на плантациях. Капитал возникал и укреплялся при насильственном захвате земли у крестьян. По выражению К. Маркса, «история этой экспроприации вписана в летопись человечества пламенеющим языком меча и огня».

Следствием первоначального накопления капитала явилось создание капиталистических промышленных предприятий-мануфактур.

Всю историю развития капиталистического производства можно разделить на две стадии: ручную и машинную. Характерной формой ручного капиталистического производства явилась мануфактура (в буквальном смысле – «ручное производство»). Мануфактура – это кооперация, основанная на разделении труда. Она господствует приблизительно с половины XVI до последней трети XVIII столетия.

Мануфактура базируется на ручном производстве, и это сближает ее с ручным ремеслом. Отличает же ее от средневекового ремесла то, что она является крупным производством, в котором систематически проводится разделение труда. Процесс производства в мануфактуре распадается на несколько детальных операций, исполняемых различными специалистами-мастерами.

Крупное производство с применением труда многих рабочих было организовано в первую очередь в отраслях промышленности, которые в силу своей трудоемкости либо технической новизны не могли базироваться на ремесленной организации производства, требовали для своего основания предварительных крупных затрат капитала. К таким отраслям промышленности в первую очередь относились горнорудная, металлургическая, бумажная, стекольная, шелковая, мыловаренная, также производство пороха, оружия, печатное дело, судостроение и др. Организаторами первых мануфактур были чаще всего купцы и ростовщики, накопившие достаточные денежные средства.

Капиталистическая мануфактура существовала в двух основных формах: рассеянной и централизованной.

В первом типе мануфактуры производственный процесс совершался в условиях одной мастерской. Здесь осуществлялась концентрация средств производства и рабочей силы, шло детальное разделение труда.

Переход к мануфактурному производству повлек за собой в значительное повышение объема продукции. Мануфактура явилась новой производительной силой, уже противоречащей феодальным производственным отношениям. В то же время в ней зарождаются новые производственные отношения – система наемного труда, используемого капиталистом. Порождаемое мануфактурой разделение труда подготовило, в конце концов, возможность заменить живого человека машиной. Мануфактура не могла коренным образом преобразовать общественное производство. Пока не были изобретены машины, это капиталистическое производство оставалось лишь укладом в системе феодальной экономии. Однако и мануфактурная стадия капитализма вызвала к жизни глубокие общественные сдвиги и потрясения. На этой стадии совершились великие ранние буржуазные революции в Нидерландах, в Англии, во Франции.

Тема 7. Формирование классической школы

В период становления капитализма: серьезные успехи были достигнуты в развитии общественного сознания. Наступил век Просвещения. Важную роль в становлении классической школы сыграли философы, занимавшиеся экономическими вопросами: в Англии – Томас Гоббс, Джон Локк, Давид Юм, во Франции – Гельвеций, Кондильяк, в Италии – Беккариа. Часть купцов и деловых людей стремилась теоретически осмыслить новые явления: Т. Ман, Дж. Ло, Д. Норс, Р. Кандильон, П. Буагильбер, Тюрго, Гурнэ. Экономика привлекла и разночинцев-интеллигентов: У. Петти, Н. Барбона, Б. Мандевиля, Ф. Кенэ и др. Среди экономистов появляются также духовные лица: Галиани, Такер, Мальтус.

Классическая политическая экономия прошла в своем развитии два этапа: формирование (XVII – XVIII вв.) и существование целостной системы экономических взглядов (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.). На первом этапе осуществляется борьба с феодализмом и меркантилизмом, формируются некоторые принципы и закономерности становления капиталистической экономики. На втором этапе результаты исследований ряда ученых обобщаются и объединяются в единое целое Адамом Смитом, Томасом Мальтусом и Давидом Рикардо. Выявлены основные закономерности и механизмы функционирования капиталистической экономики.

Несмотря на то, что классическую политическую экономику создавал ряд ученых, имеются некоторые общие характерные признаки этой школы. Они суть следующие.

1. Объяснение экономических процессов и явлений осуществлялось с позиции учения о «естественном порядке» и «естественном праве», которые вытекают из человеческой природы и соответствуют ей.

2. Концепция «homo economicus», которая исходит из того, что человек – эгоист, преследующий исключительно личные интересы и трудящийся только ради своей выгоды.

3. Общество состоит из совокупности отдельных индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов.

4. «Движущей силой» истории становятся «естественные усилия», постоянно предпринимаемые отдельными индивидами в целях улучшения своего положения. Эти усилия являются первоначальным источником богатства.

5. Труд – основа всех экономических процессов, теория производствапредваряет теорию обмена.

6. В процессе развития экономики недостаток благ сам устанавливает себе предел с помощью демографического фактора.

Первым профессиональным экономистом был англичанин Уильям Петти (1623 – 1689). Важнейшими сочинениями его были «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672) и «Политическая арифметика» (1676).

Исходной целью его исследования было упорядочение налогообложения в Англии. Для этого нужно было правильно оценить богатство страны и людей. Решая эту задачу, он не только описывал экономические явления, но и стремился раскрыть их сущность: объяснить «таинственную природу» налогов, денег, ренты, факторов богатства.

Петти анализировал богатство с позиции выявления налоговой способности населения. Богатство государства он делит на три части. Первое – богатство его подданных; второе – доля богатства, отдаваемая подданными государству для дела защиты, управления и др.; третье – это та часть упомянутой доли, которая идет на содержание короля, его двора. Первостепенную роль играет «первое» – богатство населения, его следует развивать как основу всего.

В отличие от меркантилистов Петти считал богатством страны не только драгоценные металлы и камни, но и товары, земли, дома, корабли, скот и т. д. А что создает богатство? «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля – его мать», – отвечал Петти. Общественный продукт, образующий богатство, он поделил на три части: возмещение затрат, заработную плату и чистый доход (ренту). При этом он пытается найти единую меру ценности благ (товаров, земли, денег). Он полагает, что «оценку всех предметов следовало бы свести к двум естественным знаменателям – к земле и к труду. Обычным масштабом ценности является среднее дневное пропитание взрослого человека, а не его дневной труд». Следовательно, в основе цены товара у Петти лежит затратный подход.

Анализируя ценность благ, Петти выделяет «естественную» и «искусственную» цену. Он пишет: «Если кто-нибудь может добыть… и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собой естественную цену другого…» (Антология экономической классики. М., 1993. Т.1. С. 38). Здесь выявился подход к определению ценности трудом.

«Искусственная» цена зависит не только от затрат труда, но и от многих других факторов – от колебания спроса и предложения, например, и др. Очевидно, под «искусственной» ценой Петти понимает собственно рыночную цену товара.

Кроме двух указанных видов цен Петти выделял еще и «политическую» цену. Она включает в себя более высокие затраты по сравнению с «естественной» ценой, отражающие воздействие на производство неблагоприятных политических факторов (революция, война и т. п.).

Деньги (золото, серебро) Петти считал товаром. Он осуждал политику порчи денег, так как это ни в коем случае не увеличивает богатство страны. Он считает, что количество денег, большее или меньшее необходимого, в равной мере вредно для страны. Петти ставит вопрос о необходимом количестве денег для обращения, выделяя факторы, влияющие на него. «Количество денег, необходимое для торговли, – писал Петти, – должно определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых по закону или обычаю иным образом».

Земельную ренту Петти определял как разницу между ценой товара и заработной платой. Из земельной ренты и цены земли он выводит «денежную ренту» – ссудный процент. Цену земли Петти рассматривал как определенное количество годичных земельных рент, т. е. фактически как капитализированную земельную ренту.

Таким образом, в отличие от меркантилистов, сконцентрировавших свое внимание на функционировании торгового капитала, Петти исследует не только торговый, но и промышленный капитал в денежной форме.

С именем Петти связана еще одна большая веха в развитии экономической мысли – создание основ экономической статистики.

Родоначальником классической политэкономии во Франции был Пьер Буагильбер (1646 – 1714). Его сочинение «Обвинение Франции» (1707) и другие дают описание тяжелого положения Франции, причин падения благосостояния народа. Главной причиной упадка хозяйства Буагильбер считал экономическую политику кольбертизма, сохранявшую в неприкосновенности феодальные отношения. Он критиковал французский меркантилизм.

В теоретическом плане Буагильбер анализировал понятие национального богатства (как совокупность производимых и реализованных благ), равновесие при обмене (паритет продаж и покупок), природу налогов. Однако он недооценивал роль денег, полагая, что их можно упразднить, чтобы не нарушался обмен товаров по «истинной стоимости», которая определяется затратами труда. Главной отраслью в создании богатства Буагильбер считал сельское хозяйство, отрицая вклад промышленности и торговли.

Важное значение имел тезис о том, что не государство, а природа является высшей и лучшей властью, регулирующей ход развития хозяйства. Ради достижения собственного интереса люди создают всеобщее благо без воздействия власти.

Много внимания уделял Буагильбер анализу налоговой политики, проводя мысль о необходимости реформы налоговой системы с той целью, чтобы уменьшить обложение крестьян.

Значительный вклад в развитие экономической науки во Франции сделал Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755). Его главная работа «О духе законов» охватывает все направления общественной мысли, в том числе и область экономики. Во-первых, доказывается, что все развивается по естественным законам. Во-вторых, лучший вид правления – демократическая республика, в которой жизнь граждан регулируется законами. Если законы перестают соблюдаться, то народное государство гибнет. В-третьих, государство не может быть основным собственником земель и промышленных предприятий. Неизбежным следствием этого является запустение и разорение хозяйства. В-четвертых, человек должен быть лично свободным, рабство антигуманно. В-пятых, справедливыми ценами являются те, что устанавливаются только конкуренцией; свобода торговли – необходимое условие развития хозяйства. В-шестых, богатство нации зависит от развития промышленности, земледелия, торговли, а не от внешних случайных факторов.


Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 691 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...